Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (70) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 25.11.2023

Статья просмотрена: 111 раз

Библиографическое описание:

Фролова, А. Н. Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / А. Н. Фролова, И. А. Тупыленко, М. А. Оленикова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 11 (70). — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/260/8797/ (дата обращения: 17.05.2024).



В статье рассматривается процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением методики обучению пересказа при помощи приема моделирования. Авторами определены актуальность, выделены экспериментальная группа детей с общим недоразвитие речи, задачи, формы и методы работы по формированию связной речи. Обозначена эффективность выбранной методики.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, связная речь, общее недоразвитие речи.

Актуальность исследования. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Успешность обучения детей в школе во многом будет зависеть от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.

Проблемами развития связной речи у детей с ОНР занимались многие отечественные логопеды В. П. Глухов, В. К. Воробьева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Е. М. Мастюкова, Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева и другие.

Дети с ОНР третьего уровня речевого развития уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи — описание, пересказ, рассказы по серии картин и др.

Специально проведенными исследованиями установлено, что старшие дошкольники с ОНР, имеющие третий уровень речевого развития, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего монологической, речи. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

В связи с тем, что проблема развития связной речи детей с ОНР изучается многими авторами, эта тема для исследования достаточно актуальна.

Объект исследования: процесс формирования связной речи у детей с ОНР третьего уровня.

Предмет исследования-средства, методы и приемы формирования связной речи у детей с ОНР третьего уровня.

Испытуемыми в данном опытно-экспериментальном исследовании являлись дети старшего дошкольного возраста (5–6 лет) с ОНР третьего уровня.

Цель исследования: теоретически изучить и практически определить уровни сформированности связной речи у детей с общим недоразвитие речи, подобрать методики и провести логопедическую коррекционную работу по формированию их связной речи в условиях ДОУ, а также проверить результаты проведенной работы.

Гипотеза исследования: предполагается, что нарушения связной речи у детей с ОНР третьего уровня можно устранить:

— если учитывать структуру дефекта и причины ОНР у исследуемых детей;

— если подобрать методики изучения связной речи, соответствующие возрастным и речевым особенностям детей с ОНР третьего уровня;

— если соблюдать последовательность и поэтапность в работе по формированию связной речи у детей с ОНР;

— если проводить комплексное развитие всех компонентов психических процессов, участвующих в речевом процессе.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформированы следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать специальную литературу психолого- педагогическую и логопедическую литературу по формированию связной монологической речи у детей в норме и при ОНР.
  2. Подобрать методики и выявить исходный уровень сформированности связной монологической речи у детей с ОНР третьего уровня.
  3. Подобрать методики и провести логопедическую коррекционную работу по формированию связной речи с ОНР третьего уровня.
  4. Проверить результаты проведенной логопедической коррекционной работы по формированию связной монологической речи у детей с ОНР третьего уровня.
  5. Сформулировать рекомендации родителям и воспитателям ДОУ по формированию связной речи у детей с ОНР.

Для реализации цели и задач использовались следующие методы: анализ специальной литературы (логопедической, дефектологической); констатирующей, формирующий и контрольный эксперименты; анализ продуктов деятельности детей с общим недоразвитием речи; беседы с детьми этой категории, их родителями и педагогами о важности развития связной речи при составлении пересказа по сюжетным картинкам у детей с общим недоразвитием речи.

В теоретической части исследования мы изучили и проанализировали современные представления о связной речи в специальной психолого- педагогической, логопедической литературе. Рассмотрели различные определения связной речи в психолого-педагогической, психолингвистической интерпретации. Было рассмотрено понятие об общем недоразвитии речи у детей, особенности их связной речи и различные методики ее исследования и развития.

Экспериментальное исследование проводилось с сентября 2022 года по февраль 2023 года и состояло из трех этапов.

Констатирующий эксперимент проводился в МДОБУ детского сада комбинированного вида № 3 станицы Вознесенской Лабинского района в сентябре 2022 года. Цель, которого было выявление исходного уровня сформированности связной речи у детей с ОНР третьего уровня. Испытуемыми являлись старшие дошкольники с ОНР в количестве 9 человек в возрасте 6–7 лет.

Обследование связной речи осуществлялось по методикам, разработанным В. П. Глуховым и представленным им пособии «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»,- М., 2002.

В целях комплексного исследования связной речи использовались серии заданий:

1) пересказ знакомой сказки; («теремок», «Курочка Ряба», «Колобок»);

2) пересказ рассказа по серии картинок; («Медведь и зайцы»);

3) пересказ рассказа на основе личного опыта;

4) пересказ по образцу рассказа описания.

Были определены критерии оценок, которые включали: самостоятельность, связность, логичность, последовательность, грамматическое оформление. Каждое задание имело свои критерии составления и оценивалось в баллах, по суммарному количеству было выделено 4 уровня сформированности связной речи: высокий (от 13 б. до 16 б.), средний (от 9 б. до 12 б.), средне-низкий (от 5 б. до 8 б.), низкий (от 0 б. до 4 б). максимальное количество баллов в одном задании 4 балла, минимальное 1 балл.

По результатам констатирующего эксперимента оказалось, что Антон М, Михаил Х., Оля З., Стас С. Имели средний уровень сформированности связной речи, а Дима К., Мария Н., Римма С., Семен С. Имели средне-низкий уровень сформированности связной речи.

Высокого уровня рассказов нет ни у одного ребенка. В 40 % случаев у детей средне-низкий уровень сформированности связной речи, а 60 % средний.

Из данных констатирующего эксперимента следует, что дети с общим недоразвитием речи третьего уровня нуждаются в систематической последовательной логопедической работе по формированию и развитию связной устной речи наличие большого количества аграмматизмов, лексико- грамматических нарушений связности между словами и предложениями требуют включения в логопедическую работу специальных приемов и средств обучения рассказыванию.

Формирующий (обучающий) эксперимент проводился с октября 2022 года по январь 2023 года с детьми исследуемой группой.

Мы подобрали специальные методики обучения пересказу детей, предложенные Л. О. Гончаровой, В. П. Глуховым и др., которые предлагают при обучении пересказу использовать приемы моделирования. Обучение проводилось на материале русских народных сказок: «Репка», «Колобок», «Маша и медведь».

До непосредственного обучения пересказу путем моделирования нами проводились подготовительные занятия, в структуру которых входили разные лексико-грамматические упражнения. Целью этих занятий было организовать внимание детей, подготовить к будущему восприятию текста, достигнуть уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления развернутого высказывания. После того как дети достигли необходимого уровня речевого развития, мы перешли непосредственному обучению пересказу с помощью приема моделирования совместно с детьми определяли, какой персонаж соответствовал определенному значку, после чего на демонстрационном панно выстраивались модели взаимосвязи персонажей сказки друг с другом. Далее детям предлагалось пересказать сказку, опираясь на предложенные модели.

Данный прием обучения способствовал более успешному овладению навыками пересказа литературных текстов у исследованной группы дошкольников.

При проведении контрольного эксперимента мы воспользовались методикой выявления уровня пересказа, предложенной Н. Г. Смольниковой. Данный автор предлагает провести два задания на составление пересказов текста: с опорой на наглядность и без нее. Для этого использовались тексты с ясной логической последовательностью событий, простым сюжетом. В первом задании после чтения рассказа детям предлагалось к рассмотрению сюжетная картинка, соответствующая тексту. После чего составлялся план рассказа, на основе которого каждый ребенок предлагал свой пересказ текста.

После проведения этих двух заданий мы сделали вывод о том, что наглядная опора способствовала лучшему усвоению текста и, следовательно — более высокому уровню пересказа детей.

Далее нами были проанализированы результаты полученных данных, которые показали, что в основном у детей нарушено грамматическая правильность построения предложения и лексическое разнообразие.

С целью анализа проведенной логопедической работы мы предложили детям пересказать сказку «Три медведя». Составленные детьми пересказы анализировать в соответствии с ранее выделенными критериями оценки пересказа — цельность, связность изложения, грамматическая построение предложений, лексическое разнообразие.

Данные контрольного этапа опытно-экспериментальной работы показали достаточно высокие результаты:

В контрольном эксперименте выявилось, что Антон М., Михаил Х., Коля О., Стас С. В констатирующем эксперименте имели средний уровень сформированности связной речи, а теперь они имеют высокий уровень. Они составляли пересказ уверено, связно, цельно, использовали разнообразную лексику, грамматически правильно связывали слова в предложения. Оля З. осталась на таком же уровне, что связано с тяжестью ее речевого нарушения и с ней будет продолжаться коррекционная работа в дальнейшем.

Дима К., Мария Н, Римма С., Семен С. Имели средне- низкий уровень сформированности связной речи, а после коррекционной работы средний, что говорит о положительной динамике и об успешности примененной работы.

Гипотеза нашего исследования, предполагавшая, что обучение пересказу способствует эффективному формированию у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи третьего уровня, подтвердилась, в связи с переходом детей на более высокий уровень овладением пересказа. Это свидетельствует о том, что данная методика, основанная на приеме моделирования, может успешно рекомендоваться для занятий по формированию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитие речи третьего уровня в условиях специальных дошкольных учреждений.

Литература:

  1. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. — М., 2007.
  2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. 2‑е изд., испр. и доп./ В. П. Глухов. — М.: Аркти, 2004. — 168 с.
  3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — Москва, 1990.
  4. Кондратенко И. Ю Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. — М., 2005.
  5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. — М., 2000.
  6. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. — Москва, 1982.
Задать вопрос