Реверсивное наставничество как средство развития организаторских и коммуникативных склонностей у обучающихся профильных классов психолого-педагогической направленности | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Система образования

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (43) апрель 2023 г.

Дата публикации: 21.02.2023

Статья просмотрена: 145 раз

Библиографическое описание:

Шкредова, А. С. Реверсивное наставничество как средство развития организаторских и коммуникативных склонностей у обучающихся профильных классов психолого-педагогической направленности / А. С. Шкредова, В. В. Симанская. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8075/ (дата обращения: 03.05.2024).



В данной статье представлена практика реверсивного наставничества, в которой студенты педагогических вузов становятся наставниками для обучающихся профильных классов психолого-педагогической направленности с целью развития их организаторских и коммуникативных склонностей. Совместная деятельность студентов педагогических вузов и обучающихся профильных классов психолого-педагогической направленности позволяет достигнуть формирование у субъектов модели реверсивного наставничества новых знаний, умений, личностных качеств, нужных для дальнейшей успешной социализации.

Ключевые слова: реверсивное наставничество, профильные классы, психолого-педагогические классы, наставническая деятельность, система наставничества, организаторские склонности, коммуникативные склонности, обучающиеся.

This article presents the practice of reverse mentoring, in which students of pedagogical universities become mentors for students of specialized classes of psychological and pedagogical orientation in order to develop their organizational and communicative inclinations. The joint activity of students of pedagogical universities and students of specialized classes of psychological and pedagogical orientation makes it possible to achieve the formation of a model of reverse mentoring in subjects of new knowledge, skills, personal qualities necessary for further successful socialization.

Keywords: reverse mentoring, specialized classes, psychological and pedagogical classes, mentoring activities, mentoring system, organizational inclinations, communicative inclinations, students.

Внедрение в педагогическую практику «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» актуализирует задачу обновления содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов [4]. В свете наметившихся тенденций большую роль в образовании играет и обретает популярность такая форма взаимодействия как наставничество. Одной из самых современных моделей наставничества является реверсивное наставничество, в основе которого заложен принцип обмена опытом. Субъекты данной модели вынуждены выходить из зоны комфорта и учиться думать, работать и обучаться по-новому, несмотря на возрастные, социальные, организаторские и коммуникативные способности друг друга [3].

Поскольку педагогическая практика является неотъемлемой частью развития профессиональной компетенции студентов педагогических вузов, было решено апробировать данную модель наставничества к следующим субъектам образовательного процесса: обучающимся специализированных классов психолого-педагогической направленности и студентам педагогических вузов.

Студент в данном случае становится наставником для обучающегося профильного класса психолого-педагогической направленности, способствуя своей образовательной деятельностью созданию условий повышению уровня развития организаторских и коммуникативных навыков обучающихся через реализацию современных методик обучения. Также, взаимодействие двух субъектов образовательного процесса становится для представителей высших учебных заведений определенным практико-ориентированный пространством для приобретения частного и индивидуального опыта построения взаимоотношений с детьми, что способствует развитию их профессиональных компетенций.

Методологическое обоснование модели реверсивного наставничества на сегодняшний день не имеет единства ни среди ученых, ни среди практиков. Имеющиеся разногласия можно дифференцировать по компонентам, характеризующим данный феномен: субъектный, целерезультативный, методический. В следствие того, что в данной статье мы не ставим целью проанализировать имеющиеся подходы, остановимся на определении наставничества как универсальной технологии передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на партнерстве.

В широком смысле слова модель — это способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбора оптимальных средств и методов их выполнения [17]. Рассматривая наставничество с этой стороны, мы можем отметить его особенность — структурность. Структура — определенное устройство, взаимосвязь всех компонентов. Все части построения модели наставничества взаимосвязаны и работают вместе, составляя структуру, благодаря которой цель достигается более полным образом.

Отметим тот факт, что в качестве одной из основных ценностей наставничества называют возможность установления межпоколенческих контактов и понимают его как «инструмент социального обмена, использование опыта обоих поколений за счет понимания их потребностей, систем ценностей» [1].Таким образом, в ситуации, когда нижестоящий по должности будущий специалист становится наставником для вышестоящего, образовательная деятельность соотносится с технологией сопровождения, а поэтому предполагает пролонгированную деятельность, направленную на оказание помощи и поддержки человеку, оказавшемуся в ситуации затруднения. В связи с этим, результатом наставничества является формирование у личности новых знаний, умений, личностных качеств, нужных для дальнейшей успешной социализации. В соответствии с вышесказанным, успешность реализации реверсивной модели наставничества определяется социально-педагогический подходом, который ориентирован на создание условий для оказания помощи и поддержки.

В результате, каждый субъект реверсивного наставничества исполняет роль наставника и наставляемого. Для обучающихся профильных классов психолого-педагогической направленности и студентов педагогических вузов в процессе добровольного взаимодействия большое значение будет иметь мотивация для достижения целей обучения, развитие партнерства, эмоционального интеллекта, толерантности разных поколений для лучшего понимания друг друга.

На основе модели реверсивного наставничества мы выделили следующие направления решения задач: создание условий для положительной мотивации студентов педагогических вузов разных курсов к освоению исследовательской функции наставнической деятельности, к саморазвитию; содействие организации педагогической поддержки, обучения детей профильных классов психолого-педагогической направленности; использование различных способов педагогического сопровождения на всех этапах реализации реверсивного наставничества; создание творческого развивающего пространства обучающихся на основе совместной организации воспитательно-образовательных мероприятий разного вида и уровня, позволяющих развить организаторские и коммуникативные склонности у обучающихся профильных классов психолого-педагогической направленности.

Для реализации реверсивного наставничества определили следующие этапы:

Этап 1. Проведение студентами педагогических вузов методик по выявлению организаторских и коммуникативных склонностей у обучающихся профильных классов психолого-педагогической направленности. Определение цели взаимодействия субъектов реверсивного наставничества.

Этап 2. Выстраивание взаимоотношений понимания и доверия субъектов реверсивного наставничества. Запуск процесса приобретения и совершенствования профессиональных компетенций субъектов образовательного процесса.

Этап 3. Первичный анализ результатов совместной деятельности, а также прогнозирование дальнейшего развития и совершенствования знаний, умений, навыков.

Модель реверсивного наставничества позволяет студентам педагогических вузов формировать критическое мышление, сотрудничество, применение исследовательских навыков, восполнить дефицит ресурсов для реализации собственных инициатив [2]. В свою очередь, для обучающихся профильных классов психолого-педагогической направленности появляется возможность побороть внутренние и внешние страхи, такие как несформированность субъектной позиции, несамостоятельность, социальную дезадаптацию.

Обобщая вышесказанное, реверсивное наставничество обеспечивает интегрированный и индивидуально ориентированный подход к раскрытию потенциала студентов педагогических вузов и обучающихся профильных классов психолого-педагогической направленности.

Литература:

  1. Аверкин В. Н., Жигалик М. А., Мигунова Е. В. Реверсивное наставничество в профессиональной подготовке будущих педагогов // Человек и образование. — 2020. — Выпуск 1 (62) C. 88–93.
  2. Велиева, С. В. Теория и практика наставничества молодого педагога / С. В. Велиева. — Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2021. — 80 с.
  3. Закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 ФЗ в редакции на 01.02.2019г.-М.: Сфера,2019,192с.
  4. Кузнецова, Ф. Ф. Наставничество в профессиональном становлении молодого учителя / Ф. Ф. Кузнецова // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. — 2021. — № 4. — С. 94–97.
  5. Лукьянова, И. О. Наставничество как способ осуществления успешной адаптации молодых учителей / И. О. Лукьянова // Интерактивная наука. — 2022. — № 7(72). — С. 59–60.
  6. Методические рекомендации для разработки программ наставничества в рамках реализации Целевой модели наставничества. — Омск: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр КАН», 2021. — 32 с.
  7. Осипова Е. В. Реверсивное наставничество в вузе / Е. В. Осипова // Российская наука в современном мире: сборник статей XXXV международной научно-практической конференции, 15 января 2021 года. — М: Актуальность.РФ, 2021. — С. 85–86.
  8. Поздеева, С. И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества / С. И. Поздеева // Научно-педагогическое обозрение. — 2017. — № 2(16). — С. 87–91.
  9. Радостина, Н. Б. Особенности педагогического наставничества в сравнении с наставничеством в других профессиональных сферах / Н. Б. Радостина // Стратегические направления развития образования в Оренбургской области: Научно-практическая конференция с международным участием, Оренбург, 29 сентября 2017 года. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2017. — С. 591–595.
  10. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс] // URL: http://government.ru/docs/all/102075/ (дата обращения: 18.01.2023).
  11. Резанович, И. В. Многоуровневое наставничество и модели его реализации в образовательных организациях / И. В. Резанович // Известия Воронежского государственного педагогического университета. — 2021. — № 1(290). — С. 66–69.
  12. Савченко, И. В. Наставничество как основа практико-ориентированного профессионального образования / И. В. Савченко // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. — 2021. — № 2. — С. 159–169.
  13. Сафонов, А. А. Актуальность реализации педагогической системы наставничества в высшем учебном заведении / А. А. Сафонов, Е. С. Петровская // Концепции современного образования: время перемен: Сборник научных трудов. — Казань: ООО «СитИвент», 2020. — С. 176–182.
  14. Селиверстова, М. В. Сравнительный анализ моделей наставничества в современных условиях / М. В. Селиверстова, Д. А. Беляева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 3–2. — С. 110–116.
  15. Сизоненко, Р. В. Институциализация наставничества в современных социально-экономических условиях / Р. В. Сизоненко // Общество: социология, психология, педагогика. — 2021. — № 8(88). — С. 92–95.
  16. Сырых, Т. В. Реверсивное наставничество как способ повышения квалификации педагогических кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий / Т. В. Сырых // Технологическое образование в системе «Школа — Колледж — Вуз»: традиции и инновации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 24 марта 2022 года / Науч. редактор Н. Ф. Бабина. — Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2022. — С. 164–169.
  17. Уваров, А. Ю. Педагогический дизайн // Информатика: прил. к газ. «Первое сентября». — Б.м. — 2003.–8–15 авг. (№ 30). — 2–31 с.
  18. Шустова, Л. П. Интеграция образовательных технологий в обучении наставничеству / Л. П. Шустова, С. В. Данилов, З. В. Глебова // Поволжский педагогический поиск. — 2021. — № 3(37). — С. 35–41.

Ключевые слова

коммуникативные склонности, обучающиеся, профильные классы, наставническая деятельность, система наставничества, реверсивное наставничество, психолого-педагогические классы, организаторские склонности
Задать вопрос