Рабочая тетрадь по МДК 01.01 Раздел Автоматика, для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Боцманова, Н. В. Рабочая тетрадь по МДК 01.01 Раздел Автоматика, для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования / Н. В. Боцманова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4.1 (40.1). — С. 42-46. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7509/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье представлено описание авторской разработки – рабочей тетради «Автоматика», выполняющей роль методического обеспечения специальности техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования.

Ключевые слова: рабочая тетрадь, автоматика, методическое обеспечение, процесс обучение, активная познавательная деятельность.

Чтобы подготовить высококвалифицированного специалиста необходимо научить обучающегося рациональным методам организации умственного труда, пробудить в нем желания постоянно углублять свои знания. Успешное обучение зависит не только от прилежания и работоспособности обучающихся, но и связано с организацией учебного процесса и его методическим обеспечением.

Процесс обучения во многом зависит и от применяемых учебников. Важен, конечно, и сам процесс преподавания, но от качества изложения материала в учебнике зависит успех работы каждого обучающего. В настоящее время стало популярно применять рабочие тетради. Заниматься с помощью рабочих тетрадей намного проще, потому что они позволяют с экономить время на учебных занятиях, за короткое время изучить большое количество материала, сохранить записи, которые будут использованы далее, полноценно подготовиться к промежуточной аттестации.

Если обратиться к определению рабочей тетради, то точнее всего вот это «Рабочая тетрадь – это учебно-практическое издание, предназначенное для работы обучающихся, как в аудитории, так и для самостоятельной подготовки, в котором соединяется изложение основных положений курса с выработкой общих и профессиональных компетенций у обучающегося, формирования практических умений и навыков» [2].

Изложение материала в рабочей тетради чередуется с пробелами, которые заполняет обучающийся по ходу ведения лекции, самостоятельной работы, практического занятия.

Актуальность использования рабочей тетради при обучении заключается в оптимальном сочетании информационного содержания тетради с возможностью выявления направление движения мыслительной деятельности обучающихся при их работе с тетрадью. Практическая значимость таких тетрадей заключается в применении тетради для облегчения изучения обучающимися, в частности, раздела Автоматика МДК 01.01, содержащего большое количество схем, рисунков, заданий, формул.

Рабочую тетрадь можно применять на любом этапе учебного занятия. Она позволяет преподавателю установить «обратную связь» с обучающимися, проверить эффективность проделанной работы, требует от студентов активных мыслительных действий, помогает более качественно подготовиться к промежуточной аттестации и позволяет развить самостоятельность как профессиональное и личностно-значимое качество [4].

Рабочая тетрадь по Автоматике имеет ряд преимуществ:

 все задания рабочей тетради носят профессиональную направленность;

 эффективно используется время аудиторной работы, количество материала, рассматриваемого на учебном занятии, увеличивается;

 исключены непроизводительные, не нужные приемы, такие как: перерисовывания схем, формул, текста, справочных данных;

 обучающийся заносит ответы прямо в рабочую тетрадь (вписывает, дополняет, отвечает на вопросы, зарисовывает, выстраивает последовательность и т.д.);

 избавляет от большого объема механической работы, поскольку задания рассчитаны на краткие и в то же время емкие ответы, помогают найти правильные ответы;

 функции преподавателя на занятиях сводятся не к простому «накачиванию» обучающихся знаниями, а к консультационно - координирующей.

Text, letter

Description automatically generated

A picture containing table

Description automatically generated

Рис.1. Обложка и элемент авторской рабочей тетради

Рабочая тетрадь содержат различные задания, составлена на основе рабочей программы междисциплинарного курса МДК 01.01 Раздел Автоматика специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) и уровня подготовленности обучающихся.

Задания для самостоятельной работы в тетради содержат различные формы контроля (тесты, самостоятельные работы, и т.п.), помогая обучающимся всесторонне подготовиться по изучаемой учебной дисциплине

Материал каждого раздела изложен в следующей последовательности: план занятия; информационный блок; вопросы для изучения; задания различных видов и типов; средства для самоподготовки (список литературы, перечень наглядных средств обучения и др.); вопросы для самоконтроля

Рабочая тетрадь по МДК 01.01 Раздел Автоматика, для специальности 13.02.11 способствует формированием у обучающихся мыслительные навыков и умений. Использование данной рабочей тетради гарантируют каждому обучающемуся освоение раздела Автоматика. Постоянная проверка результатов своей деятельности каждым обучающимся, сравнение своих ответов и практических действий с алгоритмами и текстами для самопроверки содействует ускорению понимания новых знаний и формированию первоначально правильных умений.

Рабочая тетрадь разработана для раздела Автоматика специальности 13.02.01, но элементы (отдельные темы) данной тетради могут использоваться и для других специальностей, где изучается, например, общепрофессиональная дисциплина «Основы автоматического управления» для специальностей 15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям), 15.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание роботизированного производства, 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация промышленных и гражданских зданий, 18.02.13 Производство изделий из полимерных композитов; учебная дисциплина «Управление техническими системами» для специальности 24.02.01 Производство летательных аппаратов, МДК 04.01 «Автоматизация производства» для специальности 22.02.05 Обработка металлов давлением.

Преподавателям подобная тетрадь на печатной основе с уже подобранными заданиями, разработанная с учетом требований ФГОС СПО, учебной дисциплины, сможет стать незаменимым помощником и сэкономить время на подготовку к занятиям. На учебном занятии сокращается время выполнения заданий, что позволяет проработать дополнительный материал. Для студентов – это эффективное развитие мышления студентов; обеспечение более прочным усвоением теоретических знаний, а также приобретение общих и профессиональных компетенций; формирование у студентов умений и навыков самообразования.

Таким образом, использование рабочей тетради в образовательном процессе позволит облегчить планирование процесса обучения, избавить обучаемых от большого объема механической работы, выделять в тексте наиболее важную и существенную информацию, логически излагать материал, отслеживать причинно-следственные связи предмета, формировать основы знаний для перехода от учебно-познавательной и учебно-практической деятельности к деятельности профессиональной, реализовать принцип опережающей подготовки, а также способствует привлечению к активной познавательной деятельности, учитывая при этом темп работы и индивидуальные особенности каждого обучаемого.

Литература:

  1. Арон, И.С. Педагогика: учебное пособие [Текст] / И.С. Арон; Поволжский государственный технологический университет. – Йошкар-Ола: ПГТУ, 2018. – 144 с.
  2. Засобина, Г.А. Педагогика [Текст] / Г.А. Засобина, И.И. Корягина, Л.В. Куклина. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 250 с.
  3. Пайгусов, А. И. Технология профессионально обучения [Текст] / А. И. Пайгусов – Чебоксары, 2015 г. – 128 с.
  4. Щеткин Б.Н Рабочая тетрадь как одно из эффективных средств организации самостоятельной работы студентов // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 1. – С. 89-90.
Задать вопрос