Применение технологии развития критического мышления на учебных занятиях иностранного языка | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лобачева, Л. М. Применение технологии развития критического мышления на учебных занятиях иностранного языка / Л. М. Лобачева, Н. С. Лобачева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4.1 (40.1). — С. 72-76. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7517/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье дана общая оценка технологии развития критического мышления как средств формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Выделено значение технологии для преподавателей и студентов. Более подробно охарактеризованы и представлены примерами два методических приема: кластер и синквейн. Статья носит практико-ориентированную направленность.

Ключевые слова : технология развития критического мышления, критическое мышление, методический прием, кластер, синквейн.

Процесс формирования языковой коммуникативной и профессионально-коммуникативной компетенции сегодня эффективен путём применения современных образовательных технологий и обновления форм работы как в учебной, так и во внеаудиторной деятельности. Интерактивный режим обучения, основанный на коммуникации, кооперации и креативности, выступает одним из основных в подготовке высококвалифицированных специалистов [2]. Основные цели обучения – формирование креативного и критического мышления, умения оперировать полученной информацией и применять знания на практике в различных ситуациях. При этом результатом обучения выступает не объем полученных знаний, а способность и готовность студентов принимать продуктивные решения в различных профессиональных ситуациях.

Задача преподавателя заключается в профессиональном отборе содержания обучения, обеспечении рациональной организации учебного занятия и формировании у студентов осознанного овладения приемами учебного труда. Учебная деятельность предполагает максимальную активность студентов по отношению к изучаемому материалу, что обеспечивает наиболее полное и эффективное его усвоение [2]. В учебный процесс внедряются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы студентов как при направляющей роли преподавателя, так и без него. Все это способствует формированию общих и профессиональных компетенций будущих специалистов, имеющих потребность в постоянном самообразовании и способность к самостоятельной познавательной деятельности, поиску путей и решений возникающих проблем.

Практико-ориентированный подход ориентирован на использование деятельностных образовательных технологий, в том числе и технологии развития критического мышления. Данная технология выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью занятия/урока, эффективными методическими приемами [1].

Критическое мышление система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. Это точка опоры для мышления человека, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Технологию развития критического мышления можно рассматривать как систему методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет достигать таких образовательных результатов как: умение решать проблемы; умение работать с большим и постоянно меняющимся объемом информации; умение устно и письменно выражать свои мысли грамотно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение формулировать собственное мнение на основе осмысления идей, представлений и различного опыта; умение сотрудничать и работать в команде, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми [1].

Таблица 1

Значение технологии для преподавателей и студентов

Технология для студента

Технология для преподавателя

− умение работать с большим и постоянно меняющимся объемом информации, повышение эффективности восприятия информации;

− многомерное освоение учебного материала;

− повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

− умение критически мыслить;

− умение ответственно относиться к собственному образованию;

− умение сотрудничать и работать в команде, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

− желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

− умение создать в аудитории атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

− нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

− возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

− формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях;

− стать практиком, грамотно анализирующим свою деятельность;

− стать источником ценной профессиональной информации для коллег.

В этой технологии практическое решение проблемы познавательной активности обучаемых достигается не только методическими приемами, но и использованием эффективных форм педагогического общения на основе равных партнерских отношений, созданием комфортной, стимулирующей атмосферы [2]. При этом преподаватель перестает быть главным источником информации, и, используя разнообразные методические приемы, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Учебные занятия иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и методическим приемам, особенность которых заключается в побуждении студентов к практической коммуникативной и мыслительной деятельности [3]. Это могут быть приемы развития интереса к учебной деятельности студентов, соревнования, анализ конкретных ситуаций, имитационные задания, драматизации и приемы «толстые» и «тонкие» вопросы, инсерт, фишбоун и др. Данные приемы направлены на формирование иноязычной коммуникативной компетенции, интеллектуальных способностей студентов, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение применять решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, сравнивать, работать самостоятельно, в группе, коллективе и др.).

Кластер – один из эффективных приёмов, который применяется на занятиях иностранного языка. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе.

Кластер – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Правила очень простые. В центре – тема, а вокруг нее – смысловые единицы. Кластер может стать ведущим приемом на всех стадиях: а) на стадии вызова при вовлечении всех студентов в процесс познания, воспроизведении уже имеющихся знаний по данной теме посредством ассоциативного ряда, постановки вопросов и пр.; б) на стадии осмыслении при заполнении кластера новым структурированным учебным материалом посредством чтения текста и работы с ним, ответов на вопросы, осмыслением содержания и пр.; в) на стадии рефлексии полученные знания перерабатываются посредством систематизации.

Кластер можно использовать при формировании лексических навыков, при выполнении вариативных заданий, например, составить групповой/парный кластер по конкретной теме.

Можно выделить следующие особенности кластера:

 кластер, созданный студентами, даёт возможность преподавателю отслеживать понимание темы обучающимися;

 для студентов это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями;

 работа с кластером – письменная и устная деятельность;

 в групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность студентам приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.

Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. В собственной практике мы используем данный прием для резюмирования информации, выявления и контроля степени усвоения учебного материала, формирование языковых и речевых навыков.

Синквейн – это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк. Пошаговое описание приема: знакомство с правилами составления синквейна; составление синквейна на определенную тему; чтение синквейнов; устная речь с использованием материала синквейна. Правила написания синквейна:

− первая строка: одним словом, обозначается тема (имя существительное);

− вторая строка: описание темы двумя словами (имена прилагательные);

− третья строка: описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия);

− четвертая строка: фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи);

− пятая строка: синоним из одного слова, который отражает суть темы.

Синквейн может использоваться при объяснении нового материала, актуализации знаний, формировании коммуникативной компетенции.

winter

snowy, cold

play, skate, ski

it’s slippery on the road

be careful

spring

cool, sunny

play, walk, plant

everything awakens from its sleep

flowers

Таким образом, использование методических приемов технологии развития критического мышления на учебных занятиях иностранного языка ориентировано на формирования коммуникативной компетенции обучающихся. Работая в это технологии, преподаватель создают на занятии такую атмосферу, при которой студент активно работает над формированием языковых и речевых навыков, размышляет, подтверждает, опровергает, или расширяет знания об окружающем его мире и с помощью иностранного языка конструирует свои собственные высказывания в устной или письменной формах. Стимулируя интересы студента, преподаватель развивает у него желание практически использовать иностранный язык, а также учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом

Литература

  1. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. ЗаирБек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – Москва: Просвещение, 2011. – 223 с.
  2. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения: Учеб.пособие для студ. высш. учеб.заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной – Москва: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.
  3. Яфарова, М. П. Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации / М. П. Яфарова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 42 (176). – С. 222-229.
Задать вопрос