Начало проведения либерально-демократических реформ в области образования в 90-е годы XX века | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История образования и педагогики

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (43) апрель 2023 г.

Дата публикации: 27.03.2023

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Рахматов, А. А. Начало проведения либерально-демократических реформ в области образования в 90-е годы XX века / А. А. Рахматов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8198/ (дата обращения: 04.05.2024).



В данной статье автор анализирует начало 90-х годов XX века, в котором вследствие резких изменений в политической и экономической ситуации, сопровождался беспрецедентным сокращениям бюджетного финансирования, при большой активности средств массовой информации и различного рода реформаторов образовательная система начала разрушаться. Большинство из тех причин, которые обусловили негативные процессы в высшем образовании в прежние годы, не только не исчезли, но даже усугубились.

Ключевые слова: демократические реформы, новое время, система образования, подготовка специалистов, дефицит знаний, реформы образования.

In this article, the author analyzes the beginning of the 90s of the XX century in which, due to sharp changes in the political and economic situation, was accompanied by unprecedented cuts in budget funding, with great activity of the media and various kinds of reformers, the educational system began to collapse. Most of the reasons that caused the negative processes in higher education in previous years, not only did not disappear, but even worsened.

Keywords: democratic reforms, modern times, education system, training of specialists, lack of knowledge, education reforms.

Для многих стран мира противоречивый XX век был временем стремительного накопления знаний, их рационального применения, и бездумного, варварского использования. Тем не менее, образование стало одной из величайших ценностей. Во второй половине XX века число обучающихся на планете возросло с 437 млн человек в 1960 году почти до миллиарда (990 млн человек). 18 % населения планеты к концу столетия получили статус учащихся.

В XX веке динамично развивалась высшая школа: численность студентов выросла с 13 млн человек в 1960 году до 65 млн в 1991 году.

Позитивную динамику развития высшего образования не сохраняла только Россия: в нашей стране в середине 90-х годов XX столетия студентов было меньше, чем в 1980 году.

В начале проведения либерально-демократических реформ в области образования было достаточно много проблем, от решения которых зависела возможность страны развиваться в соответствии с вызовами времени. Ведущими среди них были следующие.

  1. Перепроизводство специалистов для областей, в которых интеллектуальный капитал был востребован на уровне 70–75 %. Разбалансированность системы образования и производства привела к тому, что среди безработных первой половины 90-х годов XX века 60 % приходилось на долю лиц с высшим образованием.

Несоответствие системы обучения профессионально-квалификационным стандартам нового времени. Отклонения были как в одну, так и в другую сторону: в большинстве случаев уровень подготовки был недостаточным (банковское дело, биржа, страховое дело, ценные бумаги, инвестиции, сфера услуг и т. д.) в других случаях — избыточным.

  1. Низкий уровень подготовки специалистов в области менеджмента, особенно менеджмента качества, оптимизации и рационализации управленческого труда. Особый дефицит — знание специалистами иностранных языков.

Эти и другие проблемы не давали основания для дискредитации отечественной системы образования, а сама она обладала потенциалом, способным сохранить конкурентные преимущества, развиваясь эволюционным путем. К сожалению, власть избрала иной курс — курс революционных переворотов и радикальных реформ.

Наиболее глубокий, объективный и ответственный анализ всего, что связано с процессами, развивавшимися в рамках высшей школы в последнем десятилетии XX века, принадлежит В. А. Садовничему, его коллегам из Российского союза ректоров и Московского государственного университета.

– у государства нет долгосрочной национальной программы перспективного развития системы образования;

– финансирование проводилось по остаточному принципу;

– произошла дальнейшая девальвация статуса и роли инженера, учителя, врача;

– в результате резкого падения производства в промышленности и сельском хозяйстве, перестройки системы управления в еще большей степени, чем ранее, проявилась невостребованность обществом выпускников вузов и, как следствие, полностью разрушена система распределения молодых специалистов, утрачена их социальная защищенность;

– продолжалась политика уравнивания вузов независимо от их реальных достижений, потенциала и возможностей.

В первой половине 90-х годов XX века появилось немало новых фактов, свидетельствующих о дальнейшем нарастании кризисного характера функционирования национальной системы высшего образования.

В средствах массовой информации, в структурах управления была развернута беспрецедентная, безудержная пропаганда западной модели системы образования, в первую очередь американской.

При этом совершенно не принимались во внимание ни экономические условия, в которых действует та или иная система, ни специфические особенности довузовского образования стран. Кроме того, не учитывалась специфика функционирования системы образования в конкретной социально-экономической обстановке, игнорировались национальные традиции, отечественный опыт, степень подготовленности преподавательских кадров к выполнению того или иного типа работ.

Наконец, и это является одним из самых существенных обстоятельств, не было проведено детальное сравнение различных систем образования, не вычленены элементы каждой из них, не выявлены те специфические черты нашей системы, которые обеспечили СССР паритет и даже превосходство перед Западом.

Пострадала фундаментальная наука. Развал большинства академических и университетских исследовательских институтов, отсутствие ассигнований на проведение научных разработок перевели научных сотрудников в число наименее защищенных членов общества, сделали научно-педагогический труд не престижным, не нужным для общества. Пропаганда в средствах массовой информации образа удачливого бизнесмена, торговца, предпринимателя, даже при сомнительном происхождения первоначального капитала, и одновременное описание научного творчества как удела людей либо далеких от реальности, либо не умеющих адекватно реагировать на изменения условий жизни и деятельности, привела к серьезным негативным сдвигам в общественном сознании.

Разрушалась система обеспечения высшего образования учебниками и учебными пособиями; перспективные планы их подготовки и издания сворачивались. Обучение в вузах велось по книгам, многие из которых трудно отнести к современным. Но даже их количество в библиотеках неуклонно снижалось как за счет естественной убыли, так и за счет того, что некоторые библиотеки стали частично распродавать свои фонды для поддержания финансового положения. Если принять во внимание то обстоятельство, что на подготовку нового учебника требуется минимум 3 года, то легко прийти к выводу, что проблема учебно-методического обеспечения высшей школы становилась все более злободневной. Вузы не имеют возможности приобретать комплекты учебной литературы, по многим предметам их фактически нет. Из-за отсутствия контроля за выпуском литературы появилось много изданий низкого содержательного и методического уровня, тиражирующих огромное количество ошибок и неверных утверждений. Прежде всего, это касается изданий для школьников, что особенно опасно.

Вузовские библиотеки перестали получать научную периодику и другую научную литературу. Книжные магазины торговали, да и торгуют чем угодно, кроме учебной или научной литературы, а те научные издания, которые изредка попадают на торговые прилавки, продаются по астрономическим ценам, недоступным для студента. Фактически перестала выполнять свои функции государственная система научно-технической информации.

Связи между вузами ухудшились, система повышения квалификации и переподготовки преподавательских кадров, которая и ранее работала недостаточно эффективно, перестала функционировать из-за отсутствия средств. Единое образовательное пространство страны оказалось деформированным.

Реформа высшего образования осуществлялась в отрыве от состояния дошкольного, начального, общего и специального среднего образования, системы повышения квалификации и массового просвещения.

Создание целого ряда альтернативных образовательных учреждений способствовало возникновению среди них и таких, которые по своей сути стали пунктами по легальной торговле дипломами и иными документами об образовании. В результате наносится не только непоправимый вред народному хозяйству и безопасности страны, но и глубокая психологическая травма тем молодым людям, которые в результате своей недостаточной осведомленности о характере избранного ими учебного заведения в итоге теряют годы жизни, оказываются без денег, без образования, без возможности получить его в будущем.

Литература:

  1. Профессиональная педагогика. Учебное пособие для СПО. В 2-х частях. Часть 2 / ред.
  2. Психология и педагогика. Учебник / ред. Пидкасистый П. И. М.: Юрайт, 2019.
  3. Речицкая Е. Г. Сурдопедагогика. Учебник. М.: Владос, 2010.
  4. Рожков М. И., Макеева Т. В. Социальная педагогика. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2017.
  5. Руденко А. М. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Феникс, 2018.
  6. Рындак В. Г., Щуркова Н. Е., Аллагуев А. М. Педагогика. Учебник. М.: Юрайт, 2017.
  7. Савенков А. И. Педагогика. Исследовательский подход в 2 ч. Часть 1. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019.

Ключевые слова

система образования, подготовка специалистов, новое время, реформы образования, демократические реформы, дефицит знаний
Задать вопрос