Деловая игра «Шаг в профессию» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Новгородова, Н. А. Деловая игра «Шаг в профессию» / Н. А. Новгородова, Е. М. Фень. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4.1 (40.1). — С. 77-80. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7518/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье представлено описание авторской разработки – деловой игры, направленной на формирование у обучающих soft- и hard-компетенций.

Ключевые слова: гибкие навыки, надпрофессиональные навыки, деловая игра, геймификация, профессиональное образование.

В настоящее время учебные программы постоянно совершенствуются: внедряются новейшие технологии и методики преподавания, оборудование и техника, появляются новые предметы, меняется или расширяется направление подготовки, стремится к развитию конкретных профессиональных качеств и навыков, пригодных в суровых реалиях и трудовых буднях.

Миссия колледжа – подготовить специалиста к трудовым будням, придав ему минимальный или необходимый багаж знаний и профессиональных навыков. Но сегодня требования к претендентам на ту или иную должность стали более абстрактные. Работодатели предпочитают видеть у себя в команде «универсального» специалиста, способного решить любую задачу, работать по принципу «один за пятерых или всех». На самом деле для этого достаточно развить в себе дополнительные гибкие умения, которые называют иностранным термином «soft skills».

Soft skills – это навыки по выстраиванию отношений, деловых связей и коммуникаций, расширяющие круг общения и возможности человека. По сути, к образованию они не имеют прямого отношения, но данная категория тесным образом соприкасается другим понятием – hard skills, которое представляет собой набор конкретных навыков и качеств для решения узкой (профессиональной) проблемы.

Фактически soft skills позволяет грамотно управлять коммуникациями и профессиональными качествами (hard skills). Важно понимать, что специалисту предстоит работать в команде: реальной или виртуальной (зависит от характера работы). Избежать взаимодействия с обществом невозможно поэтому, необходимо обладать дополнительными «непрофессиональными» параметрами:

 общительность , умение идти на контакт в любой ситуации независимо от того, насколько приятен человек;

 вежливость и коммуникабельность , умение построить доброжелательные отношения, позволяющие расположить к себе оппонента;

 широкий кругозор, эрудированность, чтобы просто, красиво и грамотно изъясняться, необходимо понимать суть вопроса, разбираться в нюансах, знать действующие правила и приемы;

 адаптация и установление контактов , умения подобрать правильные слова, жесты, действия, оценить готовность собеседника к дальнейшим действиям и пр.;

 организационные навыки, включают умения тщательно спланировать работу, чтобы определить ключевые компоненты и какие материалы или ресурсы потребуются; грамотно организовать свое время, рабочее пространство и иные составляющие, расставить приоритеты, делегировать полномочия, чтобы достичь намеченной цели;

 критическое мышление – данный навык позволяет не просто проанализировать ситуацию со всех возможных ракурсов, но и определить максимально эффективное решение, определить «короткий путь», учесть факторы и минимизировать негативное влияние каждого из них и т.д.;

 творческий подход, каждая ситуация по-своему уникальна, поэтому приходится «маневрировать» всеми доступными и посильными способами.

Все указанные компоненты soft skills лишь косвенно относятся к профессиональным навыкам и качествам, но без успешного сочетания soft skills и hard skills добиться достойного результата не удастся, поэтому современная система профессионального образования ориентирована на всесторонне развитие специалистов.

Методическая разработка построена не просто на изучении конкретных дисциплин, напрямую соотносящихся с профессий. Она охватывает широкий спектр предметов, нацеленных на расширение кругозора, исследование проблем с разных ракурсов, развитие определённых коммуникативных качеств и навыков: общительность, взаимодействие, объединение студентов для решения проблемы. При выполнении первых заданий присутствуют базовые и общеразвивающие предметы, способные научить студентов работать с большим объемом информации (выделять суть, ключевые моменты, делать выводы, обрабатывать данные и пр.).

В частности, выполнение домашнего задания – Визитка, позволяет развить у учащегося следующие качества: самостоятельность и самодисциплина взаимодействие с куратором, планирование дел и времени, сбор и обработка информации, грамотное изъяснение позиции, следование четким регламентам и стандартам (нормоконтроль).

Также задания развивают коммуникативные навыки и параметры: способности грамотно и понятно изъясняться; аргументироваться и отставать позицию; выступать на публике: перед одногруппниками, перед коллегами и публикой на всевозможных научных конференциях; объективно оценивать ситуацию и искать эффективное и реалистичное решение: использование профессиональных качеств и навыков, планирование и организация мероприятий, общение и взаимодействие с третьими лицами; грамотно планировать дела и время, чтобы не отвлекаться на сторонние занятия, сконцентрировать на конкретной цели.

Данная деловая игра предназначена для развития профессионального потенциала студентов, актуализация ранее полученных теоретических и практических знаний и навыков, развить группоориентированные умения.

Задачи, стоящие перед командами ориентированы на групповое принятие решений, и распределение ролей между участниками команды, а этапы игры предполагают общий анализ и контроль за ходом работы.

Цели деловой игры: вызвать интерес к изучаемым спец предметам; развивать логическое мышление, коммуникативность; способствовать сплочению коллектива; создать план-проект по автоматизации работы оптовых поставок, для достижения цели каждой команде необходимо выполнить ряд задач.

Авторская деловая игра «Шаг в профессию» состоит из нескольких этапов.

Этап 1 – Организационная часть. Ведущий преподаватель: представляет членов жюри; объясняет правила и цели деловой игры. Жюри оценивает действия игроков на всех этапах игры

Этап 2 – Конкурс «Приветствие». Участники команд: представляют эмблему своей специальности, созданную в компьютерной программе

Этап 3 – Конкурс «Мозговой штурм». Ведущий преподаватель: диктует вопросы для каждой команды. Участники команд: всей командой отвечают на вопросы ведущего.

Этап 4 – Конкурс «АС в компах». Участники команд: отмечают на материнской плате её составные элементы.

Этап 5 – Конкурс «АС в программах». Участники команд: составляют алгоритм решения предложенной задачи.

Этап 6 – Конкурс «АС проекта». Ведущий преподаватель: раздача инструкций, контролирует ход игры. Участники команд: распределяют проектные роли, выполняют возложенные на них задачи, представляют защиту проекта.

Этап 7 – Подведение итогов. Ведущий преподаватель: подводит итоги игры, объявляет результаты игры.

Участвуя в деловой игре «Шаг в профессию» учащиеся: приобретают опыт успешного ученичества; приобщаются к профессии, узнают типичные для данного профиля виды деятельности; получают возможность развить свои интеллектуальные способности и реализовать творческий потенциал; приобретаемые в процессе игры, знания и умения, важны не только для профессиональной подготовки, но и для подготовки обучающихся к дальнейшей самостоятельной жизни в обществе; смогут определить индивидуальную стратегию и содержание образования, перечень профильных и базовых дисциплин, углубленного уровня изучения отдельных предметов; получат практико-ориентированную помощь в приобретении опыта выбора собственной образовательной траектории.

Проведение таких игр для образовательной организации позволяет: реализовать индивидуально-ориентированный подход, не привлекая к работе дополнительные педагогические кадры; предоставить учащимся возможность самостоятельно организовать свою учебную деятельность через выбор темпа и ритма занятий, адекватного их психолого-педагогическим особенностям; организовать занятия по различным предметам в одной учебной аудитории.

Литература:

  1. Бабанова И.А. Деловые игры в учебном процессе // Научные исследования в образовании. – 2012. – №7.
  2. Ваганова В.И., Дашеев Д.Е. Использование деловых игр в условиях автоматизированного учебного комплекса в процессе формирования профессиональных компетенций будущих инженеров // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. – 2018. – №6.
  3. Черноталова К.Л. Практика разработки и внедрения игровых технологий при изучении учебных дисциплин // Концепт. – 2018. – №8.
Задать вопрос