Специфика становления гражданской позиции обучающихся среднего профессионального образования | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Залевская, С. В. Специфика становления гражданской позиции обучающихся среднего профессионального образования / С. В. Залевская. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2.1 (33.1). — С. 80-85. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6376/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье раскрываются приемы, методы становления и формирование гражданской позиции обучающихся в системе среднего профессионального образования на примере Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хорский агропромышленный техникум». Рассмотрен прием реализации проекта «Отечество моё — Россия» через уроки Отечественной истории.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, Отечественная история, гражданская позиция, гражданско-патриотический аспект, средства и методы воспитания и обучения, гражданский долг.

Социально-политические картины современного мира претерпевают масштабные изменения. В системе среднего профессионального образования становится актуальной проблема формирование гражданской позиции современной молодежи. Студенчество выступает в этих условиях как активный, объективный и заинтересованный участник государственных общественно-политических и экономических преобразований, являясь стратегическим ресурсом изменений, как на национальном, так и глобальном уровнях.

В соответствии с Указом Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204 необходимо к 2024 году обеспечить «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций», поставлена задача: «создание условий для … поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства)» [1].

Формирование, развитие и стимулирование активности молодежи, выявление особенностей мотивационно-потребностной сферы социально активной личности рассматривались социологами, педагогами и психологами во все периоды существования нашего государства (В. И. Андреев, В. Ф. Бехтерев, Л. С. Выготский, М. Г. Гарунов, Г. И. Щукина и др.)

Анализ источников показал, что гражданская позиция может рассматриваться в двух основных аспектах: как свойство личности и как определенная мера деятельности. По мнению С. Г. Молчанова, «человек, не обладающий позитивными социальными компетенциями и, следовательно, не могущий проявить себя в хорошем, но желающий быть оцененным, замеченным, проявляет себя в плохом, в разрушительном» [2].

Задача данной статьи заключается в том, чтобы показать возможность педагогических условий и ресурсов становления гражданской позиции обучающихся в системе среднего профессионального образования, апробированных на базе Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хорский агропромышленный техникум» (далее КГБ ПОУ ХАТ).

Ни для кого не секрет, что гражданско-патриотическим воспитанием в России, главным образом, занимаются учебные заведения. Здесь возможны три варианта развития событий.

Первый вариант. Руководство учебного заведения не занимается гражданско-патриотическим воспитанием своих студентов. Мотивом этому могут послужить рациональная экономия учебного времени и финансовых ресурсов. На первом плане для руководства учебным заведением стоит задача подготовки высококвалифицированного, конкурентно способного специалиста, востребованного на рынке труда и отвлекаться на «второстепенные задачи» не стоит.

Второй вариант. Руководство образовательного учреждения разрабатывает и реализовывает программу гражданско-патриотического воспитания, но эффективной работы не получается. И здесь кроются свои причины, основные из них:

 недостаточная квалификация работников, занимающихся воспитанием (хотят работать, но не знают как);

 отсутствие материального стимулирования педагогов (работа оплачивается очень скромно, либо не оплачивается совсем);

 боязнь ответственности (случись что, …несмотря на мои заслуги … по всей строгости …вплоть до уголовной ответственности или того хуже увольнения);

 отсутствие материального обеспечения для реализации серьезных проектов (у учебного заведения нет средств);

 отсутствие административной и финансовой поддержки со стороны государственных органов на муниципальном и региональном уровнях.

Третий вариант. В образовательном учреждении есть система гражданско-патриотического воспитания, механизмы которого дают результаты. Фактором успеха является инициатива преподавателей, мастеров производственного обучения, социальных педагогов и поддержка администрацией ПОО СПО.

В Хорском агропромышленном техникуме в 2017–2018 учебном году был запущен проект «Отечество моё — Россия». Проект долгосрочный, рассчитан до 2020 г.

Цель проекта — формирование, развитие личности гражданина-патриота России, сознающего все значение единства российского общества, важность и ценность общероссийской идентичности через внедрение в образовательный процесс активных методов формирования гражданской компетентности студентов КГБ ПОУ ХАТ

Задачи проекта:

 реализовать мероприятия в рамках проекта, направленные на формирование гражданской компетентности студентов;

 обеспечить участие педагогического состава и обучающихся в разработке и проведении методического сопровождения проекта;

 организовать информационное освещение проекта.

Планируемые результаты:

  1. Положительная динамика роста уровня гражданской и политической культуры обучающихся техникума.
  2. Положительная динамика роста гражданской инициативности (стремление к активной роли в обществе, политической осведомленности обучающихся).
  3. Развитое критическое мышление обучающихся, умение анализировать информацию, касающуюся жизни в гражданском обществе.
  4. Положительная динамика роста количества научно-исследовательских, социальных проектов обучающихся.
  5. Способность обучающихся к самореализации в пространстве Российского государства, формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства.
  6. Осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Проект «Отечество моё — Россия» охватил в техникуме весь педагогический процесс, пронизал все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, вовлекая их в разнообразные виды деятельности.

Гражданско-патриотическая работа проекта проводится дифференцированно, с учетом возрастных особенностей, пола и получаемой специальности. Единая задача: проследить на протяжении четырех лет обучения формирование высокопатриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов России. Эта задача реализуется в трех сферах: в процессе обучения, во внеурочной и внетехникумовской деятельности.

Гражданско-патриотический аспект воспитания реализуется в рабочих программах общего гуманитарного, общественно-экономических циклах и ориентирован на формирование будущих специалистов.

В статье более подробно остановимся на реализации проекта через уроки истории. Отечественная история как учебная дисциплина больше других способствуют становлению и формированию гражданственности и активной гражданской позиции. При изучении истории открываются широкие возможности донести до сознания обучающихся преемственную связь времен и народов, связь между прошлым, настоящим и будущим.

Эффективность исторического образования повышается с использованием разнообразных форм уроков гражданско-патриотической тематики, а именно проблемные, уроки-размышления, дискуссии, музейные уроки. Необходимое условие проведения подобных уроков — применение личностно-ориентированных технологий, которые позволяют выстроить доверительные отношения между преподавателем и обучающимися, что позволяет повысить качество усвоения изучаемого материала и воспитания.

Гражданская и патриотическая направленность уроков базируется на постоянном осмыслении молодыми людьми нравственных, гражданских и патриотических идей, содержащихся в отечественной истории, как победные, так и трагические страницы. Обучающиеся становятся перед выбором мировоззренческой позиции. И вот здесь играет большую роль индивидуально-личностное отношение к изучаемым темам, эмоциональное восприятие представленного исторического материала.

Описать работу над формированием гражданско-патриотического отношения, которая происходит в течении всего учебного года достаточно объемно. Приведу несколько примеров. На уроках истории были изучены следующие темы, наполненные патриотизмом, гражданственностью и национальной идентичности: «Реформы П. А. Столыпина», Великая Отечественная война 1941–1945 годов», «Россия на современном этапе развития».

Процесс воспитания гражданской позиции, национальной идентичности возможно при изучении деятельности реформаторов, коим являлся П. А. Столыпин, который не только желал видеть свою страну великой, но и приложил немало сил. «Противникам государственности нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия», — особенно эти слова актуальны и сегодня. Изучение жизнедеятельности великих людей помогает осмыслить роль личности в истории, от которой зависит судьба народов и государства в целом. Студенты начинают идентифицировать себя частью исторического процесса и понимают, что историю творят люди. Это воспитывает деятельностный патриотизм.

Огромное значение имеет тема Великой Отечественной войны, в которой наш народ и армия проявили небывалый патриотизм и превосходство над врагом. На уроках используется работа с документами, просмотр и обсуждение хронико-документальных фильмов, рассказы о тружениках тыла и о героях фронта. Некоторые студенты рассказывают о своих родственниках. Так студент группы трактористов подготовил интереснейший материал о своем прадеде, используя семейный архив, а так же материалы районного краеведческого музея. Такие уроки оказывают на обучающихся большое эмоциональное воздействие и заставляют гордиться подвигами соотечественников, которые защитили и спасли мир от фашизма.

Тема Великой Отечественной войны заставляет молодое поколение гордиться военными победами, но мы живем в мирное время, а значит и подобных побед не наблюдается в современном мире. Вполне обоснованно ребята говорят: «Страна была великой в то время, а сейчас нам гордиться нечем». В серии уроков «Россия на современном этапе развития» поднимаем злободневный вопрос антироссийских санкций и их влияние на различные сферы общественной жизни. Разбираем материалы СМИ, сравнительные статистические данные и приходим к выводам, что наше государство достойно преодолевает все трудности. А это и есть повод для гордости. Кроме того на подобных уроках обсуждаются выступление наших спортсменов на олимпиадах, Олимпиаду в Сочи, возвращение Крыма. Студенты приходят к выводам, что гордость страны — это победы не только ратные, но и спортивные, победы в музыкальных конкурсах и кинофестивалях, научные достижения.

Для становления и формирования гражданской позиции обучающихся необходима систематическая и целенаправленная деятельность по привитию чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Гражданский долг современных преподавателей, классных руководителей учебных групп и мастеров производственного обучения — бороться с проявлениями, свидетельствующими о духовной деградации. Необходимо разъяснять подрастающему поколению, что главное — это ни кем быть, а каким быть.

Таким образом, наиболее актуальной на сегодняшний момент, становится сформированность российской гражданственности обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования. От этого зависит уровень развития личности молодого рабочего, становление его духовно-нравственных, умственных, профессиональных, гражданско-патриотических, физических и других качеств, а, следовательно, зависит и уровень развития общества в целом, его социальное благополучие.

Литература:

  1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: [Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204]. — URL: КонсультантПлюс (дата обращения: 15.02.2021).
  2. Молчанов, С. Г. «Духовные скрепы»: инновационная технология социализации /С. Г. Молчанов // Челябинский гуманитарий. — 2013. — № 1 (22). — С. 66–85.

Ключевые слова

среднее профессиональное образование, гражданская позиция, Отечественная история, гражданско-патриотический аспект, средства и методы воспитания и обучения, гражданский долг
Задать вопрос