Возможности углубленного изучения животных в курсе биологии основной школы | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.11.2017

Статья просмотрена: 322 раза

Библиографическое описание:

Романова, А. А. Возможности углубленного изучения животных в курсе биологии основной школы / А. А. Романова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4.1 (10.1). — С. 86-87. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2919/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье представлен анализ одиннадцати рабочих программ курса биологии основной школы. Выявлены реальные возможности углубленного изучения биологии животных. Установлено практически полное отсутствие экспериментальных работ с живыми животными.

Ключевые слова: углубленное изучение биологии животных, анализ рабочих программ, экспериментальные работы с живыми животными.

Проблема углубленного изучения биологии в курсе средней школы очень актуальна в связи с возрастанием роли биологических знаний в повседневной жизни современного человека, обусловленными новейшими достижениями биологической и смежной с ней наук. Для школьников, сдающих биологию в качестве выпускного экзамена, курс биологии базового уровня изучения на старшей ступени общеобразовательной школы является недостаточным. Поэтому так важно углубленное изучение биологии различных царств живой природы, животных в том числе, осуществляемое в основной школе.

Углубленное изучение животных обеспечивает существенное расширение общебиологических знаний школьников, систематизацию зоологических знаний, возможность более наглядного практикориентированного изучения биологии животных и работы живого организма, формирование системы универсальных учебных действий, организацию проектной деятельности, достижение образовательных результатов изучения биологии — требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО).

Изучение животных в основной школе в условиях реализации ФГОС осуществляется в разных классах по разным вариантам учебных программ по биологии (линейным или концентрическим). Их большое количество порождает существенные сложности в работе школьных учителей биологии в связи с отсутствием полной комплектации учебно-методических комплексов.

С целью выявления возможностей углубленного изучения биологии животных, мы проанализировали 11 рабочих программ курса биологии основной школы [1–11].

Их анализ позволил установить, что имея в целом комплексный характер, так как включают основы различных биологических наук о животных — морфологии, анатомии, физиологии, систематики, экологии, палеонтологии, биогеографии, этологии и других отраслей современной биологической науки, они, тем не менее, характеризуются практически полным отсутствием экспериментальных (практических, лабораторных работ, демонстрационных опытов, фенологических наблюдений) видов работ с живыми животными.

Причинами такого положения дел, по нашему мнению, является следующее:

- аспекты биоэтики (невозможность проведения так называемых «острых» опытов с живыми животными);

- сложности содержания многих животных в уголках живой природы;

- сложности финансирования в школах содержания уголков живой природы;

- отсутствие заинтересованности учащихся в углубленном изучении биологии животных организмов;

- отсутствие заинтересованности в этой работе со стороны самого школьного учителя.

Привлечь внимание учащихся к изучению зоологических объектов, по нашему мнению, возможно при организации внеурочной деятельности школьников, том числе, учреждениях дополнительного образования. Это составляет предмет нашего исследования в рамках обучения на магистерской программе «Биология в новой образовательной практике». Являясь педагогом МБУ ДО «Станция юных натуралистов» города Саров Нижегородской области, работаем над темой «Углубленное изучение биологии животных в курсе биологии основной школы». В наших ближайших планах — экспериментальная апробация программы внеурочной деятельности по экспериментальному изучению биологии позвоночных животных.

Литература:

  1. Рабочая программа к учебнику А. А. Плешакова, Э.Л.. Введенского. «Биология. Введение в биологию». 5 класс. Линия «Ракурс» / авт.-сост. С. Н. Новикова, Н. И. Романова. — М.: 000 «Русское слово – учебник», 2012. – 32 с.
  2. Рабочая программа к учебнику Е. Т. Тихоновой, Н. И. Романовой «Биология». 6 класс. Линия «Вектор» / авт.-сост. С. Н. Новикова, Н. И. Романова. — 2-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. — 32 с.
  3. Рабочая программа к учебнику Е. Т. Тихоновой, Н. И. Романовой «Биология». 7 класс. Линия «Ракурс»/ авт.-сост. С. Н. Новикова, Н. И. Романова. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. – 64 с.
  4. Рабочая программа к учебнику Т. А. Исаевой, Н. И. Романовой «Биология». 6 класс. Линия «Ракурс»/ авт.-сост. С. Н. Новикова, Н. И. Романова. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012. – 56 с.
  5. Рабочая программа к учебнику Э. Л. Введенского, А. А. Плешакова «Биология. Введение в биологию». 5 класс. Линия «Вектор» /авт.-сост. С. Н. Новикова, Н. И. Романова. — 2-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. – 32 с.
  6. Рабочая программа по биологии. 5 класс / Сост. О. В. Иванова. — М.: ВАКО, 2015. – 48 с.
  7. Рабочая программа по биологии. 5 класс / Сост. С. Н. Шестакова. — М.: ВАКО, 2015. – 32 с.
  8. Рабочая программа по биологии. 6 класс / Сост. В. Н. Мишакова. — М.: ВАКО, 2016. – 40 с.
  9. Рабочая программа по биологии. 7 класс / Сост. О. В. Иванова. — М.: ВАКО, 201. – 64 с.
  10. Рабочая программа по биологии. 7 класс / Сост. О. В. Иванова. — М.: ВАКО, 2016. – 80 с.
  11. Рабочая программа по биологии. 7 класс / Сост. В. Н. Мишакова. — М.: ВАКО, 2016. – 64 с.
Основные термины (генерируются автоматически): основная школа, Углубленное изучение биологии животных, живая природа, животное, курс биологии, полное отсутствие, работа, рабочая программа курса биологии, углубленное изучение биологии.

Ключевые слова

углубленное изучение биологии животных, анализ рабочих программ, экспериментальные работы с живыми животными

Похожие статьи

Проблемы изучения школьной биологии в условиях реализации...

Школьный курс биологии основной школы в условиях действия ФГОС реализуется с использованием 15 вариантов учебных предметных линий, имеющих линейную или концентрическую структуру [18].

Рабочая программа эколого-биологической направленности по...

– развитие творческих умений детей, интереса к изучению биологии и экологии посредством проведения лабораторных, практических занятий, викторин, праздников и использования информационных технологий

Усиление практической направленности в изучении биологии

Биология - единственный в школе предмет, требующий обучения и воспитания на живых объектах природы.… Всеми мерами нужно вернуть в наши школы живую природу. В этом специфика биологии».

Реализация проектной технологии на базе социальной сети...

Изучение курса биологии в школе не исключает возможности использования проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности учащихся. Приведём пример её реализации при изучении биологии в 9 классе.

Методика организации фенологических наблюдений при изучении...

Вариативность курсов биологии основной школы по учебным программам, соответствующим ФГОС ООО. Программа.

Основные изменения в жизни растений и животных, происходящие в весенний период. Экскурсия: Весенние изменения в жизни леса.

Контроль учебных достижений учащихся пятого класса по...

Изучение школьного курса биологии основной школы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предполагает достижение учащимися трех групп образовательных результатов: предметных...

Сохранение здоровья учащихся как приоритетная задача...

В качестве примера приведем темы отдельных лабораторных и практических работ: «Изучение санационных свойств растений кабинета биологии», «Изучение запыленности воздуха кабинета биологии», «Изучение вентиляционного режима домашней спальни»...

Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы...

В статье раскрыты материалы исследования, связанные с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии основной школы. Ключевые слова: проектная деятельность, учитель биологии...

Возможности применения Web-технологий для создания школьной...

Примерная тематика лабораторных работ по биологии в курсе 8 класса. с использованием цифровой лаборатории. По программе основной школы.

Похожие статьи

Проблемы изучения школьной биологии в условиях реализации...

Школьный курс биологии основной школы в условиях действия ФГОС реализуется с использованием 15 вариантов учебных предметных линий, имеющих линейную или концентрическую структуру [18].

Рабочая программа эколого-биологической направленности по...

– развитие творческих умений детей, интереса к изучению биологии и экологии посредством проведения лабораторных, практических занятий, викторин, праздников и использования информационных технологий

Усиление практической направленности в изучении биологии

Биология - единственный в школе предмет, требующий обучения и воспитания на живых объектах природы.… Всеми мерами нужно вернуть в наши школы живую природу. В этом специфика биологии».

Реализация проектной технологии на базе социальной сети...

Изучение курса биологии в школе не исключает возможности использования проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности учащихся. Приведём пример её реализации при изучении биологии в 9 классе.

Методика организации фенологических наблюдений при изучении...

Вариативность курсов биологии основной школы по учебным программам, соответствующим ФГОС ООО. Программа.

Основные изменения в жизни растений и животных, происходящие в весенний период. Экскурсия: Весенние изменения в жизни леса.

Контроль учебных достижений учащихся пятого класса по...

Изучение школьного курса биологии основной школы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предполагает достижение учащимися трех групп образовательных результатов: предметных...

Сохранение здоровья учащихся как приоритетная задача...

В качестве примера приведем темы отдельных лабораторных и практических работ: «Изучение санационных свойств растений кабинета биологии», «Изучение запыленности воздуха кабинета биологии», «Изучение вентиляционного режима домашней спальни»...

Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы...

В статье раскрыты материалы исследования, связанные с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии основной школы. Ключевые слова: проектная деятельность, учитель биологии...

Возможности применения Web-технологий для создания школьной...

Примерная тематика лабораторных работ по биологии в курсе 8 класса. с использованием цифровой лаборатории. По программе основной школы.

Задать вопрос