Развитие творческой фантазии у детей среднего дошкольного возраста с помощью европейской техники «квиллинг» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (53) май 2022 г.

Дата публикации: 15.04.2022

Статья просмотрена: 227 раз

Библиографическое описание:

Симакова, А. М. Развитие творческой фантазии у детей среднего дошкольного возраста с помощью европейской техники «квиллинг» / А. М. Симакова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 5 (53). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/223/7283/ (дата обращения: 02.05.2024).



Вданной статье раскрывается проблема формирования фантазии у детей среднего дошкольного возраста и с какого возраста следует развивать творческое воображение. В статье рассматривается изобразительная деятельность детей 4–5 лет с применением нетрадиционной техники квиллинг. Описывается простая и интересная композиция, которую они могут сделать со взрослыми.

Ключевые слова: ребенок, творческое воображение, активное воображение, творческий потенциал, развитие, способность.

Формирования фантазии является актуальной проблемой в педагогике, так как дети не в состоянии самостоятельно развить в себе творческие способности. Поэтому создание творческой личности является важнейшей миссией взрослых на данный момент времени. Так что же такое творческая фантазия и как его развить необычным способом?

Большинство как обыденных, так и научных представлений о творчестве связывают его, прежде всего, с результатами творческого процесса, т. е. получением нового, социально значимого продукта. Так, в психологическом словаре творчество определяется как «деятельность, результат которой — создание новых материальных и духовных ценностей» [1, с. 484].

Как высказался советский и российский психолог А. В. Петровский: «Творческое воображение, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности» [4, с. 46].

В психологии различают пассивное и активное воображение. Пассивом называется воображение, возникающее «само по себе», без постановки конкретной цели. Это происходит, например, во сне. В этих случаях образы воображения, их сочетания могут носить самый фантастический характер. Содержание этих знаков во многом определяется не психологическими, а физиологическими причинами — расположением различных отделов головного мозга.

Активное воображение направлено на решение определенных задач. В зависимости от характера этих задач оно делится на два вида:

  1. воображение воссоздающее;
  2. воображение творческое.

Воссоздающее воображение состоит в воспроизведении событий по их изображению или словесному описанию. Когда мы слушаем рассказ, читаем книги смотрим картины, мы представляем себе в голове то, что описывается и показывается.

Творческое воображение — это «двигатель», запускающий создание совершенно нового образа. Благодаря этому мыслительному процессу люди получали шедевры искусства, великие изобретения и открытия. И каким бы значимым ни был результат, источники достижений следует искать уже в детстве, когда начинает формироваться потенциал познавательной сферы. Поэтому важно знать, как развивается творческое воображение дошкольников и как развивать личность в этом направлении.

Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности [5, с. 96].

Говоря о формировании способностей, многие задаются вопросом, с какого возраста следует развивать творческое воображение детей. Существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста [9, с. 46]. Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. В этот период происходит чувствительность и пластичность мозга для развития человеческих способностей и возможностей к обучению и запоминанию. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Если созревание и начало развития идут синхронно, то совершенствуется не только познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируется личность ребенка.

В возрасте 4–5 лет формируются предпосылки для развития творческого воображения. Сюда входит обогащение детского опыта и развитие идей, появление поэтапного планирования, благодаря которому развивается возможность направленного словесного творчества. В 4–5 лет воображение становится творческим — сюжеты детских игр, рисунков, вымышленных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребенок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы реализации своих творческих идей, придумывает новые игры. Но детям все же трудно фантазировать, не играя. То есть, чтобы представить, нафантазировать, детям в возрасте от 4 до 5 лет необходимо действовать (строить, считать, рисовать и т. д.). Чем богаче впечатления детей, чем богаче и полнее их жизнь, тем больше будет развиваться воображение ребенка.

Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов изобразительной деятельности. Например, применение восточного квиллинга (бумагокручение)

Свое название квиллинг получил от инструмента, при помощи которого проводилась работа — птичьего пера (англ. quilling производное от quill — «птичье перо»). Европейский квиллинг — это лаконичность и использование не самого большого числа деталей.

Посредством занятия квиллингом повышается у детей уровень развития тонкой моторики, развивать мышление, память, творческие способности. В процессе работы прививается детям эстетический вкус, интерес к творческому труду. Способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат, совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда, создает условия для развития детского творчества и фантазии и реализации его замысла.

Дети в возрасте 4–5 лет уже способны обучиться этому виду творчества. Простая и интересная композиция, которую они могут сделать со взрослыми.

Я предлагаю построить работу через игру. Она называется «Волшебная поляна с цветами».

Занятие было спланировано в МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 39 «Золотой петушок» г. Альметьевска». В качестве экспериментальной работы учувствовали дети среднего дошкольного возраста в количестве 20 детей.

Цель занятия: создать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, для формирования его нравственно-личностных качеств, эстетического воспитания, коммуникативной культуры. Научить детей новой техники обработки бумаги-квиллингу.

Задачи:

  1. Познакомить детей с новым видом конструирования-квиллингом,
  2. Научить изготавливать основные формы (свободную спираль, каплю)
  3. Научить составлять из модулей композицию от простых до более сложных (по способности детей).

Для начала перед детьми создается сюрпризный момент в виде феи, которая прилетела из сказочной страны. В этой стране растут необычные цветы с пыльцой. С помощью нее феи летают над поляной и приобретают для крыльев красивый и блестящий вид. И фея пришла за помощью к ребятам, чтобы у каждой феи была своя поляна с цветами, где они будут собирать пыльцу и летать в гости к другим феям.

В качестве основы можно использовать альбомный лист или плотный цветной картон зеленого цвета для имитации травы. Для работы нам понадобиться средней плотности полоски бумаги шириной 7 мм, клей, трафареты с круглыми отверстиями разного диаметра (линейка). фломастеры, круглый карандаш, небольшие картинки с феями для каждого ребенка. Пошаговая инструкция:

1 шаг. Заранее педагог разрезает цветную бумагу на ленты шириной 6–8 мм. Маленькому ребенку пока трудно работать с очень мелкими деталями, поэтому для таких маленьких деток лучше нарезать широкие полоски из бумаги.

2 шаг. Из полосок сворачивают спиральки с помощью карандаша. Следует быть очень аккуратными, чтобы не порвать бумагу.

Проиллюстрируем это на рис. 1.

Пример сворачивания спиральки с помощью карандаша

Рис. 1. Пример сворачивания спиральки с помощью карандаша

3 шаг. Вынимает скрученную полоску из карандаша и вставляем в трафарет с круглым отверстием. По необходимости педагог помогает детям приклеить кончик получившейся детальки для того, чтобы она держала круглую форму. Получается свободный ролл

4 шаг. Дети делают разноцветные модули разной формы, которые нужны для создания композиции. Изготавливают свободный роллы для сердцевины и каплю для листика и лепестков. Чтобы сделать каплю нужно сжать свободный ролл с одной стороны.

Фигурки в этом возрасте нужно делать простые и яркие. Ребенку будет интересно самому сделать из бумаги солнце, цветочки, бабочек для волшебной полянки. Все зависит от фантазии ребенка.

5 шаг. Необходимо разложить получившееся элементы на небольшую зеленую основу, если все правильно, то приклеиваем детальки к фону.

6 шаг. Обвести некоторые детали фломастерами и приклеить на каждую полянку по феи. Так же в эту поделку можно добавить декоративные элементы. Например, приклеить стразы или сделать рамку из кружева.

Проиллюстрируем это на рис. 2.

Продукт художественного творчества

Рис. 2. Продукт художественного творчества

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что средний дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. С психологической точки зрения средний дошкольный период является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать различные техники в творчестве, помимо рисования и лепки. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Литература:

  1. Психологический словарь / под общ. ред. Ю. Л. Неймера. Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 102 с
  2. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества. М.: Академический Проект, 2003.
  3. Смирнова С. А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. М.: АСАDEMIA, 2004. С.509.
  4. Боровик, О. В. Развитие воображения / О. В. Боровик. — М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2002. — 112 с
  5. Жирикова Д. А., АпшеваС. Ю. Развитие воображения детей дошкольного возраста с помощью сказки // Проблемы и перспективы развития образования в России. — Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014.– С. 95–100.
  6. Люблинская А. А., Детская психология. — М., 1971.
  7. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Н. Б. Халезова и др. М.: Просвещение, 1977. 253 с.
  8. Шилкова Е. А. Квиллинг. Поделки из бумажных лент. — М.: Рипол Классик, 2012.
  9. Черкасова И. А., Руснак В. Ю., Бутова М. В. От салфетки до квиллинга. Нетрадиционные техники работы с бумагой. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013. -56с.
  10. Шилкова Е. А. Квиллинг. Поделки из бумажных лент. — М.: Рипол Классик, 2012.
Задать вопрос