Проектная деятельность по биологии как способ достижения метапредметных результатов обучения в основной школе
Автор: Харитонова Светлана Сергеевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.
Дата публикации: 28.11.2017
Статья просмотрена: 319 раз
Библиографическое описание:
Харитонова, С. С. Проектная деятельность по биологии как способ достижения метапредметных результатов обучения в основной школе / С. С. Харитонова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4.1 (10.1). — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2921/ (дата обращения: 04.05.2024).
В статье рассмотрены возможности проектной деятельности, организуемой при изучении школьного курса биологии основной школы в формировании метапредметных результатов обучения.
Ключевые слова: метапредметные результаты обучения биологии основной школы, универсальные учебные действия.
ФГОС основного общего образования изменяет подходы к организации проектной деятельности обучающихся. Это выражается в возрастании роли данного вида деятельности в достижении трех групп образовательных результатов – предметных, метапредметных и личностных. Каждая из обозначенных групп результатов имеет свою специфику, обусловленную широким спектром видов деятельности, которые формирует проектная деятельность. Особо существенно результативность проектной деятельности выражается в метапредметных результатах, которые представляют собой «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и метапредметными понятиями» [3]. Достижение метапредметных результатов в с учетом требований Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, реализующего программы основного образования [2] обеспечивается именно через организацию проектной деятельности, в том числе индивидуального характера. Это существенное отличие проектной деятельности, реализуемой в условиях действия Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО), так как накопленный школами страны опыт проектной деятельности в предшествующие года, как правило, носил коллективный характер исполнения.
Кроме этого, ФГОС акцентирует внимание школьных учителей на необходимость формирования опыта проектной деятельности в основном во время урока, что отличает проектную деятельность прошлых лет, когда этот вид деятельности носил преимущественно внеурочный, внеклассный характер [1].
Проектная деятельность, соответствующая ФГОС, обеспечивает достижение широкого спектра УУД.
Так, на этапе выбора темы, формулировки целей и задач будущего небольшого собственного исследования у ученика развивается умение самостоятельно определять цели обучения, ставить новые задачи, развивать интересы и мотивы своей познавательной деятельности.
На этапе планирования исследования формируется умение планировать самостоятельно пути достижения цели и выбирать способы решения познавательных задач.
Во время работы с теоретическим материалом школьник учится определять понятия, классифицировать, обобщать, рассуждать, овладевает навыками смыслового чтения. При поиске информации в настоящее время ребенок активно использует информационные технологии, что способствует формированию его ИКТ-компетентности. Затем собранная и отобранная информация оформляется в виде теоретической основы проекта – происходит совершенствование у ребенка способности выражать в письменной речи мысли и умозаключения, овладение монологической контекстной речью.
Следующим этапом в организации работы над учебным проектом является проведение собственного эксперимента или выполнение творческого задания, направленного на получение субъективно новых для ребенка знаний и создание продукта его самостоятельной творческой и исследовательской деятельности. На этом этапе формируется умение соотносить свои действия с планируемым результатом, контролировать и корректировать свои действия в зависимости от ситуации, работать индивидуально и в группе.
Для представления полученной информации школьник использует знаково-символические средства, средства ИКТ, совершенствует свое владение письменной речью.
При формулировке выводов школьник учится строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы, демонстрирует умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Если говорить о школьных проектах по биологии, то этот предмет имеет наибольшие возможности для формирование и метапредметной компетентности, предусмотренной ФГОС ОО – развитию экологического мышления у школьника и умения применять его [3].
Проектная деятельность обеспечивает также достижение предметных образовательных результатов, которые выражаются в овладении содержательной составляющей школьного курса биологии основной школы и формировании у учеников широкого спектра УУД познавательной направленности, таких как: практическое освоение основ проектной деятельности, развитие навыков смыслового чтения, работы с информацией, овладение методами познания [2].
Таким образом, обобщая все вышеизложенное, мы можем выявить отличительные особенности проектной деятельности в контексте требований ФГОС (Таблица )
Таблица
Отличительные особенности проектной деятельности в контексте требований ФГОС
№ п/п |
Сравниваемый признак |
ГОС |
ФГОС |
1 |
количество участников |
коллективный |
индивидуальный коллективный |
2 |
время проведения |
чаще внеклассная работа |
на уроке, во внеурочной деятельности |
3 |
позиция ученика |
исполнитель |
активный участник |
4 |
роль учителя |
организационная |
консультативная |
Знание специфики проектной деятельности по ФГОС требует иного методического инструментария ее реализации, в основу которого будет положена организация проектной работы не только вне урока, но и на самом уроке, а также вовлечение в проектную деятельность каждого ученика и создание условий для его активной самостоятельной творческой деятельности, в которой учитель лишь направляет исследовательскую деятельность учеников.
Литература:
- Марина А.В. Вопросы школьного учителя биологии к проектной деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС /А.В.Марина, С.Н.Трифонова, Т.В. Новаева // Биология школе. – 2014. – №5. – С. 16-25.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) // Система ГАРАНТ: Адрес доступа: http://base.garant.ru/55170507/#ixzz4z5t3q7
Ключевые слова
универсальные учебные действия, метапредметные результаты обучения биологии основной школыПохожие статьи
Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы...
В статье раскрыты материалы исследования, связанные с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии основной школы. Ключевые слова: проектная деятельность, учитель биологии...
Особенности проектной деятельности учащихся в условиях...
В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в...
Комплексная работа — инструмент оценки сформированности...
...инструмент оценки сформированности навыков смыслового чтения в начальной школе.
Среди основных умений, которые необходимо продемонстрировать при выполнении
Чтобы напиться воды, жирафу приходится широко расставлять передние ноги и низко опускать голову.
Формирование ключевых компетенций учащихся при организации...
Рассмотрим возможности их формирования при организации проектно-исследовательской деятельности в рамках изучения школьного курса биологии. Ценностно-смысловые компетенции – компетенции в сфере мировоззрения...
Организация проектной деятельности по биологии во...
Библиографическое описание: Подгузова Е. А. Организация проектной деятельности по биологии во внеурочное время
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, проект, школьник, ребенок, умение, младший школьник, учебная...
Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения
Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.
Метод проектов может и должен стать помощником учителю и учащемуся в освоении широкого круга школьных знаний.
Формирование и развитие стратегий смыслового чтения при...
Чтение — мотивированный, рецептивный, опосредованный вид речевой деятельности
Анализируя требования
Основные термины (генерируются автоматически): просмотровое чтение, вид чтения, текст, смысловое чтение, содержание текста, чтение, слово, общее...
Достижение метапредметных результатов в работе с текстом на...
Безусловно, чтение, являясь одним из важнейших видов речевой деятельности
‒ овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами
Сузив широкий диапазон возможных достигаемых умений, мы рассматриваем...
Технология развития критического мышления как средство...
Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, урок биологии, технология развития, умение, знание, живая материя, формирование, живой организм, образовательная область, исследовательская деятельность.
Похожие статьи
Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы...
В статье раскрыты материалы исследования, связанные с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии основной школы. Ключевые слова: проектная деятельность, учитель биологии...
Особенности проектной деятельности учащихся в условиях...
В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в...
Комплексная работа — инструмент оценки сформированности...
...инструмент оценки сформированности навыков смыслового чтения в начальной школе.
Среди основных умений, которые необходимо продемонстрировать при выполнении
Чтобы напиться воды, жирафу приходится широко расставлять передние ноги и низко опускать голову.
Формирование ключевых компетенций учащихся при организации...
Рассмотрим возможности их формирования при организации проектно-исследовательской деятельности в рамках изучения школьного курса биологии. Ценностно-смысловые компетенции – компетенции в сфере мировоззрения...
Организация проектной деятельности по биологии во...
Библиографическое описание: Подгузова Е. А. Организация проектной деятельности по биологии во внеурочное время
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, проект, школьник, ребенок, умение, младший школьник, учебная...
Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения
Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.
Метод проектов может и должен стать помощником учителю и учащемуся в освоении широкого круга школьных знаний.
Формирование и развитие стратегий смыслового чтения при...
Чтение — мотивированный, рецептивный, опосредованный вид речевой деятельности
Анализируя требования
Основные термины (генерируются автоматически): просмотровое чтение, вид чтения, текст, смысловое чтение, содержание текста, чтение, слово, общее...
Достижение метапредметных результатов в работе с текстом на...
Безусловно, чтение, являясь одним из важнейших видов речевой деятельности
‒ овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами
Сузив широкий диапазон возможных достигаемых умений, мы рассматриваем...
Технология развития критического мышления как средство...
Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, урок биологии, технология развития, умение, знание, живая материя, формирование, живой организм, образовательная область, исследовательская деятельность.