Из опыта работы ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (36) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 03.11.2020

Статья просмотрена: 1621 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, С. Е. Из опыта работы ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма / С. Е. Кузнецова, В. Г. Махонина, Т. В. Лотышева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5662/ (дата обращения: 19.05.2024).



Проблема дорожно-транспортных происшествий в России по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом. Значимость проблемы определена Законом РФ «О безопасности дорожного движения», Федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах».

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге.

Обеспечение безопасности дорожного движения становится все более важной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров и велосипедистов, которых на улице подстерегают серьезные трудности и опасности.

Уже с младшего дошкольного возраста начинается подготовка к пожизненной «профессии» участника движения — пешехода.

Именно в этом возрасте дети получают первые сведения о правилах движения и поведения на улице, закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, педагогический коллектив МАДОУ уделяет особое внимание обучению детей правилам дорожного движения. В детском саду накоплен опыт по обучению детей дошкольного возраста ПДД.

Главная цель работы по обучению детей правилам дорожного движения:

− сохранение здоровья и жизни детей;

− предупреждение дорожно-транспортного травматизма;

− поиск новых направлений совместной деятельности с ГИБДД, родителями, общественными организациями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

− расширение кругозора детей в области изучения правил дорожного движения.

Основная задача, которую мы ставим перед собою: организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками.

Для повышения педагогического мастерства воспитателей в детском саду проводятся: изучение инструкций, консультации, деловые игры, семинары, конкурсы на лучший конспект ООД и дидактическую игру. В помощь воспитателям для работы с детьми и родителями имеется методическая литература, демонстрационный, практический материал, фотоальбомы, аудио- и видеозаписи для обучения и закрепления правил дорожного движения. Подготовлена подборкагазет и журналов «Дошкольное образование», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Дошкольное воспитание», «В стране дорожных знаков». Разработаны методические рекомендации «Организация работы дошкольного учреждения по предупреждению дорожно-транспортного травматизма», консультации: «Правила дорожного движения», «Основы безопасности», а также имеются разработанные памятки, тематическое планирование по возрастам, и детская художественная литература, разработаны конспекты НОД, бесед, экскурсий, целевых прогулок. Сценарии праздников и развлечений по пропаганде дорожной безопасности. Подготовлены материалы по работе с родителями: консультации: «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма», «Воспитываем пешеходов», «Дети и дорога», «Рекомендации родителям по правилам дорожного движения», памятка родителям «Осторожно, дорога!»

Работа по изучению ПДД строится по перспективному тематическому плану в соответствии с Образовательной программой ДОО, с учетом ФГОС ДО с интеграцией образовательных областей. Перспективный план составлен на все возрастные группы с целью выстроить стройную систему по формированию у дошкольников необходимых умений и навыков безопасного поведения на дорогах, учитывающую специфические особенности и способность детей воспринимать предлагаемый материал и отвечающую современным требованиям к участнику дорожного движения.

В план работы с детьми по обучению правилам безопасного поведения на дорогах включены следующие формы: проектная деятельность; беседы; чтение художественной литературы; рассматривание картин, плакатов; дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры; целевые прогулки; тренинги; экскурсии; занятия на площадке по ПДД; развлечения, конкурсы рисунков, изготовление атрибутов и др.

На территории детского сада создан автогородок, имеется разметка с двусторонним движением, перекресток, пешеходный переход, имеются автомобили, пост ГИБДД, накидки со значками, светофоры, дорожные знаки. Атрибуты для сюжетных игр в летнее время года. Атрибуты для проведения игр по отработке практических навыков.

Во всех группах педагогами оформлены уголки безопасности по обучению детей правилам дорожного движения. Они оборудованы макетами улиц с перекрестками, дорожными знаками, светофорами для сюжетно-ролевых игр, наглядным материалом, наборами сюжетно-ролевых и дидактических игр для детей соответственно возрасту. В нескольких группах имеются коврики с дорожной разметкой для игр с машинками. Дети самостоятельно играют в знакомые игры и рассматривают иллюстрации без вмешательства взрослых. Создавая эти уголки, педагоги проявили своё творчество и фантазию.

В дошкольное учреждение систематически приглашались инспекторы ОГИБДД и школьники ЮИДД из СОШ, которые проводили с детьми беседы по ПДД.

В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности, в которой формируются пространственная ориентация и умение применять эти знания на практике.

Ролевая игра — форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям. В ситуативных и ролевых играх дети разыгрывают самые разнообразные проблемные ситуации («Пешеходы и водители», «Мы — пассажиры», «Регулируемый перекрёсток» и др.), в которых могут показать практические навыки и умения. Дети придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой, ГИБДД, интервью журналиста, опрос инспектором, который даёт советы по дорожной безопасности).

Для закрепления пройденного материала, используются такие игры как «Дорожные знаки», команды, участвуют в эстафетах с преодолением препятствий (бег, прыжки в обруч, перепрыгивание, перешагивание предметов, метание мячей), выполняют различные задания: кто быстрее соберёт дорожный знак, кто больше назовёт дорожных знаков и другие.

Дидактические игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Поэтому особое место отводиться играм: «Подбери символ к дорожному знаку», «Собери дорожный знак» (разрезные картинки наклеиваются на грани кубиков); такие игры, где из мелких частей нужно собрать одно целое (транспорт, светофор, дорожный знак); на классификацию: «Распредели знаки по группам».

Компьютерные игры развивают быстроту мысли, способствуют закреплению пройденного материала: «Раскраска дорожных знаков», «Викторина». Они преподносятся детям в интересной, игровой форме, с участием героев мультфильмов. Дети получают не только удовольствие, но и обучаются.

В каждой возрастной группе воспитатели с детьми реализуют проекты по обучению ПДД. Педагоги вместе с детьми повторяют дорожную азбуку, придумывают сказки, загадки, частушки. Организуя занятия и беседы, педагоги исходят из того, что в этом возрасте дети лучше воспринимают материал, преподнесенный в виде игры, экскурсии, соревнования, т. е. при активном участии самого ребенка. Подвижные, дидактические игры, моделирование дорожных ситуаций, путешествия в «Страну дорожной азбуки», загадки и задачки мультипликационных героев помогают детям научиться правильно вести себя в окружающей дорожной среде.

Чтобы привить детям практические навыки в выполнении правил дорожного движения, проводятся групповые прогулки по тротуару для наблюдения за транспортом, действиями пешеходов и водителей, за посадкой и высадкой пассажиров из автобуса, за сигналами светофора. Попутно дети знакомятся со знаками и указателями и запоминают их. Знания, приобретенные детьми во время экскурсий, прогулок по улицам города, наблюдения за движением пешеходов, транспорта затем уточняются, дополняются во время разнообразных игр и занятий: во время изготовления аппликации «Светофор», рассматривания и рисования на тему «Улица города», строят улицы для кукол, сказочных персонажей. Воспитатели ДОО стремятся, чтобы дети сами называли уже знакомые слова и выражения, соотносили их с данной дорожной ситуацией.

В течение года проводятся выставки рисунков детей старших групп и семей воспитанников на различную тематику. Ребята совместно с воспитателями изготавливают атрибуты к подвижным и сюжетно-ролевым играм.

Наряду с традиционными формами и средствами работы по обучению детей ПДД, используются и новые интерактивные формы работы, среди которых — выступление агитбригады. Агитбригада помогает детям лучше изучить и усвоить правила дорожного движения. Да и членам агитбригады очень нравится выступать перед детьми и родителями.

Воспитанники и педагоги дошкольного учреждения систематически принимают участие в флешмобах и акциях. В ДОО проводились такие акции как «Внимание дети!», «Засветись»,флеш-моб «Безопасность ради жизни», «Важнее всех игрушек», «Водитель сохрани мне жизнь», «Дорожный марафон», в июне приняли участие в неделе по профилактике ДДТТ «Первые шаги к безопасности», в смотре-конкурсе среди дошкольных образовательных организаций на лучшие методические разработки по ПДД, ежегодно участвуем в смотрах-конкурсах агитбригад, а также различных конкурсах по ПДД.

В июле был проведен месячник по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Знать, чтобы жить!".

С детьми проводились беседы на темы «Правила пешехода», «Примерные пассажиры», «Где можно играть на улице», в ходе которых с детьми обсуждались правила, которые должны соблюдать и взрослые и дети, чтоб не попасть в беду, в интересной форме инструктором по физической культуре проведен физдосуг «Внимание дорога!», воспитанники старших групп совершили экскурсию для детей к светофору на перекресток улиц Ленина и Фрунзе, а дети средних групп совершили целевую прогулку к пешеходному переходу на улице Мичурина, дети наблюдали за движением транспорта и пешеходов. Для дошкольников среднего и старшего возраста была организована викторина «Красный, желтый, зеленый!», на котором дети смогли показать свои знания по правилам дорожного движения. В течение месяца проходили занятия в автогородке ДОО, где отрабатывались навыки по соблюдению правил дорожного движения, проводились различные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры с макетами, направленные на закрепление знаний детей. В фае ДОО была организована выставка детского рисунка «На дороге не зевай».

В ходе проведения мероприятия были проведены практические занятия с воспитанниками по обучению и закреплению правил дорожного движения с использованием макетов, дидактических и развивающих игр.

Дети подготовительной группы участвовали в практических занятия в автогородке городского парка.

С детьми старшего возраста проводились практические занятия по изготовлению предметов со световозвращающими элементами, затем была организована выставка детских работ.

В рамках месячника была организована встреча с инспектором ДПС, который провел беседу с детьми о важности ношения светоотражающих элементов на одежде. Он рассказал, о правилах поведения детей и их родителей на дороге, обратил внимание на то, что дети должны ездить в автомобиле в автокреслах.

Старшие дошкольники провели акцию «Дорожный марафон», в ходе которой дети раздавали изготовленные листовки пешеходам на перекрестке с призывом соблюдать правила дорожного движения.

Так же велась работа с родителями. Для них были оформлены родительские уголки, пополнена информация по ДДТТ. В беседах разъяснялись требования законодательства по содержанию и воспитанию детей и возможных уголовно-правовых последствий в случае неисполнения родительских обязанностей.

Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения.

Работе с родителями в детском саду уделяется большое внимание, ведь именно они каждый день не раз переходят с ребятишками дорогу и несут за них ответственность. Однако иногда случается, что сами дети знают значительно больше родителей и даже поправляют их поведение на дороге.

Активизируем работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей через разнообразные формы. В ДОО размещен уголок безопасности, где помещены схемы безопасных маршрутов к детскому саду, выпуск родительской газеты «Звездочка», посвященный ПДД, а также памятки и листовки для родителей.

В родительских уголках групп размещены консультации «Три закона» безопасности на дороге», «Родителям — о безопасности дорожного движения» и другие, размещены информационные стенды: «Безопасность на дороге»,

«Безопасность дорожного движения», в июле, октябре были выпущены газеты по теме «Правила дорожные знать каждому положено!», «Правила дорожного движения знай и соблюдай!» в родительских уголках размещены памятки для родителей по возрастам детей и рекомендации. Был проведен «Семейный клуб» по теме «Круглый стол «Безопасная дорога», на котором воспитателем были даны практические советы по профилактике дорожного травматизма среди детей. Напомнили, что личный пример родителей в обучении детей правилам дорожного движения — самое главное.

На практических занятиях, мастер-классах с родителями воспитатели учили изготавливать своими руками светоотражающие повязки, фликеры, и различные аксессуары со светоотражающими элементами.

Работа по пропаганде ношения светоотражающих элементов и использованию детский удерживающих устройств постоянно освещается на родительских собраниях

Родителей привлекают к участию в акциях «Внимание дети!», «Пешеход на переход!», «Важнее всех игрушек», «Засветись»,«Водитель сохрани мне жизнь», «Дорожный марафон», дети вместе с родителями рисуют рисунки, пишут обращение к водителям, а затем воспитанники вместе с воспитателями раздавали эти рисунки прохожим, водителям на автостоянке. Неоднократно проводились выставки рисунков и плакатов воспитанников и их семей на тематику по ПДД.

Ежегодно родители принимают участие в разработке безопасного маршрута «Дом — детский сад», на котором они вместе с детьми схематично изображают свой путь от дома до детского сада, отмечают опасные участки дороги, знаки, разметку. Родители, сопровождая детей в детский сад и обратно, следят, правильно ли он движется по маршруту, видит и понимает ли опасности, которые указаны в плане. Одновременно они вырабатывают у ребенка привычку выходить из дома заблаговременно, не спешить, переходить улицу только шагом, тщательно осматривать дорогу перед переходом, даже если она пуста.

Ежемесячно проводятся рейды «Родительского патруля», по соблюдению родителями правил перевозки детей в автомобилях, использованию удерживающих устройств, ношению на одежде светоотражающих элементов, соблюдению правил дорожного движения по пути в ДОО. С родителями, не соблюдающими данные требования, проводится профилактическая работа.

Об эффективности работы МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11 г.Шебекино» можно судить по тому, что за годы работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками.

Воспитанники и педагоги ДОО неоднократно участвовали в конкурсах разного уровня, занимали призовые места.

Работа на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходят малыши, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах. Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Задать вопрос