Причины общения подростков в социальных сетях | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогическая психология

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (43) апрель 2023 г.

Дата публикации: 13.03.2023

Статья просмотрена: 225 раз

Библиографическое описание:

Петроченко, Т. М. Причины общения подростков в социальных сетях / Т. М. Петроченко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8155/ (дата обращения: 06.05.2024).



Особую значимость вопросы общения приобретают в подростковом возрасте (Л. С. Выготский, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.). Интимно-личностное общение со сверстниками является, согласно Д. Б. Эльконину, ведущей деятельностью в подростковом возрасте. В это время ведущей деятельностью становится общение, а основной задачей данного и последующих периодов являются достижения идентичности и построение доверительных межличностных отношений с окружающими, что придает особую значимость восприятию, выражению и регуляции эмоциональной составляющей коммуникативного процесса [1].

И. С. Кон считает, что психология общения в подростковом возрасте строится на основе переплетения потребности в обособлении, эмансипации от контроля взрослых и аффилиации, принадлежности к какой-либо группе или общность. «Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутомимую жажду коммуникации и группирования со сверстниками, в обществе которых они находятся или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, спасение от скуки признание собственной значимости. Для подростка важно не только быть вместе со сверстниками, но, и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других — быть признанным, любимым товарищем, для третьих — непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения подростков, особенно младших подростков» [2, c. 97].

Социальная сеть — это платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы.

Под воздействием Интернета происходят изменения в ценностных ориентациях подростков, формируется новый по своему содержанию, качеству вид общения. Такое стремительное развитие информационных технологий и захват социальными сетями внимания подавляющего большинства подростков ставит проблему влияния виртуального общения на способность полноценно общаться в реальной жизни.

Для большинства подростков использование сайтов социальных сетей и обмен текстовыми сообщениями в мессенджерах стали значительной частью повседневной жизни, но согласно многим исследованиям, они всё ещё предпочитают общаться лично.

Обмен текстовыми сообщениями — наиболее предпочитаемый тинейджерами для общения, многие из них считают, что социальные сети помогли их дружбе. В то же время подростков привлекает возможность установления дружеских отношений со сверстниками и эффективное общение с ними в реальной жизни находят, что общение в реальной жизни.

Сеть Интернет выводит современное общество на новый уровень развития и значительно расширяет наши возможности: обмен информацией, общение между людьми, поиск работы, саморазвитие и многое другое. Социальные сети, как одна из важных сегодня составляющих сети Интернет, помогают подросткам в самореализации, а одобрение группы пользователей и «виртуальных друзей» становится более значимым, чем одобрение неким, часто отстраненным, «обществом». В социальных сетях отсутствуют какие-либо условности, которых невозможно избежать в реальном общении, многим молодым людям труднее общаться в реальной жизни и гораздо проще излагать свои мысли письменно. Общаясь в социальной сети, подросток может искажать информацию о себе, предлагать собеседникам вымышленный образ, принимать решение о прекращении общения без объяснений и т. п.

С другой стороны, социальные сети вносят изменения в процесс социализации, становления и развития личности подростков, что, в конечном счете, должно проявляться и в изменениях социальной активности подростков.

Г. В. Нестерова подчеркивает, что социальные сообщества Интернет могут отодвигать на второй план классические институты социализации  семью, школу, реальных друзей, а также перенаправлять социальную активность молодежи из реального мира в виртуальный. Сегодня при помощи социальных сетей подросток практически полностью может заменить себе реальный мир и реальную жизнь, ведь сейчас через сеть Всемирную паутину есть возможность общаться с людьми из разных городов и стран, дистанционно получать образование, играть в игры-симуляторы, имитирующие реальную жизнь в виртуальной действительности и многое другое. Часть из этих возможностей способны реализовывать социальные сети, что, безусловно, очень привлекает современное молодое поколение [3].

Несмотря на то, что мотивы использования социальных сетей отличаются для взрослых и подростков, лидирующим, так или иначе, остается стремление к поддержанию контактов с другими людьми (Г. У. Солдатова, О. И. Теславская и др.). Для подростков, наряду с мотивом связи со своей социальной группой, мотив избегания скуки также остается важным предиктором негативных последствий высокой интеграции социальных сетей в жизнь (Дж. Стокдейл, Р. М. Коин и др.).

Однако утверждать только негативный эффект социальных сетей было бы неправильно, т. к. любые причины использования социальной сети в конечном итоге направлены на установление социальных контактов, большую социализацию (А. С. Зайцева, В.В Солодников), возможность присоединиться к разным социальным группам и получить психологическую поддержку (Орлова А. В.) [4].

Люди обращаются к социальным сетям для удовлетворения определённых коммуникативных потребностей. А. И. Нагорным и Е. С. Славиной в ходе исследования методом анкетного опроса в сети Интернет (выборка 350 человек, вероятностная, стихийная) были выявлены основные мотивы, побуждающие подростов отчуждаться от реального общения и замещать его виртуальным общением в соцсетях:

1) достижение личных целей (в долевом распределении почти 77 %), среди которых наиболее важными являются: общение с интересующими и близкими по духу людьми; самопрезентация личных жизненных позиций; ради медиаконтента; для налаживания деловых контактов; с целью получения знаний/информации;

2) стремление расширить информационную базу о конкретных людях (политиках, спортсменах, артистах, учёных и т. д.) (доля 25 %) — у опрошенной молодёжи доминирует желание узнать «чем дышат» и что делают важные для них люди, какие у них новости, интересы, жизненные позиции;

3) стремление чем-то заполнить свою жизнь, спасаясь от безделья и скуки — до 15 % опрошенных. Как видим, две основные причины обращения к социальным сетям — это потребности в общении и самопрезентации [5].

Таким образом, социальная сеть — мощный инструмент, который позволяет подросткам общаться друг с другом. Социальные сети играют противоречивую роль в жизни современных подростков, оказывает на них как позитивное, так и негативное влияние. причинами привлекательности социальных сетей для подростков являются предоставляемые ими возможности и особенности: получение и передача информации с другим членам социальной сети, верификация идей через участие во взаимодействиях в социальной сети, социальная выгода от контактов (сопричастность, самоидентификация, социальное отождествление, социальное принятие и др.), рекреация (отдых, времяпрепровождение), возможность анонимности и невидимости, добровольность и желательность контактов, стремление к нетипичному поведению, стремление к эмоциональному наполнению текста («смайликов» и т. д.).

Литература:

  1. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. — М.: Академия, 2014. — 384 с.
  2. Кон, И. С. Ребёнок и общество / И. С. Кон. — М.: Академия, 2003. — 336 с.
  3. Нестерова, Г. В. Влияние сети интернет и социальных сетей на молодёжь [электронный ресурс] / Г. В. Нестерова // СибАК. — 2021. — № 8. — URL: http://sibac.info/studconf/social/viii/31647 — Дата доступа: 14.01.2023.
  4. Веракса, А. Н. Мотивы использования соцсетей, факторы онлайн-риска и психологическое благополучие подростков в связи с интеграцией социальных сетей в ежедневную активность / А. Н. Веракса // Российский психологический журнал. — 2021. — № 6. — С. 327–333.
  5. Славина, Е. С. Социальные сети Интернет как способ отчуждения молодёжи от реального мира: основные мотивы / Е. С. Славина, А. И. Нагорный // Соціальні технології: актуальні проблеми теорії та практики. — 2016. –№ 61. — С. 133–139.
Задать вопрос