Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Соболь, Л. П. Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык» / Л. П. Соболь. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4.1 (40.1). — С. 85-89. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7520/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-ориентированной направленностью. Описаны особенности совместной творческой разработки учебно-методического продукта – мини-лекции студента как результата внеаудиторной деятельности.

Ключевые слова: общие и профессиональные компетенции, практическая подготовка, внеаудиторная деятельность, практический опыт, учебная дисциплина «Иностранный язык».

Изучение иностранного языка – важная составляющая в жизни современного человека. Подготовка учителя начальных классов на базе общего среднего образования в профессиональных образовательных организациях занимает два года десять месяцев. Согласно ФГОС СПО изучение иностранного языка направлено на формирование иноязычной коммуникативной компетенции: социокультурной, речевой, языковой, учебно-познавательной. В процессе профессиональной подготовки специалист, имея стойкую мотивацию к будущей профессиональной деятельности, приобретает необходимые общие и профессиональные компетенции, получает первоначальный педагогический опыт.

Успешное решение этой задачи во многом зависит от комплексного подхода всех учебных дисциплин, профессиональных модулей, видов практики, которые отражены в основной профессиональной образовательной программе по специальности 44.00.02 Преподавание в начальных классах. Кроме учебных дисциплин профессионального цикла и профессиональных модулей каждая учебная дисциплина общего гуманитарного и социально-экономического цикла в определенной степени должна способствовать формированию общих и при возможности профессиональных компетенций будущего специалиста через организацию образовательной деятельности в форме практической подготовки.

Практическая подготовка – форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы [1].

В этом смысле учебная дисциплина «Иностранный язык» обладает широкими возможностями. Аудиторная работа по иностранному языку, прежде всего, нацелена на дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции, однако, параллельно может способствовать формированию таких общих компетенций, как:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации [2].

На аудиторных занятиях по иностранному языку практическая подготовка может быть организована, к примеру, при выполнении отдельных заданий под руководством студента с хорошим уровнем школьной подготовки в области иностранного языка, используя метод взаимообучения, и др.

Внеаудиторная деятельность – это педагогически целесообразная организация свободного времени студентов, которая обеспечивает не столько приобретение ими специальных знаний, навыков и умений, но и реализацию их способностей, развитие личностных качеств. Этот вид деятельности обладает немалым потенциалом в формировании как общих, так и профессиональных компетенций будущего учителя начальных классов. Назначение внеаудиторной работы – расширение сферы применения иностранного языка как средства развития творческих способностей студентов, его коммуникативных умений и навыков. Это значимо для студентов педагогических специальностей. Большая самостоятельность и инициативность обучающихся, добровольный характер участия позволяют говорить о внеаудиторной деятельности как значимом факторе мотивации учения.

Формы внеаудиторной работы разнообразны: индивидуальные и групповые консультации, олимпиады, конкурсы сочинений и других творческих работ, театральные постановки, выпуск газет и пр. Являясь активными организаторами и участниками этих мероприятий, будущие учителя могут прикоснуться к первому опыту в педагогической профессии уже с первого курса обучения, попробовать себя в роли педагога, выполняя отдельные элементы работы, связанные с будущей профессиональной деятельностью.

Как правило, планирование внеаудиторной работы во многом зависит от образовательных потребностей студентов, их уровня владения языком, интересов и возможностей профессиональной образовательной организации. На данном этапе очень важно охватить всех студентов внеаудиторной занятостью в области иностранного языка, в том числе и самостоятельной. Для студентов с низким уровнем подготовки основными формами будут консультации по конкретным темам образовательной программы, выпуск стенгазет к иноязычным праздникам, разучивание малых творческих форм и пр. Студентам, успешно освоившим программу среднего образования в области иностранного языка, стоит правильно оценить перспективные возможности повышения уровня овладения иностранным языком и постараться как можно раньше проявить себя в будущей профессии через практическую подготовку.

Итак, каждый студент занимает активную позицию в планировании своего личностного и профессионального развития средствами учебной дисциплины «Иностранный язык».

Подходя к планированию внеаудиторной работы студентов первого курса на 2021-2022 учебный год, мы учитывали особенности санитарно-эпидемиологической обстановки в связи с распространением коронавирусной инфекции. Поиск новой формы внеаудиторной работы был продиктован необходимостью сохранять качество практической подготовки будущих специалистов. Так, пришла идея записать учебно-методический материал в форме мини-лекций студентов по определённым темам грамматики. Важным моментом оказалось определение и осознание всеми участниками данной командной работы ее цели и критериев конечного результата – методического продукта.

Перечислим этапы работы по подготовке мини-лекций: изучение определения «мини-лекция», ее специфики; определение тематики, востребованной для студентов первого курса; поиск информационных ресурсов; работа с источниками (изучение и отбор теоретического материала); подбор практических примеров, доступных для понимания, не представляющих особых трудностей для студентов-первокурсников и согласно рабочей программы; подготовка слайдов презентации и сопровождающего текста; отработка показа слайдов в сопровождении текста (интонация, акценты, лаконичность и грамотность речи); запись и монтаж видеоматериала; рефлексия, как важный этап подведения итогов совместной работы студента, преподавателя и IT-специалиста.

В результате совместной творческой деятельности получились несколько мини-лекций, которые размещены на платформе Moodle. Данные лекции используются при проведении аудиторных занятий как в режиме просмотра на занятии с последующим выполнением упражнений, так и в модели перевернутого класса, когда студенты изучают данный теоретический материал самостоятельно, а на занятии отрабатывают практическое применение теории.

Чем оказалась полезна данная форма внеаудиторной работы по иностранному языку для участников команды? Для студентов, подготовивших мини-лекции – это совершенствование во владении английским языком, практический опыт в критическом отношении к изобилию информационных источников при создании необходимого контента, анализе теоретического материала, компрессии текста, разработке учебно-методического и образовательного продукта с последующим его применением, ответственности за конечный результат и пр. Для других студентов – пример самореализации, доверие к источнику учебной информации, возможность обратиться за консультацией к товарищу, самооценка уровня владения иностранным языком.

Копилка учебно-методических материалов преподавателя пополнилась работами студентов, которые готовы к использованию, в том числе при обучении с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. В учебных группах выявлены лидеры, которые в будущем смогут реализовать проекты различной направленности и заниматься исследовательской работой.

Как следует из данного примера организации внеаудиторной деятельности учебная дисциплина «Иностранный язык» способна внести вклад в формирование у будущих учителей начальных классов профессиональной компетенции ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений [2].

Необходимо отметить, что успешность данной работы во многом зависела от ряда условий. Во-первых, это командная работа. Как бы студент ни был подготовлен в языковом плане, инициативен и активен, педагогическое сопровождение процесса подготовки мини-лекции осуществляется преподавателем: выбор направления вектора разработки через наводящие вопросы, указание на чрезмерность смысла или его неубедительность, совместное обсуждение практических примеров, анализ учебного контекста и корректировка сопровождающего текста. Во-вторых, важна слаженность совместной работы всех участников команды: студента, педагога и IT-специалиста. При IT-специалист должен понять суть и принять требования к учебно-методическому и образовательному продукту, а где-то даже внести корректировки в материал, чтобы он лучшим образом был представлен на видео. В-третьих, в профессиональной образовательной организации должны быть необходимая материально-техническая ресурсная база.

Опыт нашей практической деятельности показывает возможность и необходимость применения различных форм практического обучения будущих специалистов педагогического профиля в аудиторной и внеаудиторной деятельности при изучении учебной дисциплины «Иностранный язык».

Литература:

  1. Приказ министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 05.08.2020 №885/390 «О практической подготовке обучающихся» – URL: http://www.consultant.ru/
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.10.2014 № 1353 «Об утверждении ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах» – URL: http://www.consultant.ru
  3. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А. А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2010. – 464 с.
Задать вопрос