Содержание работы педагога-психолога по оказанию помощи в построении жизненных целей в ранней юности | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогическая психология

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (43) апрель 2023 г.

Дата публикации: 17.03.2023

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Маталыгина, Е. Г. Содержание работы педагога-психолога по оказанию помощи в построении жизненных целей в ранней юности / Е. Г. Маталыгина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8165/ (дата обращения: 06.05.2024).



Ранняя юность является сензитивным периодом для построения образов будущего, определения жизненных целей. В статье описаны основные направления работы педагога-психолога по оказанию помощи в построении жизненных целей в ранней юности: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное.

Ключевые слова: жизненные цели, ранняя юность, целеполагание, построении жизненных целей.

Ранний юношеский возраст — один из ответственных периодов формирования личности, который включает осознание смысла жизни и ее целей. На построение жизненных целей в ранней юности влияют развитие самосознания, расширение когнитивных способностей и кругозора, складывающиеся мировоззренческие установки, наличие самоподкрепления и внешнего подкрепления, кризис идентичности (Л. С. Выготский, И. С. Кон, Ф. Райс, Э. Эриксон и др.). Рассмотрением вопросов оказания помощи в построении жизненных целей в ранней юности занимались В. К. Абрамович, Н. В. Власова, С. С. Казанцева, И. К. Кравчук, Н. Л. Кучинская, И. Р. Луговская, М. Ю. Маркова, А. А. Морозова и др.

Цели выступают воплощением мотивов и ценностей личности и предвосхищают близкие и отдаленные результаты деятельности в различных сферах. Данное предвосхищение выполняет функцию стимулирования и программирования жизнедеятельности индивида [1].

И. А. Демина при определении содержания работы по оказанию помощи в построении жизненных целей в ранней юности считает необходимым акцентировать внимание на следующих компонентах планирования жизненного пути и жизненных целей:

  1. Перспектива — постановка целей, «как следствие построения «пирамиды» ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностный ориентаций»;
  2. Определение способов достижения целей, путей, которым юноша намерен следовать, и те объективные и субъективны ресурсы, которые ему для этого понадобятся;
  3. Осознание ценности и смысла реализации жизненных планов [1, с.19].

Анализ современных исследований позволяет выделить следующие направления работы по оказанию помощи в построении жизненных целей в ранней юности: диагностическое, коррекционно-развивающая работа, психолого-педагогическое консультирование. Каждое из них имеет свои особенности.

Целью диагностического направления является выяснения действительных личностно-значимых целей юноши для составления образ его мотивированных действий и использования этого образа при проведении групповой или индивидуальной работы. Получить необходимые сведения психолог может с помощью бесед, интервьюирования, анкетирования, тестирования, наблюдения, экспертных опросов и др.

Так, с целью определения особенностей смысложизненных ориентаций в ранней юности в качестве диагностического инструментария можно использовать:

– тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д. А. Леонтьева [2, с. 3]. Тест позволяет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни. Тест СЖО является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Д. Крамбо и Л. Махолика.

– «морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ) В. Ф. Соповой, Л. В. Карпушиной направлен определения мотивационно-ценностной структуры личности [3, с. 10]. Предлагаемый вариант диагностики жизненных ценностей призван помочь педагогу-психологу как в индивидуальной диагностике и консультировании, так и при исследовании различных групп (трудовых и учебных коллективов) по проблемам мотивации, для лучшего понимания важности различных жизненных сфер деятельности.

– опросник «Жизненных ценностей» Ш. Шварца. В методологии исследования жизненных ценностей Ш. Шварца, под ценностями понимает «желаемые, выходящие за рамки конкретных ситуаций цели, отличающиеся друг от друга по значимости и являющиеся руководящими принципами в жизни людей» [4, с. 10].

Таким образом, диагностические направление работы по оказанию помощи в построении жизненных целей в ранней юности позволяет выяснить личностно-значимые цели юноши для дальнейшей групповой или индивидуальной работы.

Коррекционно-развивающая работа имеет целью создание условий для коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся учащимся через психолого-педагогическое взаимодействия с включением в него разного рода социальных мер [5, с. 16]. Коррекционно-развивающая работа как одно из направлений работы по оказанию помощи в построении жизненных целей в ранней юности предполагает развитие целеполагания в раннем юношеском возрасте, исходя из плана индивидуального самоопределения, социальной значимости целей, предвосхищения социальных последствий своих действий при постановке системы целей.

Одним из эффективных видов работы в рамках данного направления, на наш взгляд, являются тренинги, поскольку позволяют комбинировать различные способы и приемы взаимодействия. Например, С. С. Казанцева при проведении «Тренинга развития жизненных целей» использовала такие методы и приемы работы, как: психологические упражнения и игры, мини-лекции и беседы, сюжетно-ролевые игры, моделирование ситуаций, групповые дискуссии и мозговой штурм, постановка и использование театральных сюжетов и этюдов, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, рефлексия различных состояний, самодиагностика и диагностика, конструирование позитивных моделей поведения и т. д. [6, с. 5].

Предлагаемый С. С. Казанцевой тренинг состоит из трех частей:

  1. Во вводной части предусмотрены психологические игры и упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения, создание благоприятной, доброжелательной атмосферы, создание психологического комфорта и безопасности для всех участников, а также ритуал приветствия и усвоение правил работы.
  2. Основная часть, которая направлена на освоение новых знаний и идей, приобретение новых навыков и установок, выработку и выработку личной поведенческой стратегии, осмысление полученного опыта, выработку ценностно-значимой личностной концепции взаимодействия с миром, мини-лекции и дискуссии психолога, сюжетно-ролевые игры, дискуссии и дискуссии и др.
  3. Заключительная часть включает в себя подведение итогов, интеллектуальную и эмоциональную рефлексию и ритуал прощания [6, с. 2].

Психолого-педагогическое консультирование лиц юношеского возраста и родителей (законных представителей) по вопросам помощи в построении жизненных целей помогает учащимся увидеть, каким образом их выбор может повлиять на дальнейшую жизнь и успешность в профессиональной деятельности, найти пути достижения жизненных целей, заинтересовать их в реализации задуманного, научить не отказываться от желаемого при неудачах, а продолжать двигаться вперед.

Работа с учащимися раннего юношеского возраста может проводиться педагогом-психологом как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Ориентировочными результатами работы педагога-психолога по оказанию помощи в построении жизненных целей с учащимися раннего юношеского возраста должны быть:

– убеждение в том, какую важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют цели, представления о будущем;

– осознание своих потребностей и самостоятельные постановки целей;

– умение учитывать такие требования при постановке цели, как конкретность, измеримость, достижимость, актуальность для конкретного человека, ограниченность во времени и подкрепленность ресурсами;

– освоение навыков планирования и контроля;

– умение выстраивать личностную программу будущего, включающую в себя информацию о том, чего бы хотелось достичь через год, через три, через семь лет и т. д. [7, с. 6].

Оказание помощи в построении жизненных целей в ранней юности может проводиться с использованием групповой формы работы.

Таким образом, содержание работы педагога-психолога по оказанию помощи в построении жизненных целей в ранней юности включает следующие направления:

 диагностическое (позволяет выяснить личностно-значимые цели и ценности юношей для дальнейшей групповой или индивидуальной работы);

 коррекционно-развивающая работа (имеет целью создание условий для коррекционно-развивающей поддержки и саморазвития учащихся через психолого-педагогическое взаимодействия с включением в него разного рода социальных мер; направлена на развитие целеполагания в раннем юношеском возрасте исходя из плана индивидуального самоопределения, социальной значимости целей, предвосхищения социальных последствий своих действий при постановке системы целей; реализуется с помощью тренингов, мини-лекций, дискуссий, ролевых игр, мозгового штурма и др.);

– психолого-педагогическое консультирование лиц юношеского возраста по вопросам помощи в построении жизненных целей.

Литература:

  1. Демина, И. А. Психологические особенности планирования будущего в возрасте ранней юности / И. А. Демина. — Текст: непосредственный // Известия Алтайского государственного университета. — 2000. — № 6(128). — С. 18–22.
  2. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций / Д. А. Леонтьев. ‒М.:Смысл, 2000. — 18 с.
  3. Сопов, В. Ф. Морфологический тест жизненных ценностей: Руководство по применению / В. Ф. Сопов, JI. В. Карпушина. — Самара: СамИКП-СНЦ РАН, 2002. — 56 с.
  4. Карандышев, В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. — 70 с.
  5. Осипова, Е. А. Основные направления деятельности педагога-психолога / Е. А. Осипова, Е. В. Чуменко.– Минск: АПО, 2006. — 84 с.
  6. Казанцева, С. С. Рабочая психолог-педагогическая программа векурочной деятельности духовно-нравственное направление «Тренинг развития жизненных целей» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://shkola127.ucoz.ru/Vospit_rabota/giznestoykost/trenin_zhiznennykh_celej_6–9_kl..pdf. — Дата доступа: 05.02.2023.
  7. Кравчук, И. К. Целеполагание как важный фактор формирования у подростков ответственного отношения к своей жизни [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://fcprc.ru/wp-content/uploads/2021/01/Kravchuk-I.K.-TSelepolaganie-kak-faktor-formirovaniya-otvetstvennogo-otnosheniya-k-zhizni-Kemerovskaya-obl.pdf. — Дата доступа: 02.02.2023.

Ключевые слова

целеполагание, ранняя юность, жизненные цели, построении жизненных целей
Задать вопрос