Использование креативных инструментов в преподавании общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов по специальности «Коммерция» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Юрченко, Е. А. Использование креативных инструментов в преподавании общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов по специальности «Коммерция» / Е. А. Юрченко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4.1 (40.1). — С. 94-98. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7522/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассматриваются практические приемы применения креативной педагогики в преподавании специальных дисциплин по специальности «Коммерция (по отраслям)».

Ключевые слова: 4К, soft skills, креативная педагогика, креативные инструменты, творчество, компетентность.

Проект «Атлас новых профессий», созданный для профориентации молодежи, называет системное мышление одним из самых востребованных навыков будущего, а системное мышление во многом связано с концепцией 4К, оно невозможно без креативности и умения критически оценивать информацию [1].

Использование креативных инструментов в преподавании специальных дисциплин дает возможность обучающимся научиться работать осмысленно, то есть мыслить критически, креативно. Это позволяет не только выбрать дело своей жизни, но и овладеть способами деятельности и использовать их на практике. Исходной позицией при использовании данной педагогической технологии является видение обучающегося не объектом, а субъектом процесса обучения, что способствует развитию его самостоятельности, активности и коммуникативности.

Обучающихся сегодня не устраивает роль пассивных слушателей на занятиях, им не интересно записывать под диктовку или списывать готовые решения с доски, они не склонны слушать слишком подробные объяснения преподавателя, они ждут неординарных форм знакомства с новым материалом.

Креативный подход к проблеме обучения предполагает не решение дидактических задач, а генерацию, творческую формулировку и разработку идей, замыслов и проектов в широком социальном аспекте жизни [2].

Результатом креативного образовательного процесса является само формирование личности, создание уникального «микрокосмоса» – человеческой индивидуальной психики, души, иными словами, подготовка человека, готового к самопроектированию себя как личности современного цивилизованного общества [2].

В своей практике активно и продуктивно использую креативные инструменты в преподавании общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)».

Для каждого занятия составляю конструкт, где обозначены приемы для всех этапов (рис. 1).

Конструкт внедрения креативного мышления на занятии по теме «Парфюмерные товары»

Рис.1. Конструкт внедрения креативного мышления на занятии
по теме «Парфюмерные товары»

На этапе «Вызов» на данном занятии обучающимся предлагается для отгадывания темы две цитаты знаменитостей (рис. 2).

Рис. 2. Применение приема «Загадка» на этапе «Вызов» на занятии по теме «Парфюмерные товары»

Прием «Загадка» использую не только на этапе «Вызов», но и накануне занятия, размещая задание в авторском блоге «Не скучно о товароведении…» (рис. 3), в Инстаграм, на который подписаны обучающиеся. Размещаю загадку в Историях, где имеет возможность написать ответ каждый из студентов, не видя при этом ответы однокурсников. В блоге публикую не только загадки, но и другие задания, созданные при помощи креативных инструментов.

Рис.3. Авторский блог преподавателя «Не скучно о товароведении» в Инстаграм

Прием «Лови ошибку» применяю на разных этапах занятия. В приведенном примере (рис. 4) на занятии по теме «Яйца и яичные продукты» – на этапе «Повторение». Обучающимся предлагается определить, какие утверждения являются истинными, а какие – ложными. Метод на данном этапе позволяет не только проверить, внимательно ли вас слушают обучающиеся, но и убедиться в том, что пройденный материал усвоен качественно.

Рис. 4. Применение метода «Лови ошибку» на занятии по теме «Яйца и яичные продукты» (этап «Повторение»)

Метод «Синквейн» обычно применяю на этапе «Рефлексия». В двух примерах (рис. 5) приведены синквейны, созданные обучающимися.

Синквейны, созданные обучающимися на этапе «Рефлексия» на занятиях «Парфюмерные товары», «Яйца и яичные продукты» Синквейны, созданные обучающимися на этапе «Рефлексия» на занятиях «Парфюмерные товары», «Яйца и яичные продукты»

Рис. 5. Синквейны, созданные обучающимися на этапе «Рефлексия» на занятиях «Парфюмерные товары», «Яйца и яичные продукты»

Прием «Ментальная карта» способствует развитию комплексного мышления обучающегося. Помогает рассмотреть ситуацию или проблему с разных сторон, предложить интересный вариант решения вопроса. Данный креативный инструмент используется для развития аналитических способностей обучающихся, когда требуется выявить связи между понятиями, темами.

В примере при помощи ментальной карты рассмотрена классификация хлеба и хлебобулочных изделий (рис. 6).

Ментальная карта «Классификация хлеба и хлебобулочных изделий»

Рис. 6. Ментальная карта «Классификация хлеба и хлебобулочных изделий»

Ментальные карты – удобная и эффективная техника мышления и альтернативной записи, способ систематизации знаний с помощью схем. Они оказывают неоценимую помощь при повторении учебного материала, подготовке к контрольно-оценочным процедурам.

Применяя креативные инструменты на занятиях, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание обучающихся на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в студентах чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы.

Литература:

  1. 4 навыка будущего, которые помогут в учебе и карьере (статья на сайте Фоксфорд. Медиа) – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://media.foxford.ru/4-future-skills
  2. Каунов А.М. Инновационный инструментарий современных методик креативного обучения в профессиональной подготовке будущих специалистов // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. – 2019. – № 4(137). – С. 9-16.
  3. Креативные методики в педагогической практике – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/material/kreativnye-metodiki-v-pedagogicheskoy-praktike-article
  4. Утёмов В. В. Креативная педагогика: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В. В. Утёмов, М. М. Зиновкина, П. М. Горев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 237 с.

Ключевые слова

компетентность, творчество, soft skills, 4К, креативная педагогика, креативные инструменты
Задать вопрос