Работа с одарёнными детьми как фактор повышения эффективности и качества образования в условиях ФГОС | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогическая психология

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (43) апрель 2023 г.

Дата публикации: 25.03.2023

Статья просмотрена: 68 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, К. В. Работа с одарёнными детьми как фактор повышения эффективности и качества образования в условиях ФГОС / К. В. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8216/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье автор показывает, как на уроках английского языка организовывать работу с одарёнными детьми.

Ключевые слова: английский язык, мотивация, одаренные дети.

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети — это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться. В современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных детей, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования. [1]

Одаренность представляет собой сложное психическое образование, в котором переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие свойства психики, потенциальные задатки и особые способности, развитие или угасание которых обусловлено факторами личностного, социального и педагогического характера. [2]

Современная наука определяет понятие «одаренности» как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядны) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям и ярким результатам в одной или нескольких сферах. [3]

Отличительными особенностями одаренных детей, как отмечают психологи, являются: высокий уровень мышления и интеллекта, познавательная потребность, отличная память, хорошо развитая речь, большой словарный запас.

В то же время одаренного ребенка не устраивают традиционные методы обучения, так как у него нет возможности особо проявить, реализовать себя и, поэтому его одолевают скука, монотонность, а иногда и отрешенность от всего, что происходит на уроке. Одаренного ребенка характеризует стремление к лидерству, повышение требований к себе и окружающим, стремление к совершенству во всем, нетерпимость.

В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении иностранных языков. «Иностранный язык», в отличие от других учебных предметов, является средством коммуникации и познания инокультурного мира. Он обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности.

Основной упор в методике преподавания иностранного языка делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции как основе познания мира, в котором мы живем. Этот метод ориентируется на личность школьника, позволяет учитывать сущность языка как главнейшее орудие мышления и деятельности человека, как средство становления личности и позволяет теснее связывать учебный процесс с иноязычной культурой и с жизненными запросами учащихся. [4]

Определив одаренных ребят, учитель должен заинтересовать их своим предметом, его значимостью на современном интегрированном развитии общества, научить их логически мыслить, обогатить их познания, словарный запас, занимать их творческими, проблемными заданиями, дать толчок творчеству и пробудить воображение, предпринимать все возможное для развития их одаренности.

К основным общим принципам обучения одаренных детей относятся:

принцип развивающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.

принцип индивидуализации и дифференциации обучения . Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.

принцип учета возрастных возможностей . Этот принцип предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям. [5]

Одной из приоритетных задач современного общества специалисты всё чаще называют задачу по выявлению одарённых детей , созданию условий для развития и реализации их потенциальных возможностей. Забота об одарённых детях сегодня — забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. В современном обществе самой большой ценностью признана свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в постоянно меняющемся мире. Перед нашей школой стоит задача создания таких условий, при которых можно поддерживать и развивать индивидуальность ребенка, не растерять его способностей, не затормозить их рост, а реализовывать и развивать потенциальные возможности, обеспечить образовательные потребности одарённых детей, чтобы в будущем эти способности превратились в их достижения. Решение этой задачи происходит на учебных занятиях, и, конечно, очень важно говорить о содержании образования, которое должно соответствовать поставленным целям. Здесь можно говорить о четырех основных подходах в работе с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Все эти подходы можно реализовывать в той или иной степени на уроках и в процессе внеурочной деятельности. [6]

Основными задачами федерального государственного стандарта общего образования являются:

– формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;

– становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;

– системно-деятельностный подход позволяет увидеть одаренного ребенка и в системе работать с ним, добиваясь результатов.

Первоочередной задачей передо мной стала повышение мотивации на уроках английского языка за счет внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Позвольте учащемуся, который выполнил базовую программу самому выполнить тест, например на сайте language link.com на независимую оценку и он с огромным удовольствием пройдет его и подтвердит свои прочные знания по английскому языку. Обязательным условием такой работы должен быть рейтинг успеваемости. Он может быть представлен как в милых картинках, так и в серьезных графиках, диаграммах, вывешенных на стенде в классе.

Во- вторых, повысить интерес к предмету и выявить одаренных детей и учащихся со способностью к языкам, позволяют конкурсы, в которых учащиеся школы принимают участие. Здесь необходимо отметить, что в любом конкурсе и мероприятии необходимо проявить особую активность учителю, организовать, подобрать, предложить, а может и настоять, чтобы получить необходимый результат. И здесь так же очень важна работа учителя, станьте модератором идей учащегося, что-то исправьте, уберите, но не в коем случае не выбирайте за ребенка тему работы и не критикуйте его выбор, может эта информация известна вам, а ребенок только открывает в этой области новое.

В- третьих, определённую роль в повышении мотивации учащихся к изучению иностранного языка играет внеклассная работа. Формы её самые разнообразные: от КВН в младших классах до вечеров на английском языке для старшеклассников.

И, на мой взгляд, последнее, но немаловажное условие в создании условий по выявлению одаренных детей — это кабинет. Переступая порог кабинета иностранного языка, ученик должен оказаться в другом мире — мире английского языка и культуры, где всё, начиная от традиционных наглядных пособий и кончая мелочами, должно выглядеть непривычно, не так как в любом другом кабинете школы. Ребенок должен понять, что именно в этом кабинете его ждут, верят в его успехи и не упустят его одаренности.

Литература:

  1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для учителей. М., 2002. 3. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности. М. 2003.
  2. Доровской А. И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. М.: Российское педагогическое агентство, 2005
  3. Клапаред Э. Как определить умственные способности школьников. Пер.Е. С. Коц и А. И. Карасика. Под ред.Л. Г. Оршанского.Л., Сеятель, 2007.
  4. Миллер, А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я / А. Миллер. — М.: Академический проект, 2001.
  5. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: учеб. пособие / под. ред. А. М. Матюшкина; Издательство Московского психолого-социального института. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
  6. Бабаева Ю. Д., Лейтес Н. С. Психология одаренности детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ под ред. Н. С. Лейтес. — М.: Академия, 2000.
Задать вопрос