Если имя тебе — волонтер! | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (43) апрель 2023 г.

Дата публикации: 30.03.2023

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Сидоренко, Т. В. Если имя тебе — волонтер! / Т. В. Сидоренко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 92-93. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8241/ (дата обращения: 06.05.2024).



Воспитание сегодня базируется на национальных ценностях, определенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской федерации. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности? «Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа».

Приоритетом в воспитании подрастающего поколения является, на наш взгляд, воспитание человека Человеком! А это возможно только при привлечении ребенка к социально-значимым делам, формировании в нем потребности быть нужным людям. А перспективы для этого открывает волонтерское движение. Можно тысячу раз сказать — ребенок запомнит, но лучше от этого не станет. Важно примером «сподвигнуть» его на добрые дела. Неслучайно мы бы назвали слова поэта А. Яшина «Спешите делать добрые дела!» девизом волонтерства и добровольчества.

Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель : формирование у подростков положительного отношения к волонтерскому движению и желание стать его членом.

Задачи:

  1. познакомить с лексическим значением слова «волонтер» и подобрать синонимы к этому определению;
  2. дать обобщенное представление о волонтерской деятельности и о волонтерской деятельности объединений ЦДО;
  3. способствовать развитию личностных качеств обучающихся, желающих участвовать в добровольческом движении.

Планируемые результаты: принятие базовых национальных ценностей на личностном уровне — формирование милосердия, доброты, толерантности; приобретение первичного опыта выполнения различных социальных ролей, на основе усвоенных базовых национальных ценностей.

Форма проведения воспитательного мероприятия: неформальная встреча

Описание проведения воспитательного мероприятия

Спешите делать добрые дела!

А. Яшин

Организационный момент:

Педагог студии «Ярило» (Татьяна Викторовна) читает стихотворение Ю. Мориц «Песня о волшебнике»

Ведущий 1.

Здравствуйте, дорогие друзья. Наконец-то собрались вместе родственные творческие люди- ребята театрально — фольклорной студии «Ярило». А начали мы его стихотворением Юнны Мориц «Песня о волшебнике» и решили провести в форме неформальной встречи. Как вы думаете, почему именно с этого стихотворения мы и начали наш сегодняшний разговор?

(ответы детей о желании творить добро, помогать тем, кто нуждается в помощи)

Т. В. Совершенно верно. Перед нашим сегодняшним разговором в неформальной обстановке мы просили вас прочесть повесть А. П. Гайдара «Тимур и его команда». Внимание на экран (отрывок из фильма). Попробуем сейчас все вместе определить, о чем это произведение, какая главная мысль, красной нитью проходящая через эту повесть, актуальна и сейчас? Можем ли мы сказать, что и сегодня есть ребята, готовые, как и тогда, на бескорыстную помощь людям? (ответы детей; выслушивается мнение каждого желающего; затем педагог обобщает)

Ведущий 2. Я приглашаю вас на виртуальную экскурсию по нашему музею Детства. В нем есть экспозиция, посвященная пионерскому движению в СССР. Она напрямую связана с событиями, описываемыми в повести. Итак, внимание на экран (подключение виртуальной экскурсии по музею Детства, знакомство с тимуровским движением; с тем, кто такие тимуровцы).

Т. В. Ребята, я бы сейчас попросила вас поделиться мнением о том, что вы сейчас услышали. Не возникло ли у вас ощущение, что мы переместились на машине времени? (Ответы детей, что люди, бескорыстно помогающие другим, были всегда. Особую роль в жизни России они начали играть после Октябрьской революции. Самым ярким явлением в добровольчестве Союза стало тимуровское движение. А добровольцев подросткового возраста стали называть тимуровцами).

Ведущий 1. Я предлагаю вам сейчас просмотреть внимательно социальный ролик. А после просмотра мне бы хотелось продолжить с вами диалог.

(просмотр ролика о волонтерском движении сегодня, о бескорыстной помощи окружающим)

Ребята, как бы вы думаете, сюжет ролика кажется вам знаком? (ответы детей о добровольчестве)

Т. В. Мне бы хотелось услышать ваше мнение о том, кто же такие волонтеры, чем они занимаются, какими качествами необходимо обладать, чтобы стать волонтером? ( ребята отв., педагог записывает маркером на доске) Посмотрите, у нас с вами получился портрет волонтера. Посмотрим, совпадают ли названные вами качества с лексическим значением слова «волонтер»? Волонтер — это человек, который добровольно оказывает безвозмездную помощь людям, нуждающимся в особой поддержке и социальной защите, некоммерческим организациям, государству. Слово «волонтёр» пришло из латинского языка — voluntarius означает «доброволец», «желающий». Значит, что все мы с вами назвали верно. А синонимами к слову «волонтер» можно назвать слова (дети называют, педагог подытоживает)

Ведущий 2. Наш Центр дополнительного образования тоже активно вовлечен в волонтерское движение. А вот чем занимаются ребята отряда «Доброволец», они нам сейчас расскажут вместе со своим педагогом (просмотр презентации о работе отряда «Доброволец» ЦДО)

Т. В. Ребята, а кто-то из вас уже пробовал вырастить дерево? (ответы детей)

Да, это нелегкое, трудоемкое и длительное по времени действо. Я же хочу предложить вам посадить и вырастить дерево прямо сейчас. Согласны? А называться оно будет так: Дерево добрых дел. Вы называете, какие добрые дела сможете сделать вы, а я на доске буду прикреплять к стволу ваши предложения. Посмотрим, каким же будет наше древо. Итак, начинаем ( дети записывают на листочках, прикрепляют к магнитной доске на фоне песни «Творить добро»)

Посмотрите, какое пышное дерево у нас получилось. А вот чтобы листочки- добрые дела не опали, зависит только от нас с вами.

Ведущий1. Нельзя думать, что работа волонтера — это всегда 24 на 7. Хотя и такое бывает. Но если у вас есть желание совершить бескорыстное доброе дело, то и время найдется, и обстоятельство не помеха. Но у меня все-таки остался один вопрос, который мне не дает покоя:

Проблемный вопрос:

Можно ли человека заставить быть волонтером? Где заканчивается волонтёрство и начинается «обязаловка»?

(В ходе диалога приходят к мнению, что волонтерство ни в коем случае не должно насаждаться. Это веление души.)

Т. В. Я предлагаю сейчас побывать в роли девочки Жени из замечательной, доброй, поучительной сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Возьмите и вы по лепестку. Представьте, что он у вас единственный. Загадайте желание. Поделитесь своими желаниями с другими (дети озвучивают; педагог не комментирует!!!).

Ребята, вы, наверное, помните, как потратила девочка Женя лепестки волшебного цветка. Казалось бы, она просила у волшебного цветка все то, чего сама хотела, но счастлива так и не стала. А почему? (ответы детей)

Да, вы правы, потому что она просила все только для себя. А вот последний лепесток сделал ее по-настоящему счастливым, потому что она помогла мальчику стать здоровым. То есть, если доброе дело сделано не ради своей выгоды, оно более значимо.

Рефлексия : Т. В. Подводя итог нашему сегодняшнему разговору о важном, мне бы хотелось, чтобы вы помогли мне решить одну задачку: можно ли добро делать наполовину? Разобраться нам поможет известная притча:

По дороге шли трое: богач, середняк и бедняк. Вскоре они встретили нищего, который просил подаяния. Богач достал кошелек со 100 золотыми монетами и одну дал нищему. «Щедро, — подумал середняк. — Но я дам больше!» И дал нищему 3 серебряные монетки из своего толстого кошелька. А бедняк покрутил в руках последний медный пятак и отдал просящему. Вопрос: кто дал больше? Почему вы так считаете? (версии детей)

Поучительная история, не правда ли? В трактате «Дао Те Чинга», древнего китайского философа ЛаоЦу, есть постулат «Сердце, которое все отдает, собирает». На мой взгляд, эта притча как нельзя лучше его отображает. Как часто в суете современной жизни мы стали забывать простую истину «Чтобы что-то иметь, нужно сначала дать» и, возможно, эта притча заставит нас взглянуть на вещи под другим углом.

Мне бы хотелось, чтобы наша сегодняшняя неформальная встреча не прошла даром. У вас есть время оценить свои жизненные принципы, сориентироваться в мире добра и зла, понять, чего хотите именно вы, готовы ли вы стать частью добровольческого движения, как и ребята из старших групп нашего объединения. Выбор за вами.

Заканчивается встреча песней «Дорога добра» на слова Ю. Энтина, муз. М. Минкова (слова песни на экране) и чаепитием.

Задать вопрос