Особенности организации совместной проектной деятельности ДОО с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (40) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 21.09.2022

Статья просмотрена: 136 раз

Библиографическое описание:

Боголепова, Н. И. Особенности организации совместной проектной деятельности ДОО с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста / Н. И. Боголепова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4 (40). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7583/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автор определяет особенности организации совместной проектной деятельности ДОО с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольники, родители, педагоги, проект, проектная деятельность, организация, особенности.

Проектная деятельность дошкольников среди других видов детской деятельности по праву занимает особое место, она соединяет в себе комплекс исследовательских, поисковых, проблемных методов, являющихся творчески используемыми изначально, по сути. При этом дошкольная образовательная организация (далее ДОО) заинтересована в создании условий, способствующих развитию доверительных, партнёрских отношений, где родитель является активным участником образовательного процесса.

Применение проектной деятельности не ново:теоретической основой метода проектов была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859–1952).

Основные концептуальные положения его теории таковы:

истинным и ценным является то, что даёт практический результат;

ребёнок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом);

усвоение знаний — это стихийный, неуправляемый процесс;

ребёнок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения [2].

В России начала XX века идея проектного обучения была подхвачена педагогом-экспериментатором С. Т. Шацким (1878–1934). Он считал, что теоретически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой [6].

В основу метода проектов положена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определённой практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом — значит, применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат [4].

В ДОО руководителем и координатором проекта воспитанников выступает педагог, он, обычно, является транслятором уже готовых знаний и умений, а в проектной деятельности детей становится организатором и партнёром, при этом он:

— создаёт условия, позволяющие ребёнку самостоятельно или совместно со взрослым формировать практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать, осваивать окружающий мир в процессе взаимодействия с ним;

— выступая партнёром ребёнка, педагог становится помощником в его саморазвитии;

— осуществляет педагогическое воздействие в совместной с ребёнком деятельности с опорой на собственный опыт воспитанника.

Освоение проектной деятельности осуществляется детьми сообразно их возрасту, поэтому при организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста педагогу необходимо учитывать их возрастные особенности.

Е. С. Евдокимовой, автором свыше 200 научных и научно-методических работ по вопросам общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста и образованию родителей, было выделено 3 уровня развития проектной деятельности дошкольников:

1 этап — до 5 лет (подражательно-исполнительский уровень проектирования);

2 этап — к концу 5 года (развивающий уровень проектирования);

3 этап — 6–7 лет (творческий уровень проектирования).

В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. При реализации творческого проекта каждый ребёнок предлагает свою идею, но в итоге выбирается только одна. Подобный выбор даётся детям нелегко, потому что дошкольник должен научиться преодолеть свойственный ему эгоцентризм, а значит: перейти на новый уровень интеллектуального развития.

К.п.н., доцент В. А. Деркунская, автор работ по взаимодействию детского сада и семьи: современный формат коммуникации, выделяет ряд признаков проектной деятельности, которые отличают метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОО:

— практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;

— нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;

— интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нём [1].

Любая деятельность, и проектная деятельность — не исключение, предполагает определённый алгоритм действий:

На первом этапе педагог при помощи наводящих вопросов помогает ребёнку сформулировать проблему исследования, наметить перспективу развития. Для данного этапа характерно использовать модель «трёх вопросов»: Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Главная задача педагога на этом этапе — вызвать интерес ребёнка к проектной деятельности. Самое сложное в проектной деятельности для педагога — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели её решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску [3].

После выявления проблемы и цели исследования педагог совместно с детьми приступает к разработке плана проекта и выдвижению гипотезы. Основное условие второго этапа — самостоятельность детей.

Третий этап проектной деятельности связан с подготовкой информации, подбором необходимого материала. Тщательно продуманная предметная среда и использование различных форм взаимодействия позволяет стимулировать интерес к проекту.

Четвёртый этап предполагает защиту проекта. Защищая проект, дети испытывают чувство гордости, чему способствуют благоприятный климат в группе, организованный педагогом посредством специально созданных условий [3].

Особенности организации проектной деятельности [7]:

— проблема проекта должна находиться в зоне ближайшего развития ребёнка и быть связана с областью познавательных интересов;

— педагогу необходимо осуществлять целенаправленную работу по формированию у детей необходимых способов деятельности;

— проект дошкольников предопределён взрослыми.

Организуя проектную деятельность в ДОО, педагогам необходимо обращать внимание на особый механизм взаимодействия с родителями воспитанников [6]:

Первое правило — информативность. Родители должны знать о содержательных аспектах семейных проектов. Предлагать им информацию о возможных способах участия в проекте, о сроках этапов, о месте и способе сбора сведений, подготовке презентации проекта. В группе с этой целью выделяют место, где размещается вся информация о проектной деятельности, она должна быть доступной, понятной, привлекательной и регулярно обновляться.

Второе правило добровольность и возможность выбора.

Третье правило — чувство успешности. Участники проекта должны испытывать чувство успешности от общей деятельности. Педагогу необходимо поддерживать и поощрять каждого за его вклад в общее дело.

В завершение хотелось бы отметить, что совместная проектная деятельность и стремление к результату объединяют всех участников образовательного процесса.

Литература:

  1. В. А. Деркунская, Проектная деятельность дошкольников. — М.: Центр педагогического образования, 2012. — 144 с.
  2. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. — М.: Мозаика-Синтез, 2012. — 72 с.
  3. Л. Д. Морозова «Что такое детское проектирование?» // Ребёнок в детском саду. — 2009. — № 5. — С. 9–11.
  4. Морозова Л. Д. Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. // Детский сад от А до Я. — 2006. — № 2, с.125
  5. Общение детей в детском саду и семье / под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной, — М: ИНТОР, 1990. -208 с.
  6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / авт.-сост.: Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. — М.: АРКТИ, 2011, — С.87–88
  7. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. — Самара: Учебная литература, 2010. — 128 с.
Задать вопрос