Русские народные танцы как бесценный источник культурного наследия России и необходимое средство воспитания детей и подростков на основе базовых национальных ценностей | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (40) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 05.08.2022

Статья просмотрена: 1270 раз

Библиографическое описание:

Стати, М. А. Русские народные танцы как бесценный источник культурного наследия России и необходимое средство воспитания детей и подростков на основе базовых национальных ценностей / М. А. Стати. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4 (40). — С. 21-25. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7524/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассматриваются вопросы сохранения народной танцевальной культуры через постановку хореографических композиций русских народных танцев и вопросы воспитания детей и подростков на основе базовых национальных ценностей.

Ключевые слова: базовые национальные ценности, хореография, композиция танца, культурное наследие, воспитание.

Мы живем в непростое время, когда особенно актуален вопрос сохранения национального культурного наследия, ведь это способствует воспитанию в обществе патриотизма и национального духа. Наша страна в последние годы всё больше подвержена натиску со стороны других стран, что значительно отражается на жизни людей. Главное в этой сложной политической, экономической обстановке, затягивающей нашу страну в напряженные межнациональные условия, суметь сохранить бесценное, богатейшее национальное культурное наследие. Россия отличается весьма значительным колоритом произведений искусства, среди которых памятники живописи, скульптуры, архитектуры, музыкального и хореографического искусства. Стоит выделить в данном случае хореографическое творчество как вид искусства, который наиболее подвержен риску исчезновения, ведь передача хореографического наследия другим поколениям возможна путём наглядного показа или по видеоматериалам. Особый интерес в области хореографии вызывает народная танцевальная культура.

Русский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Русский народный танец неотделим от русской песни. Песня наложила отпечаток на характер и стиль танца, определив особенности русской манеры исполнения.

Создаваясь на протяжении многих столетий, русский танец стал художественной энциклопедией жизни народа. Народный танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею, в нём существуют драматургическая основа и сюжет, есть художественные образы, которые создаются посредством разнообразных пластических движений и рисунков — построений.

С помощью образов танец раскрывает жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы. Многие танцы носят характер коллективного действия, часто их композиция помогает раскрытию содержания.

Одним из главных компонентов танца является костюм. Он должен соответствовать не только времени и эпохи исполняемого танца, но и его характеру и содержанию. Таким образом, для народного танца органическое единство содержания, характера движений (лексики), музыки и костюма является непременным условием.

Особое внимание мы уделяем сохранению национального характера номеров при их сценической обработке. Как говорила великий постановщик Т. А. Устинова, «сценическая обработка танца состоит в том, чтобы, сохраняя народную основу и замысел танца, его самобытность, своеобразие и, наконец, оригинальность рисунка и манеру исполнения, обогатить его опытом профессионального искусства и тогда уже вынести на суд зрителей».

Русскому танцу сотни лет, но интерес к нему повсеместен. Изучение русского народного танца, правильное понимание стиля, характера и манеры исполнения дают возможность создавать на сцене средствами танца правдивый образ русского человека.

Все это важно осознавать педагогу дополнительного образования, чтобы суметь передать своим детям и на занятиях, и вне них. Одним из важных направлений в воспитании является воспитание патриотизма и гражданской идентичности. Это ключевые направления базовых национальных ценностей, которые являются ориентиром в воспитательном процессе.

Начиная выстраивать репертуар, мы с ребятами всегда, чему бы ни была посвящена концертная программа, в какой форме она бы ни проходила, включаем целый блок народных и стилизованных народных танцев. До этого изучаем лучшие образцы танцевальных композиций в русском стиле. Просматриваем выступления «Ансамбля народного танца имени Т. А. Устиновой», занимающегося сохранением лучших образцов хореографического наследия русского танцевального искусства. Не раз наш коллектив был зрителем на концертах Государственного вокально — хореографического ансамбля «Русь» имени М.Фирсова (г. Владимир). Их программы, «Зимушка — зима», «Русское Рождество», «Широкая Масленица», произвели неизгладимое впечатление на обучающихся моего коллектива. Красочные представления, прославляющие самобытность русской песни и жизненную энергию танца. Традиционные народные костюмы помогли нам и всем зрителям представить, как, например, встречали Масленицу на Руси. Спектакли не только знакомят с культурными ценностями, но и дарит огромный заряд положительных эмоций.

В нашем репертуаре тоже есть хороводы, пляски, переплясы, кадрили, игровые. Ежегодно свои программы мы делаем тематическими. Например, в 2020 году программа называлась «Поклонимся великим тем годам!», в 2021- «Танцевальный вояж», в 2022году — «Круиз». Ребята как бы путешествовали по морю, знакомясь с танцевальными традициями разных стран, в том числе и России. Но по мере путешествия пришли к выводу, что ближе всего им танцевальная культура свой Родины. В репертуаре хороводы «Гжель», «Венок», «Хохлома». Плясовые «Коробочка», «Счастье», «Назойливый ухажер» и другие. Любовь к народному танцу, его самобытность и неповторимость ребятам удалось донести и до зрителя, который принимал их очень тепло и радушно.

На занятиях мы много знакомимся и с историей определенных танцев, и с тем, как его исполняют в разных прославленных танцевальных коллективах. Прежде чем поставить танец — хоровод «Гжель», ребята познакомились с историей промысла, посетили мастер-класс студии художественной росписи «Палитра» нашего Центра дополнительного образования. Познакомились с технологией изготовления русского народного костюма, а именно костюма Владимирской губернии. Девочки попытались «сплести» пояса для мужской рубахи. Как оказалось, это достаточно сложное занятие. Узнали, почему именно хороводу отдавали предпочтение на Руси.

Богат и разнообразен колорит русского народного творчества. Особенно это касается, как мы убедились, хореографического искусства. Культурное хореографическое наследие страны — это невероятно ценное и хрупкое достояние, которое необходимо бережно хранить. Сохраняя

в репертуарах детских танцевальных коллективов русские народные танцы, мы сможем не только сохранить национальное культурное наследие, но и правильно воспитать последующие поколения.

Хоровод «Гжель»

Рис. 1. Хоровод «Гжель»

«Русские матрёшечки»

Рис. 2. «Русские матрёшечки»

«Венок»

Рис. 3. «Венок»

«Золотая хохлома»

Рис. 4. «Золотая хохлома»

«Коробочка»

Рис. 5. «Коробочка»

«Широка река»

Рис. 6. «Широка река»

Литература:

1. Фольклорные танцы Тверской земли/ Сост. Т. А. Устинова «Издательство Алексей Ушаков и К°», 2002

Задать вопрос