Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (43) апрель 2023 г.

Дата публикации: 27.03.2023

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Пилипейко, Н. П. Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника / Н. П. Пилипейко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8227/ (дата обращения: 06.05.2024).



Когда детям интересно учиться? Когда сам процесс обучения увлекателен, динамичен, насыщен разного рода деятельностью. И задача современного учителя сделать учебный процесс именно таким.

Моя деятельность в школе началась 8 лет назад в качестве заведующей школьной библиотекой. Работа школьной библиотеки является важным связующим звеном между образовательным и воспитательным процессом.

С одной стороны, задача библиотеки — обеспечить обучающихся учебниками, с другой, сделать библиотеку центром творчества, где собираются единомышленники.

Работая в школьной библиотеке, я имела возможность убедиться в том, что участие в различных мероприятиях, тематических вечерах, проводимых библиотекой, помогают учащимся не только развить кругозор, творческие способности, но и изменить своё отношение к учебе, заинтересоваться предметом [1]. Поэтому, когда я начала работать учителем начальной школы, из всех современных технологий, применяемых в процессе обучения младших школьников, я особое внимание обратила на проектную деятельность. Ведь именно проектная деятельность влияет на качество формирования ключевых компетенций, побуждает детей к творчеству, учит самостоятельно приобретать знания.

В младших классах применение проектной деятельности играет особо важную роль, так как с её помощью формируется активная позиция учащегося в учении, развиваются общеучебные умения и навыки, реализуется принцип связи обучения с жизнью [2]. Благодаря тому, что я, как библиотекарь, была хорошо знакома с тем, какую важную, развивающую роль в жизни младшего школьника играет книга, особое внимание мною было уделено проектной деятельности на уроках «Литературного чтения». Ранее полученный опыт помог мне осознать важность проектной деятельности не только в учебном процессе, но и её значимость в формировании коллектива и развития индивидуальных способностей каждого ребенка.

В процессе предпроектной работы выстраиваются межличностные отношения, ставятся задачи эксперимента и формируется тема проекта.

Так, изучая тему «Басни» и знакомясь с творчеством Ивана Андреевича Крылова, сначала был проработан этап подготовки к проекту.

Учащиеся выбрали тему проекта, распределили, кто и за что будет отвечать, какая литература может понадобиться при подготовке к проекту.

Следующим этапом к подготовке к защите проекта является малая конференция. Учащиеся отвечают на вопросы по карточкам, готовят устные выступления, подбирают к ним иллюстрации.

Более подробно хотелось бы остановиться на этапе «Инсценировка». В классе, в котором я работаю, около 15 % учащихся имеют двойное гражданство и русским языком владеют достаточно слабо. Из-за этого у них часто возникает проблема коммуникации в коллективе. Им сложно общаться, заводить друзей, поэтому их задействованность в проектной деятельности помогает решить эти проблемы. Учащиеся самостоятельно выбрали для инсценировки басню И. А. Крылова «Слон и Моська», распределили обязанности.

Работа над проектом позволила каждому ребенку раскрыть свои способности: кто-то проявил себя как артист, кто-то как режиссер, а в ком-то проснулся талант декоратора.

Проектная деятельность сплотила коллектив класса, учащихся стали дружнее, и те, кому раньше было тяжело находить общий язык с одноклассниками, сумели преодолеть сложившиеся у них комплексы.

Кроме того, учащиеся, которые в силу недостаточного владения языком не всегда имеют высокие оценки по «Литературному чтению», участвуя в проектной деятельности, повышают свои показатели, стремятся и в дальнейшем улучшать свою успеваемость по данному предмету.

Таким образом, проектная деятельность на уроках «Литературного чтения» в младших классах является серьезным средством мотивации в учёбе. Очень важно, чтобы учитель поддерживал интерес учащихся к данному виду творческой деятельности. По этому поводу мне вспоминаются очень мудрые слова Константина Георгиевича Паустовского: «Порыв к творчеству может угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи». Учитель должен понимать, что, проектная деятельность не должна носить эпизодический характер, она должна стать неотъемлемой частью учебного процесса в начальной школе. Только в этом случае детям, действительно, будет интересно учиться.

Не могу не отметить еще один очень значимый аспект данной проблемы. Работая над проектом, ребёнок вовлекает в свою деятельность всю семью. Это совсем не значит, что родители что-то делают за ребенка, но даже если они просто знают суть проекта, готовы что-то подсказать своему ребенку — это уже замечательно. Если же родители глубже вовлечены в работу над реализацией проекта, то, как это не парадоксально звучит, они получают возможность лучше его узнать, раскрыть для себя его таланты. И, безусловно, такая работа сплачивает семью, делает её членов ближе друг другу.

Особенно важно вовлекать в такую деятельность семьи мигрантов, которым необходимо адаптироваться в языковой и культурной среде. Хочу рассказать о конкретном случае из своей педагогической практики. В классе учится мальчик из семьи мигрантов. У него проблемы со здоровьем, языковой барьер, тяжело строить коммуникацию в коллективе. Для участия в инсценировке басни он получил роль без слов, но для него и его семьи было важно, чтобы он принял участие в проекте. Бабушка объехала все магазины города, чтобы купить для внука нужную маску слона.

Проектная деятельность это совместный труд учителя, учеников и их родителей, в результате которого достигаются важные цели: дети лучше узнают друг друга, становятся более самостоятельными и ответственными, учитель получает возможность лучше понять, над чем именно он должен работать с ребенком, в каком направлении выстраивать индивидуальную работу как с отдельным учеником, так и с коллективом класса в целом, родители больше времени проводят с детьми, начинают лучше понимать и своих детей, и их педагогов.

Литература:

  1. Пермякова О. А. Литературный марафон.// Начальная школа, 2014 г № 4, 10 стр.
  2. Кучкуда Е. Б. Проект — одна из форм организации работы по чтению. // Начальная школа, 2013 г № 1, 7 стр.
Задать вопрос