Опыт организация деятельности педагогических классов | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гоголева, И. И. Опыт организация деятельности педагогических классов / И. И. Гоголева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4.1 (40.1). — С. 17-22. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7503/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассматривается актуальный опыт организации деятельности педагогических классов, реализуемых в рамках деятельности краевой инновационной площадки КГБ ПОУ ХПК «Создание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного педагогического образования». Описывая две модели педагогического класса, автор предлагает интеграцию организационно-педагогических основ их работы. Выделение ряда управленческих и общепедагогических рисков организации работы с обучающими педагогических классов помогает раскрыть новые их образовательные возможности.

Ключевые слова: педагогический класс, профессиональное становление, психолого-педагогическое сопровождение, предпрофильная подготовка и профильное обучение, модуль, педагогические риски.

Сегодня востребованы педагоги с конкурентоспособными профессиональными умениями и навыками. Новые макеты ФГОС СПО, профессиональные стандарты демонстрируют рост требований к педагогу в ситуации неопределенности и нестабильности, характерной для современного мира. Отмечается многофункциональность педагогической профессии, востребованность новых педагогических профессий на региональном рынке труда. Данные факторы говорят о необходимости своевременной ориентации человека в современной социокультурной среде при выборе своего профессионального будущего в педагогической деятельности, ответственности за свой выбор. Таким образом, профессиональное становление в педагогической профессии требует создание определенной образовательной среды, позволяющей не только сформировать профессиональные представления обучающихся о будущей профессии, но и реализовать свои возможности в профессиональных пробах, выстроить индивидуальную траекторию своего дальнейшего профессионального образования. Такой средой могут выступать современные педагогическое классы.

Цель статьи заключается в рассмотрении организационных аспектов функционирования педагогических классов на основе сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций и профессиональной образовательной организации.

Педагогические классы – не новое событие в педагогическом образовании. Педагогические классы существовали при женских гимназиях и пансионах, начиная с 1874 года, осуществляя подготовку домашних воспитательниц начальной школы. В 20-50-х годах в условиях дефицита педагогических кадров в педагогических классах готовили вожатых, воспитателей детских садов. В 80-90-х годах существовало несколько типов педагогических классов, осуществляющих допрофессиональную подготовку старшеклассников к профессиональной деятельности на основе выявления и развития интереса к педагогической профессии [9]. Комплексная подготовка старшеклассников к выбору педагогической профессии была организована с использованием разных форм: занятия по педагогике и психологии один раз в неделю на базе учебно-производственных комплексов, занятия по субботам; очные педагогические сессии в период каникул; заочные сессии по выполнению психолого-педагогических заданий и пр. [7, 9]. Выпускники педагогических классов характеризовались высокой мотивацией к обучению, высокой социальной и профессиональной активностью, потребностью к выполнению творческих педагогических проектов, занятиям научно-исследовательской деятельности. С 2015 года создана и реализуется белорусская модель педагогической профилизации в школе [8].

В формате краевой инновационной площадки «Создание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного педагогического образования» преподаватели колледжа (П.В. Ильин, Е.В. Плотникова, И.И. Гоголева) с 2018 года были включены в организацию деятельности педагогических классов МБОУ СОШ №68 г. Хабаровска (директор Филатова С.В.), МБОУ СОШ №9 г. Амурска (директор Силина О.Е.).

В современных условиях педагогический класс – это профильная форма обучения, содержательно и технологически ориентированная на приобщение обучающихся к педагогической культуре и педагогическим профессиям. Цель педагогических классов – создание социальной ситуации развития обучающихся посредством открытой профессионально-образовательной среды. Основным механизмом деятельности выступает психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся. Обучаясь в педагогическом классе, учащиеся имеют возможности: развивать свои способности, навыки проектирования и коммуникации; приобретать опыт профессиональных проб в социальной сфере деятельности, опыт взаимодействия со студентами, преподавателями колледжа, педагогами других образовательных организаций.

С учетом того, что профессиональное становление – это специально организованный и длительный процесс согласования личностных и социально-профессиональных потребностей, обучающихся были выбраны две модели деятельности педагогических классов: пропедевтическая и традиционная. Модели апробированы в рамках часов внеурочной деятельности в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения (гуманитарный профиль).

На этапе предпрофильной подготовки пропедевтическая модель педагогических классов была реализована с обучающимися 8-9-х классов МБОУ СОШ №68 г. Хабаровска. Она предполагала комплексное изучение пяти модулей: «Я и мир профессий», «Я и инфомир», «Мой мир», «Мой проект», «Мои пробы». Само название модулей ориентировано на посыл идти от потребностей и возможностей подростка при отборе содержания. Целевые и ценностные установки каждого модуля нацелены на формирование «мягких» (soft) компетенций обучающихся: цифровые навыки, командная коммуникация и взаимодействие, креативность, эмоциональный интеллект, тайм-менеджмент, др. Содержание модуля «Мой проект» ориентировано на подготовку учащихся к выполнению индивидуального проекта педагогической/профориентационной направленности.

На этапе профильного обучения традиционная модель педагогических классов была реализована со старшеклассниками МБОУ СОШ №9 г. Амурска. Она предполагает комплексное изучение пяти модулей: «В мире педагогических профессий», «Человек познающий», «Я в педагогической профессии», «Познай самого себя», «Профпробы». Модули «Человек познающий» и «Я в педагогической профессии» ориентированы на изучение основ психологических и педагогических знаний. По содержанию данные модули не дублируют учебные дисциплины «Психология», «Педагогика» педагогических специальностей СПО. В модули включены кейсы, позволяющие продемонстрировать на реальных примерах, каким образом работают успешные педагоги. Изучая результаты деятельности педагогов в кейсах, обучающиеся тренируют свою насмотренность, «наслушанность». Для преподавателей, ведущих данные модули, важно правильно подобрать необходимую информацию для кейсов, адаптировать ее для понимания обучающихся и в их интересах. Формирование профессиональных знаний, умений и навыков играет вспомогательную роль, выступая средством диагностики индивидуальных способностей и формирования soft компетенций обучающихся, инструментом познания современных педагогических профессий, «фоном» взаимодействия педагогов и обучающихся.

Опыт работы преподавателей колледжа с педагогическим классами представлен в публикациях, вебинарах [2-5]. С учетом различий данных моделей педагогических классов отметим общее в организации деятельности.

 Модульный принцип построение программы педагогических классов позволяет мобильно «подстроиться» под интересы и способности обучающихся, увеличить гибкость и вариативность содержания с учетом запросов родителей и общеобразовательной организации. Данный принцип позволяет организовать нелинейную последовательность изучение модулей, при этом продолжительность обучения и количество часов устанавливается отдельно на каждый модуль с учетом запросов. Так в пропедевтическую модель педагогических классов по запросу общеобразовательной организации был включен модуль «Мой проект».

 Ориентация на формирование soft компетенций позволяет обучающимся в дальнейшем осознанно овладевать профильными знаниями и формировать профессиональные (hard) компетенции. Более того, диагностика soft компетенций и необходимых цифровых компетенций могут составить основу плана индивидуального развития обучающихся.

 Использование методов обучения: методы интерактивного обучения, дискуссии, метод проектов, методы когнитивно-рефлексивной работы с учебной информацией (тесты, синквейны, работа с цитатами, научно-популярными статьями), игровые методы и интерактивные профориентационные игры, просмотр и обсуждение фильмов («Чудо/Wonder, 2017»,»Лев/Lion, 2016», «Держи ритм/Take the Lead, 2006», др.), просмотр всероссийских онлайн-уроков «ПроеКТОриЯ» и др. Основой этих методов выступают: диалог в общении, отношения и творческий поиск. Использование данных методов обучения в совокупности с техниками коучинга и фасилитации способствует проявлению активности обучающихся при выборе педагогических профессий и позитивного эмоционального отношения к ним.

 Использование возможностей онлайн обучения на платформе Moodle, Zoom и др. Так на педагогической сессии в апреле 2021 года с обучающимися педагогического класса г. Амурска в форматах видеоконференции Zoom проведены лекции «Педагогические профессии: вчера, сегодня, завтра» «Цифровой педагог», интервью в прямом эфире со студентами колледжа «Становление педагога: от идеи к опыту».

 Обязательное включение модуля «Профпробы», как средства моделирования элементов педагогической профессии, раскрывающих ее технологический процесс в условиях конкретного социального контекста. При проведении воспитательных мероприятий для младших школьников «Научный экспериментариум», «Новый год по-новому», спектакля для воспитанников детского сада обучающиеся педагогических классов «примеряли» социально-профессиональные роли профессии педагога на себя, рефлексировали свои результаты, ощущения и эмоции [1].

Опыт работы с педагогическими классами позволяет выделить педагогические риски, требующие мобильных способов их разрешения. Понимая под рисками возможность возникновения потерь и получение незапланированных результатов, отметим наиболее значимые.

С учетом специфики педагогической деятельности значима мотивированность ее выбора. Опыт показал, что основным принципом создания педагогических классов выступает принцип добровольности. Включение учащихся в педагогический класс должно осуществляться на основе личного желания и результатов диагностики профессиональных предпочтений.

Значимым риском работы с обучающимися педагогических классов выступает рассогласование ожидаемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) модульных программ. На этапе разработки учебных программ важно согласовать не только результаты, планируемые в рамках внеурочной деятельности ФГОС основного и среднего общего образования, но и «мягкие» (soft), «жесткие» (hard) компетенции педагогического образования.

Функционирование педагогических классов выстроено с учетом взаимодействия обучающихся и родителей, педагогов и членов администрации образовательных организаций, социальных партнеров. Согласованность ценностно-смысловых, содержательно-организационных аспектов функционирования педагогических классов обеспечивает кумулятивный эффект педагогизации образовательной среды.

Риском может выступать отсутствие нормативно-правового обеспечения организации работы педагогических классов на всех уровнях: федеральный и региональный (регламентирующие официальные документы, инструктивно-методические письма министерства просвещения РФ), локальный (приказы, распоряжения, положения, программы, планы, календарно-тематические планы, календарные графики проведения профпроб). Нормативно-правовое обеспечение регламентирует различные аспекты функционирования педагогических классов, возможностей / ограничений новых форм работы и возникающих идей. Поэтому важно согласование управленческих процедур через конкретные формы организации, ролевые предписания, мониторинг качества процесса и пр.

В заключении отметим, что в современных условиях организация деятельности педагогического класса является основой для профессионального самоопределения обучающихся. В педагогическом классе создаются возможности каждому осознать свои потенциалы, проявить себя в профессиональных пробах, по-новому воспринимать педагогическую действительность. Это особо актуализирует постоянный поиск оптимальных и эффективных способов организации педагогических классов, методов и форм их работы.

Литература:

  1. Блинов, В. И. Профессиональные пробы в школьной профориентации: путь поисков. / В.И. Блинов, И.С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. – 2015. – №4. – С.14-17.
  2. Гоголева, И.И. Реализация модели наставничества «студент – ученик(и)» в процессе подготовки студентов педагогического колледжа / И.И. Гоголева // Среднее профессиональное образование. –2021 – № 3. – С. 3.
  3. Гоголева, И.И. Каникулярная школа – интерактивная форма развития soft компетенций обучающихся. / И.И. Гоголева // Среднее профессиональное образование. – 2019 – № 11. – С. 12.
  4. Гоголева, И.И. Форматы реализации социально-образовательного проекта «Путь в профессию педагога» / И.И. Гоголева, Е.В. Плотникова // Среднее профессиональное образование. – 2018. – № 11. – С. 8.
  5. Гоголева, И.И. Социально-образовательный проект «Путь в профессию педагога» как форма сетевого взаимодействия / И.И. Гоголева, Е.В. Плотникова // Среднее профессиональное образование. – 2018. – № 4. – С. 21.
  6. Вебинар «ЯКласс в СПО. Практика педколледжей и профориентация» – URL: https://www.yaklass.ru/webinars/old/Praktika-pedkolledzhej
  7. Митросенко, С.В. Педагогические классы: история и современность / С.В. Митросенко, З.У. Колокольникова, О.Б. Лобанова – Текст: непосредственный // NEWS OF SCIENCE AND EDUCATION. – 2017. – Т.4. – №4. – С.3-7.
  8. Педагогические классы. Профильные классы. – Текст: электронный – URL: https://pedklassy.bspu.by/
  9. Ревякина, В.И. Профориентация школьников: опыт прошлого и проблемы настоящего / В.И. Ревякина, К.Е. Осетрин // Вестник ТГПУ. – 2015. – № 5 (158). – С. 244-247.
Задать вопрос