Развитие коммуникативной культуры старших дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы дошкольной педагогики

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (20) март 2019 г.

Дата публикации: 22.02.2019

Статья просмотрена: 1481 раз

Библиографическое описание:

Попович, И. В. Развитие коммуникативной культуры старших дошкольников / И. В. Попович. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 3 (20). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/118/3974/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной статье рассматриваются понятия «коммуникативная культура», «коммуникация» и «культура». Раскрываются особенности развития коммуникативной культуры старших дошкольников, стороны и формы общения. Развитие у детей коммуникативной культуры является одной из актуальных тем в современном мире.

Ключевые слова: коммуникативная культура, старшие дошкольники, общение, культура.

Развитие коммуникативной культуры детей дошкольного возраста является одной из главных задач образования во все времена. Важно начать развитие коммуникативной культуры именно в дошкольном возрасте. Основой коммуникативной культуры личности является общение, без которого человек не сможет развиваться.

В соответствии ФГОС ДО содержание образовательной области, «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации [1, с.6].

Коммуникативная культура рассматривается в философии, социологии, общей и социальной психологии, педагогике и в других науках. Психологи Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев описывают социальные проблемы коммуникации личности; философы М. М. Бахтин, М. С. Каган, В. С. Библер раскрывают сущность коммуникативной культуры. Вопросы развития коммуникативной культуры личности рассматриваются в исследованиях И. А. Зимней, И. Ф. Исаева и др.

Однако, в психолого-педагогической литературе однозначного определения понятия «коммуникативная культура» нет. Понятие «коммуникативная культура» обладает характеристиками, присущими понятиям «культура» и «коммуникация». В современном энциклопедическом словаре «коммуникация» — это общение, передача информации от человека к человеку, специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка. «Культура» (от лат. Cultura воспитание, образование, развитие) исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Следовательно, «коммуникативная культура» как форма деятельности человека, выражает суть общей культуры со всеми ее характеристиками и проявляется в процессе коммуникации.

В социальной психологии коммуникативная культура рассматривается как одна из характеристик коммуникативного потенциала личности и является синонимом термина «культура общения». В основе общения лежит область контактов людей при их взаимодействии друг с другом. Эти контакты протекают в реальном пространстве общества, субъектов и их внутренних миров. В. С. Садовская выделяет следующие стороны общения:

1) коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

2) интерактивная сторона заключается в обмене деятельностью;

3) перцептивная сторона общения — в обмене впечатлениями и чувствами [3, с.9].

Коммуникативная сторона общения дошкольников определяется потребностями, которые лежат в основе той или иной формы общения. На протяжении дошкольного периода развиваются, сменяя друг друга, несколько форм общения. А. Г. Рузская выделяет три основные формы общения со сверстниками в дошкольном возрасте: эмоционально-практическая форма характерна для детей от 2 до 4 лет; ситуативно-деловая — для детей 4–6 лет; внеситуативно-деловая форма общения характерна для старших дошкольников, которая складывается к 6–7 годам, этот период внешне проявляется в избирательных привязанностях, дружбе и возникновении более устойчивых и глубоких отношений между детьми. Они рассказывают друг другу о событиях своей жизни, обсуждают планы совместной деятельности, свои и чужие поступки. В играх на первый план выступают правила [4, с.84]. Причиной такой смены является изменение содержания коммуникативной потребности у детей. Главным условием нормального развития и благополучия ребенка в детском саду является его доброжелательное отношение со сверстниками и с воспитателем.

В энциклопедическом словаре (основы духовной культуры) педагога В. С. Безруковой, дано определение коммуникативной культуры — это часть базовой культуры личности, обеспечивающая ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя. В коммуникативную культуру входят: эмоциональная культура (культура чувств), культура мышления и культура речи.

Развитие речи в дошкольном возрасте, одно из важнейших образовательных линий. Речь возникает из потребности общения, поэтому основным в речевом развитии ребенка является усовершенствование умения пользоваться речью как средством общения. Коммуникативная функция речи является одной из основных функций, развивающихся в дошкольном возрасте. У старших дошкольников формируется такая форма речи, как объяснительная — это рассуждения, объяснение способа действий. Объяснительная речь важна для развития взаимоотношений детей и умственного развития [2, с.123]. Мышление начинается использоваться дошкольником для познания того, что выходит за пределы его собственной деятельности. Об этом говорят вопросы 6–7- летнего ребенка (А что внутри Земли? А почему небо голубое?). Серьезный экспериментальный и теоретический материал по проблеме развития детского мышления принадлежит известным зарубежным психологам Ж. Пиаже и Дж. Брунеру, которые считали основным показателем умственного развития ребенка овладение им действиям и операциям. По мнению ученых, первая стадия в развитии детского мышления охватывает детей дошкольного возраста до шести лет [2, с.140]. Эмоциональная культура (культура чувств) современных дошкольников, существенно изменилась, у детей увеличился уровень эмпатии по отношению к сверстникам и к пожилым людям. Дошкольники стали подавлять свои эмоции — дети стараются не показывать свои реальные переживания, либо подавляя их, либо маскируя. Хотелось бы подчеркнуть, что речь идет о старших дошкольниках, которые раньше выражали свои эмоции открыто [2, с.47].

Анализ программ дошкольного образования («От рождения до школы» и «Детство») показал, что развитию коммуникативной культуры старших дошкольников уделяется особое значение. В примерной программе «От рождения до школы» ставятся следующие задачи: воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, уважительное отношения к окружающим; привычку сообща играть; умение самостоятельно находить общие интересные занятия; формирование умения оценивать свои поступки и поступки сверстников.

В рамках реализуемой программы «Детство» социально-коммуникативное развитие направлено на: воспитание доброжелательного отношения к людям, уважение к старшим, дружеское взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к малышам; развитие добрых чувств и эмоциональную отзывчивость; воспитание культуры поведения и общения, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим. Проблема развития коммуникативной культуры старших дошкольников связана с дефицитом доброты, уважения и воспитанности.

Таким образом, понятие «коммуникативная культура» включает в себя потребность в коммуникации, свободу выбора партнера для общения, самовыражение и т. д. Главной коммуникативной потребностью дошкольника является потребность в общении со сверстниками и взрослыми, которая происходит к 6–7 годам. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые, избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы.

Литература:

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155/ Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2013.
  2. Детская психология: учеб. пособие для СПО/ В. Н. Белкина. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 170 с. — (Серия: Профессиональное образование).
  3. Основы коммуникативной культуры. Психология общения: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. С. Садовская, В. А. Ремизов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 169с. — (Серия: Бакалавр. Прикладной курс).
  4. Психология дошкольного возраста. В 2ч. Часть 1: учебник и практикум для СПО/ под ред. Е. И. Изотовой. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 222с. — (Серия: Профессиональное образование).
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная культура, дошкольный возраст, коммуникативная культура старших дошкольников, развитие, ребенок, форма общения, детское мышление, доброжелательное отношение, совместная деятельность, социальная психология.

Похожие статьи

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста определяется следующими принципами

Взаимоотношения и совместная деятельность ребенка со взрослым и сверстником — это необходимое условие психического развития...

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

- коммуникативная деятельность — объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет

В блоке cоциальное развитие дошкольников обрашаются внимание на социальные и

С помощью коммуникации в различных видах совместной деятельности обеспечиваются...

Формирование культуры общения старших дошкольников...

Культура общения — это знание правил общения, умение

Культура общения детей дошкольного возраста определяет нормы и правила отношений

Формировать культуру общения у старших дошкольников в ДОУ необходимо во всех видах деятельности...

Общение как способ развития коммуникативной сферы...

Изучение проблемы коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста актуально в связи с тем, что главное в

Отсутствие коммуникативных навыков приводит к неготовности детей к школе в сфере общения, и как следствие к дезадаптации в школе.

Психолого-педагогические условия формирования культуры...

Проблемой воспитания культуры общения у старших дошкольников занимались такие

Возраст 6–7 лет является благоприятным периодом для развития культуры общения детей.

Процесс воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников как одно из приоритетных

Одним из приоритетных направлений образования детей старшего дошкольного возраста

Проблемы коммуникативного развития дошкольников, его содержание и структура...

Развитие коммуникативных способностей детей старшего...

Проанализировав и обобщив методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в

Совместная трудовая деятельность в различных сферах жизни стимулирует развитие

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как...

Роль семьи в коммуникативном воспитании ребёнка

Формирование коммуникативной сферы ребенка происходит, не только в окружающем его

Иногда на развитии детской речи отражаются реакции ребенка на значительные перемены в его

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка...

Педагогические условия формирования культуры поведения...

Культура поведения детей дошкольного возраста включает три составляющих: культуру деятельности, культуру общения, культурно-гигиенические навыки. Культура деятельности — сформированное у ребенка умение следить за порядком, чистотой того места...

Похожие статьи

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста определяется следующими принципами

Взаимоотношения и совместная деятельность ребенка со взрослым и сверстником — это необходимое условие психического развития...

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

- коммуникативная деятельность — объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет

В блоке cоциальное развитие дошкольников обрашаются внимание на социальные и

С помощью коммуникации в различных видах совместной деятельности обеспечиваются...

Формирование культуры общения старших дошкольников...

Культура общения — это знание правил общения, умение

Культура общения детей дошкольного возраста определяет нормы и правила отношений

Формировать культуру общения у старших дошкольников в ДОУ необходимо во всех видах деятельности...

Общение как способ развития коммуникативной сферы...

Изучение проблемы коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста актуально в связи с тем, что главное в

Отсутствие коммуникативных навыков приводит к неготовности детей к школе в сфере общения, и как следствие к дезадаптации в школе.

Психолого-педагогические условия формирования культуры...

Проблемой воспитания культуры общения у старших дошкольников занимались такие

Возраст 6–7 лет является благоприятным периодом для развития культуры общения детей.

Процесс воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников как одно из приоритетных

Одним из приоритетных направлений образования детей старшего дошкольного возраста

Проблемы коммуникативного развития дошкольников, его содержание и структура...

Развитие коммуникативных способностей детей старшего...

Проанализировав и обобщив методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в

Совместная трудовая деятельность в различных сферах жизни стимулирует развитие

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как...

Роль семьи в коммуникативном воспитании ребёнка

Формирование коммуникативной сферы ребенка происходит, не только в окружающем его

Иногда на развитии детской речи отражаются реакции ребенка на значительные перемены в его

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка...

Педагогические условия формирования культуры поведения...

Культура поведения детей дошкольного возраста включает три составляющих: культуру деятельности, культуру общения, культурно-гигиенические навыки. Культура деятельности — сформированное у ребенка умение следить за порядком, чистотой того места...

Задать вопрос