Применение нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (43) апрель 2023 г.

Дата публикации: 25.03.2023

Статья просмотрена: 1591 раз

Библиографическое описание:

Забудская, Е. П. Применение нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи / Е. П. Забудская. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8215/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда. Опыт применения нейропсихологического подхода в коррекции нарушений речи.

Ключевые слова: тяжелые нарушения речи, нейропсихологический подход, учитель-логопед.

С каждым годом число детей с нарушениями речи растет. По данным Росстата, если в 2015 году детей, обучающихся по адаптированным программам, насчитывалось около 15 тысяч, то к 2020 году эта цифра увеличилась до 87 тысяч. Причем увеличивается не только число детей с нарушениями, но и степень тяжести этих нарушений. Причины такого роста различны: ухудшение экологии, социальная обстановка в обществе, органические нарушения головного мозга в пренатальном, натальном и постнатальном периодах и т. д.

Тяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу — поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций [3].

Речь, как ВПФ осуществляется при участии трех основных блоков головного мозга [2]:

  1. Энергетический блок, активация мозга.
  2. Блок приема, переработки и хранения информации.
  3. Блок программирования, регуляции и контроля.

Недостаточное развитие энергетического блока приводит к тому, что дети быстро утомляются, их энергетического ресурс быстро истощается.

Если недостаточно развит второй блок мозга, то ребенок испытывает проблемы с памятью, а также сталкивается с трудностями написания (например, зеркальное отображение букв). Данный блок отвечает и за фонематическое восприятие, отвечающее за различение звуков.

При недостаточном развитии блока программирования у ребенка нарушается контроль поведения, нарушается умение действовать по образцу.

Чтобы речь развивалась правильно, необходима согласованная работа не только всех трех блоков, но и согласованная работа левого и правого полушарий.

С помощью активизации межполушарного взаимодействия можно более эффективно корректировать имеющиеся у детей с тяжелыми нарушениями речи недостатки речевой, двигательной и интеллектуальной сфер, поведенческие расстройства.

Основной целью использования нейроупражнений учителем-логопедом с детьми с ТНР является активизация речевой активности.

При этом необходимо учитывать, что применение данного подхода в работе логопеда является дополнением к основной коррекционной программе и реализуется совместно с ней.

Для достижения цели сформулированы следующие задачи:

— Развивать фонематический слух, слухоречевое внимание.

— Развивать ВПФ: речь, мышление, память, внимание.

— Развивать межполушарное взаимодействие детей.

— Развивать согласованность трех основных блоков мозга.

Недостаточная сформированность межполушарного взаимодействия у дошкольников с ТНР приводит к дальнейшим сложностям в усвоении программного материала и трудностям в обучении. Развивать и укреплять взаимосвязь между левым и правым полушарием позволяет наука кинезиология, которая предполагает активизацию межполушарного взаимодействия через определенный комплекс движений.

Кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность ребенка, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания [1]. Упражнения должны выполняться ежедневно, продолжительность занятия зависит от возраста дошкольников (от 5 минут до 25).

Нейропсихологические упражнения и игры необходимо использовать в начале логопедического занятия. Это позволяет активизировать познавательные процессы ребенка, сконцентрировать его внимание для дальнейшей работы с ним на занятии.

При выполнении нейроупражнений важна точность и правильность их выполнения. Поэтому целесообразно сначала индивидуально обучить каждого ребенка выполнению того или иного упражнения, в последствии увеличивая объем и усложняя сами задания. Регулярное применение нейроупражнений и игр в дополнение к основному занятию позволят значительно повысить усвоение программного материала, а также будут способствовать улучшению развития общей и мелкой моторики, координации движений.

В работе учителя-логопеда нейрогимнастика помогает развить у детей двигательную активность, общую и мелкую моторику, умение концентрировать свое внимание, развивает умение к произвольному контролю, совершенствует фонематическое восприятие. Вот пример некоторых упражнений, которые используются мной в работе с детьми с ТНР:

Игра «Палитра»

Цель: развитие речевых, двигательных навыков, активизация межполушарного взаимодействия.

Ребенку предлагается положить каждый палец так, чтобы ему соответствовал определенный цвет. Далее предлагается карточка с определенной последовательностью цветов. В соответствии с ней ребенок должен поднять тот палец, которому соответствует цвет в карточке.

Игра «Лабиринты»

Цель: развитие речевых, глазодвигательных и графомоторных навыков, активизация межполушарного взаимодействия.

Инструкция: проходить лабиринты одновременно двумя руками, передвигая пальчики на встречу друг другу с произнесением звуков/слов.

В своей работе я применяю разные варианты данной игры.

«Зеркальное рисование» . Выполнение данного упражнения способствует синхронизации и активизации межполушарного взаимодействия, развивает восприятие и память. Для выполнения данного упражнения ребенку необходимо одновременно обеими руками рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Рисовать можно как карандашами на листе, так и в бассейне с песком.

«Нейротаблицы»

Цель: развитие речевых, глазодвигательных навыков, активизация межполушарного взаимодействия.

Ребенку необходимо находить одинаковые картинки и показывать их двумя руками (в таблицах рисунки находятся в разных местах) при том ребенок должен проговаривать то, что показывает.

В работе я применяю как поиск одинаковых картинок, так и поиск картинки и ее тени.

Нейроигра «Переключалки»

Данная игра относится к нейрогимнастике. Ребенку необходимо менять положение пальцев рук, проговаривая определенные слоги. Это позволяет координировать три отдела головного мозга: зрительный, двигательный и речевой. При этом задействованы оба полушария мозга.

Кинезиологические упражнения. Нейрогимнастика

В работе я применяю разнообразные комплексы кинезиологических упражнений, например: «Ухо-нос», «ребро-ладонь-кулак». Упражнения выполняются с проговариванием звуков/слов. Помимо этого я также использую упражнения «Кольцо», где ребенку необходимо по очереди перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем, при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение выполняется как в прямом, так и в обратном порядке.

Упражнение «Жаба». Руки лежат на столе (одна сжата в кулак, другая лежит ладонью вниз). Ребенку необходимо попеременно менять положения рук, проговаривая звуки, слоги или слова.

Упражнение «Кулачок — ладошка». Ребенку дается следующее задание: необходимо согнуть на уровне груди правую руку в локте перед собой, при этом ладонь расправлена, а левую руку согнуть в локте и поднять вверх, ладонь сжимаем в кулак. Положение рук меняется через хлопок с проговариванием звуков, слогов, слов на автоматизацию.

Также в работе я применяю пальчиковые игры на развитие межполушарных связей, игру «Повтори за мной», в которой детям необходимо глядя на карточку, повторить позу.

Также посредством нейроупражнений у детей с ТНР мы отрабатываем чувство ритма и слуховое восприятие, через ритмичные упражнения. Детям необходимо по схеме простучать ритм с помощью шариков или пальцев.

Также работы над чувством ритма мы проводим в подвижных упражнениях, где детям также опираясь на определенные схемы, необходимо прохлопать или простучать ритмичный рисунок.

Нейропсихологические игры с мячом

В работе я применяю несколько видов нейропсихологических игр с мячом. Например, из игр в кругу, применяю игры: «Части тела», «Передай одной рукой».

Также с детьми выполняем упражнения в паре (взрослый-ребенок или ребенок-ребенок). Упражнения, которые выполняются сидя. Исходное положение: игроки находятся напротив друг друга (если дети еще не достаточно хорошо усвоили, понятия «справа — слева», то на левые руки можно браслет). Все упражнения выполняются с проговариванием слов/звуков.

Работа в данном направлении проводится также в рамках детско-родительского клуба с детьми и родителями группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. На заседании клуба родителям объясняется значимость выполнения нейропсихологических упражнений, а также дается набор базовых упражнений, которые они впоследствии смогут реализовать дома с детьми. Привязка нейроупражнений к логопедическим домашним заданиям позволяет родителям более эффективно и интересно проводить занятия с ребенком дома.

В заключении, хочется отметить, что регулярное применение нейроупражнений в работе учителя-логопеда с дошкольниками с ТНР в дополнение к основной коррекционной работе положительно влияет на процесс обучения таких детей, способствует улучшению физического, психического, эмоционального состояния, активизирует познавательные процессы, что в свою очередь способствует лучшей коррекции нарушений речи (письма) и чтения.

Литература:

  1. Беляева Ю. А. Развитие межполушарного взаимодействия головного мозга средствами кинезиологических упражнений у детей с нарушениями речи / Ю. А. Беляева. — Текст: непосредственный // 1 сентября — 2022. — № 2 (11). — С. 56–60.
  2. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. — М.: 1996.
  3. Чердакова, Е. М. Использование нейропсихологического подхода в коррекции речевых нарушений / Е. М. Чердакова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 517–518.
Задать вопрос