Использование сетевых информационных технологий для совершенствования умения работать с информацией | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мазур, Т. В. Использование сетевых информационных технологий для совершенствования умения работать с информацией / Т. В. Мазур. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2.1 (33.1). — С. 8-14. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6364/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассмотрены возможности использования сетевых информационных технологий в учебном процессе, которые открывают большие возможности для развития у учащихся умения работать с информацией, что является необходимой современной компетенцией. Также в статье описывается проект по внедрению сетевых ресурсов в учебный процесс, рассматривается опыт их применения и полученные результаты.

Ключевые слова: сетевые информационные технологии, учебная деятельность.

Современному человеку нужно ориентироваться в большом объёме информации, уметь с ней работать, эффективно представлять в том числе и с использованием современных информационных технологий.

Данная тенденция особенно актуальна в процессе перехода образования в цифровую эпоху, что подтверждается указом Президента России от 09.05.2017 N203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы». А преподавание является одним из способов реализации государственной политики в области образования, направленной на становление цифрового общества.

В своём послании Федеральному собранию 1 марта 2018 года Президент страны Путин В. В. подчеркнул: «Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху».

Тем не менее, существует противоречивая ситуация между общим направлением на информатизацию образования, обилием доступной информации, и недостаточным обучением учащихся приёмам и методам её обработки и представления.

Поэтому цель проекта — изучить возможность внедрения сетевых информационных технологий, направленных на обработку и представление информации, в учебный процесс с последующим оформлением методического пособия.

В процессе работы над проектом мною была выдвинута и проверялась гипотеза, предполагающая, что при использовании разработанного методического пособия будет совершенствоваться умение студентов работать с информацией, и это положительно скажется, как на формировании профессиональных, так и общих информационных компетенций.

Логика проекта определила его этапы.

Были проанализированы бесплатные сетевые информационные технологии, позволяющие обрабатывать и представлять информацию, выделена их область применения, преимущества и недостатки.

Проводилась работа по тестированию форм использования сетевых программ в учебном процессе. Какие-то формы оказались неэффективными, использование других привело к положительному результату.

Создан продукт проекта — методическое пособие, в котором предложены нестандартные методы организации работы для студентов колледжа с использованием бесплатных сетевых программ. Представленные методы могут быть применены на любом предмете по различным специальностям как технического, так и гуманитарного профиля.

Для оценки эффективности применения методического пособия в учебном процессе, необходимо было диагностировать уровень умения студентов работать информацией. Были разработаны кейс-средства, позволяющие это сделать.

В рамках констатирующего эксперимента выполнена оценка умения учащихся работать с информацией (обобщать, структурировать, выделять главное и существенное, представлять).

Методом формирующего эксперимента методическое пособие внедрялось в учебную деятельность в течение года. В период дистанционного обучения применение сетевых информационных технологий стало наиболее актуальным. За внедрением последовала оценка результатов, то есть повторное диагностирование и сравнение с начальными данными.

Продуктом исследования является методическое пособие для преподавателей. Оно содержит пояснительную записку, описание форм внедрения сетевых технологий, материалы по применению ресурсов. Его содержание систематизировано и структурировано по следующему плану:

 описание сервиса,

 область применения,

 примеры заданий, которые может сформулировать преподаватель,

 требования к выполнению заданий,

 критерии оценивания,

 преимущества и недостатки применения сервиса,

 примеры выполненных работ,

 технология работы в программах с пошаговыми инструкциями.

Изучив методическое пособие, преподаватели получат представление, о том, для чего использовать тот или иной сервис, как в нём работать и как применить его в преподавании своей дисциплины.

В пособии рассмотрены различные бесплатные программы, реализующие современные технологии.

Лента времени — сервис интернета, служит для создания временно-событийных линеек. На временную шкалу наносятся факты, которые можно сохранить и использовать при изучении различных наук, если требуется представить хронологический порядок каких-либо событий. Такие ленты могут сопровождаться не только текстовыми комментариями, но и встроенными фотографиями, видеороликами.

Работа студента. Лента времени по истории создания операционных систем

Рис. 1. Работа студента. Лента времени по истории создания операционных систем

Ментальная карта — это техника визуализации мышления. Применения ментальных карт очень разнообразны — например, их можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание книги или текста, сгенерировать и записать идеи, разобраться в новой для себя теме, подготовиться к принятию решения.

Примеры работы студентов в сетевых сервисах

Рис. 2. Примеры работы студентов в сетевых сервисах

Инфографика — это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию. Одна из форм информационного дизайна.

Интерактивная карта — это электронная карта, работающая в режиме двухстороннего диалогового взаимодействия человека (пользователя) и компьютера и представляет собой визуальную информационную систему.

Аудиогид — сервис позволяет пользователю создавать свои экскурсии, интерактивные карты, маршруты путешествия. Добавлять изображения, описания, аудио и видеоматериалы, дополняющие тур.

Также были представлены сетевые ресурсы, позволяющие создавать кроссворды, облако тегов, видеоролики, тесты .

В течение года была организована работа по внедрению проекта в учебную деятельность. Сетевые информационные технологии применялись при преподавании дисциплин и МДК, таких как «Дискретная математика», «Информационная безопасность», «Операционные системы и среды», «Микропроцессорные системы».

При внедрении проекта были протестированы такие формы применения сетевых технологий, как домашнее задание, выполняемое обязательно или по желанию студента на дополнительную оценку, аудиторная работа, конкурсы (аудиторный и заочный, индивидуальный и в малых группах). Выделены наиболее результативные формы. Например, более тщательная проработка инфографики и ментальных карт наблюдалась при групповой работе, наиболее творческий подход при создании ментальных карт учащиеся демонстрировали при аудиторном конкурсе. Необязательную домашнюю работу (на дополнительную оценку), связанную с созданием облака тегов, большинство студентов проигнорировало, а обязательную (ленту времени) выполнили все, но формально, не чувствовалось тщательность проработки.

По предмету «Информационная безопасность» учащимся было предложено создать ролик об актуальности информационной безопасности в современном обществе, используя возможности сервиса видео шаблонов www.renderforest.com. По терминам темы «Основы криптографии» были созданы сетевые кроссворды (www.puzzlecup.com). С помощью ментальных карт учащиеся разных групп составляли схемы таких понятий, как «операционная система», «граф», «угрозы информационной безопасности», «вирусы и антивирусные программы» и других (https://coggle.it/, www.mindmeister.com/ru). С использованием google форм создавались тесты по теме «Методы перехвата информации», «Операционная система Linux» и др. Проводился конкурс инфографики (www.easel.ly, www.canva.com, infogram.com), где студенты работали над графическим представлением понятий «дискретная математика», «логика», «графы», «техника безопасности при работе в компьютером». С помощью сервисов лент времени (https://www.timetoast.com, https://time.graphics/), было продемонстрировано развитие операционных систем и микропроцессорной техники. Облако тегов (https://wordscloud.pythonanywhere.com/) при кажущейся лёгкости также заставило студентов проявить творческие способности.

Фрагмент ролика по предмету «Информационная безопасность»

Рис. 3. Фрагмент ролика по предмету «Информационная безопасность»

Работы оценивались, исходя из таких критериев, как полнота проработки, логичность представления, структурированность, эстетическое оформление. В процессе выполнения заданий, оценки и обсуждения результатов у студентов нарабатывался опыт обработки и представления информации, творческой работы, расширялся кругозор. Многие учащиеся открыли для себя новые методы познания и запоминания информации, понимание возможностей информационных технологий не только для развлечения, печати текстов, расчётов, но и в других областях самообразования и развития.

Особую трудность при работе над проектом являлась диагностика умения студентов работать с информацией. Был проведён тест на вербальное мышление. Задания на вербальное мышление позволяют оценить способность к правильному восприятию письменной информации, ее анализу и интерпретации. Выполнялся анализ презентаций учащихся, как результата представления информации, где оценивалось умение выделить главное и существенное, представить информацию в виде таблиц, графиков, схем, умение графически показать какую-то идею. Также оценивались задания на структурирование и классификации информации, изначально представленной в виде текста.

Диагностирование не требовало дополнительных затрат времени, так как было внедрено в учебный процесс при выполнении текущих заданий. Разработанный механизм подсчёта позволил в цифровом виде оценить результат. Повторная диагностика после внедрения методических материалов показала повышение уровня умения работать с информацией. Числовой результат увеличился на 20 %.

Таким образом, приведённое исследование демонстрирует целесообразность применения сетевых информационных технологий в учебном процессе с использованием материалов методического пособия для совершенствования умения работать с информацией. Полагаю, что есть все предпосылки для ожидания подобных результатов в работе разных преподавателей по различным дисциплинам.

Литература:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы
  2. Материалы группы МО преподавателей ИКТ организаций СПО Кировской области. https://vk.com/ikt43. Задания конкурса «Полиатлон», задание олимпиады для студентов и преподавателей.
  3. Явич Роман Павлович, Давидович Ницца Управление учебной деятельностью студентов на основе сетевых информационных технологий // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-uchebnoy-deyatelnostyu-studentov-na-osnove-setevyh-informatsionnyh-tehnologiy-1 (дата обращения: 26.01.2020).
Задать вопрос