Рабочая тетрадь по дисциплине «Математика в профессии» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Герман, Е. В. Рабочая тетрадь по дисциплине «Математика в профессии» / Е. В. Герман. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4.1 (40.1). — С. 51-55. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7511/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье представлена авторская педагогическая разработка – Рабочая тетрадь «Математика в профессии» составлена для обучающихся по профессии 19601 «Швея», которые имеют интеллектуальные нарушения.

Ключевые слова: рабочая тетрадь, обучающие с нарушением интеллекта, математика в рабочей профессии, методическое обеспечение.

Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе.

М.И. Калинин

Нарушение интеллекта у детей (умственная осталось) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. У обучающихся наблюдаются разнообразные нарушения в развитии психических высших познавательных процессов (восприятие, память, словесно-логическое мышление, речь), нарушения эмоциональной сферы (повышенная возбудимость или чрезмерная инертность), нарушения физического развития (деформация формы черепа, деформация конечностей, нарушение моторики.)

Особенностями обучающихся являются следующие: новый материал усваивают только после многочисленных повторений; с трудом выделяют главное, не понимают внутренних связей между частями, персонажами; часто путают графи­чески сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п.; не понимают причинно-следственных связей между предметами и явлениями, им доступно лишь понимание связей между явлениями, основанное на наглядном опыте; испытывают наибольшие трудности при воспроизведении словесного материала; не могут сосредоточиться на каком-то одном объекте или виде деятельности; нецелеустремленные, неинициативны; с трудом формируют абстрактные понятия добра и зла, чувство долга, способность к самоконтролю и прогнозированию последствий своих поступков; трудно формируют правильные отношения со сверстниками и взрослыми, у них поведение стереотипное, шаблонное; самостоятельно не могут оценить свою работу, часто не замечают своих ошибок; требуют постоянной опеки со стороны взрослых (родителей, педагогов) [3].

Таким образом, при обучении детей с особенностями психофизического развития педагогу важно одинаково понимать и принимать всех обучающихся, учитывать их индивидуальные особенности, в каждом из них видеть личность, которая способна воспитываться и развиться.

Математика достаточно сложная дисциплина. И закончив школу, ребята с облегчением вздыхают. Но, поступив в колледж, они узнают, что математика и здесь занимает ключевое значение. А они не очень любят устно считать, опасаются трудных задач, больших вычислений.

Обучающиеся не понимают, зачем нужна математика в рабочей профессии. И на первом же занятии задают одни и те же вопросы: «А зачем математика нужна швее? Что она может дать мне?». Проведенное анкетирование доказало, что у обучающихся очень низкая мотивация к изучению математики. Так, 13% обучающихся затруднились ответить, 40% считают, что математика будущей швее не нужна, и только, 47 % респондентов согласились с тем, что будут применять математические знания в профессии.

Как объяснить «особенным» детям, что математику необходимо изучать, что она пригодится им в будущей профессии и реальной жизни?

Главная цель разработанного продукта: повышение эффективности обучения и уровня творческого развития обучаемых с задержкой психического и умственного развития за счет подбора практико-ориентированных и творческих заданий.

В пособие представлены разнообразные задания по темам: «Сложение и вычитание натуральных чисел», «Умножение и деление натуральных чисел», «Дроби», «Геометрические фигуры», «Геометрические тела», «Метрическая система мер».

По учебному плану на изучение дисциплины «Математика в профессии» отведено 42 часа. Рабочая тетрадь разделена на 21 занятие. Каждое занятие соответствует теме адаптированной рабочей программы и содержит определенный набор заданий.

Содержание заданий направлено на закрепление математических знаний, умений и навыков, на повторение пройденного в школе материала, на выработку практических навыков и применение их в будущей профессии.

В тетрадь включены такие упражнения и задачи, которые способствуют развитию эмоционального, социального и интеллектуального потенциала каждого слушателя и формируют его позитивные личностные качества для дальнейшей адаптации в современных условиях жизни.

Основу рабочей тетради составляют: задания из учебника Маргариты Николаевны Перовой «Математика» (9 класс) для специальных (коррекционных) образовательных учреждений; задания по математике для начальной школы; задания, составленные совместно с преподавателями специальных дисциплин по профессии «Портной», «Швея».

В пособии используются разнообразные виды заданий:

 выбор ответа из предложенных вариантов;

 задания, способствующие развитию зрительного восприятия и запоминанию материала, коррекции моторики рук, внимания, мышления;

 рисование и раскрашивание;

 а также ритмичная и эмоционально заряженная информация (сказки, стихи, пословицы), чтобы материал запоминался гораздо легче.

Пример задания из рабочей тетради

Рис. 1. Пример задания из рабочей тетради

Задания распределены по нарастающей степени трудности, с соблюдением принципа «от простого к сложному». Все задания выполняются в тетради, что экономит время на занятии.

В результате использования рабочей тетради, обучающиеся получают ответ на свой вопрос «А зачем нам нужна математика?» и перестают боятся математики.

Таким образом, данное пособие формирует внутреннюю мотивацию у обучающих к изучению математики, организует и упорядочивает их мышление, способствует развитию их интеллектуальных способностей, умение логически мыслить и рассуждать, грамотно и четко формулировать мысли, делать верные логические выводы, находить закономерности, способствует их социальной адаптации и пониманию значимости математики в своей будущей жизни и профессии.

Данное пособие экономит время педагога для подготовки к проведению занятий по дисциплине, позволяет ему на занятии провести качественный и эффективный контроль, для этого достаточного просто посмотреть в тетрадь обучающегося.

Так же его могут использовать родители для выполнения заданий с ребенком в домашних условиях, при этом им не обязательно иметь математическое образование для понимания и выполнения заданий тетради.

Рабочая тетрадь находится в свободном доступе на официальных сайтах: сайт Хабаровского технологического колледжа [1] и сайт ООО «Инфоурок» [2].

C:\Users\Лена\.oracle_jre_usage\Pictures\ControlCenter4\Scan\CCI_000209.jpg

Литература:

  1. Методическая копилка - Хабаровский Технологический Колледж (khtk27.ru)
  2. Рабочая тетрадь по дисциплине Математика в профессии Швея (infourok.ru)
  3. Саенко Ю.В. Специальная психология: учебно-метод. пособие. Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2002. – 142 с.

Ключевые слова

методическое обеспечение, рабочая тетрадь, обучающие с нарушением интеллекта, математика в рабочей профессии
Задать вопрос