Как написать академическое эссе — Молодой учёный

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

В академической среде все чаще встречается такая форма проверки знаний, как эссе. У нее немало преимуществ, но подобные задания нередко ставят в тупик как студентов, так и преподавателей. Из-за относительной новизны эссе для российского образования не все точно понимают, как его писать и как оценивать результат. Предлагаем разобраться в этом вопросе вместе.

Что такое академическое эссе

В целом под эссе понимается некий очерк, в котором в свободной форме описывается индивидуальная точка зрения на выбранную проблему. Это жанр прозы, который может носить литературно-критический или философский характер.

Фундамент эссе – личность автора: его позиция, мнение, мировоззрение. Поэтому ему присущ субъективный характер.

На первый взгляд, субъективность и наука несовместимы, ведь знания должны быть объективными. Так мы и подходим к определению академического эссе. Это очерк, подкрепляемый логическими аргументами и опирающийся на научные источники.

Проще говоря, автор академического эссе не просто приводит любые субъективные идеи, пришедшие ему в голову, но и находит им объективные обоснования.

Чем отличается от сочинения

Некоторые ассоциируют эссе с сочинением. Преимущественно виноваты в этом учителя иностранных языков, использующие это слово там, где должно быть “composition”. Хотя нечто общее действительно найти можно, отличия между двумя видами работ – более веские:

  1. Предметный характер. Эссеист описывает свои соображения относительно конкретного элемента реальности, а не обо всем и ни о чем.
  2. Общественная значимость. Предметом работы становится проблема, актуальная для общества, а не личный опыт студента (вроде «Как я провел лето» или «Как я нашла любовь в Интернете»).
  3. Рациональная обоснованность. Автор не просто излагает факты, а приводит логические аргументы в их подтверждение.
  4. Наличие ссылок. Авторская позиция подкрепляется ссылками на научные источники. Поэтому эссе всегда заканчивается списком литературы.

Этих отличий достаточно, чтобы дистанцироваться от классического сочинения. Но сразу возникает ощущение, что мы приблизились к понятию курсовой работы. На самом деле и от нее эссе достаточно далеко.

Чем отличается от курсовой работы

В тексте курсовой работы изучается определенный вопрос или тема в рамках той или иной дисциплины. Однако при написании эссе к решению этой задачи подходят совершенно иначе:

  1. Субъективность. В курсовой работе излагаются все точки зрения по изучаемой проблеме. Даже если предметом являются воззрения определенного ученого, студент обязан упомянуть его основных оппонентов. Автор эссе, наоборот, выбирает единственную точку зрения и обосновывает ее правильность.
  2. Доказательность. Курсовая работа просто излагает факты, из которых остается сделать выводы. В лучшем случае в конце студент напишет, что согласен с одной из описанных позиций, и изложит причины. Задача эссе – убедить читателя в истинности выбранного тезиса (либо опровергнуть истинность противоречащих ему), доказать правоту.
  3. Рефлексия. Выводы курсовой работы часто напрашиваются сами собой. Эссе же предполагает глубокое размышление: его выводы не лежат на поверхности. В процессе написания переосмысливается предмет работы и его свойства.

В курсовой работе перечисляются все взгляды на проблему, а в конце студент, преодолевая застенчивость, высказывает свое мнение. Те, кто не нацелен на высший балл, эту часть опускают вовсе.

Эссе пишется по обратному принципу. Сначала автор излагает свое видение проблемы: без него не будет данного академического текста. Потом он ищет его подкрепления в научной литературе.

Какие есть виды эссе и все ли они подходят для академических работ

Поскольку эссе – это все-таки литературный жанр, нельзя игнорировать его внутренние классификации. Наиболее интересна для нас – по способу изложения:

  1. Описание. Это фиксация эмпирического опыта с акцентом на те признаки, которые больше привлекли студента.
  2. Повествование. Это последовательный рассказ о произошедшем событии, где существенную роль играет личное восприятие случившегося эссеистом, даже если он непосредственным участником не был.
  3. Сравнение. Студент сравнивает два объекта по признакам, наиболее существенным на его личный взгляд. Выводы приобретают ярко выраженный субъективный характер.
  4. Аргументация. Эссеист занимает определенную позицию и приводит аргументы в доказательство ее правильности.
  5. Аналитика. Автор ищет причинно-следственные связи между явлениями и дает им индивидуальное обоснование.

Как видим, аргументация в большей степени соответствует данной выше характеристике академического эссе. Тем не менее сравнение и аналитика тоже могут использоваться для таких работ, ведь они обладают признаками научной деятельности. А вот описание и повествование для академической эссеистики не годятся: они больше соответствуют понятию литературных сочинений.

Структура академического эссе

Самое интересное, что структуры как таковой нет. Работа может обойтись без содержания, в отличие от курсовой или даже реферата. Тем не менее определенная логическая последовательность изложения текста прослеживается:

  1. Введение. Это пара абзацев, в которых передается базовый тезис. Из него понятно содержание всей работы и позиция автора.
  2. Рассуждение. Это основная часть, состоящая из отдельных идей, составляющих тезис. Каждую из этих идей подкрепляют объективными данными. Приветствуется также приведение конкретных примеров.
  3. Заключение. Здесь студент вновь возвращается к обозначенному тезису, но не просто озвучивает его, а подчеркивает его доказанность.

Завершается текст списком литературы. Без него обойтись нельзя, в противном случае текст из академического эссе превратится в фантазийные рассуждения. Источников можно взять немного, но они должны быть достаточно авторитетными для убеждения читателей.

Практические рекомендации по написанию

Мы выяснили, что такое академическое эссе, чем оно отличается от сочинения и курсовой работы, определились с подходящими способами изложения. Тем не менее в первый раз многие окажутся в тупике на старте – и это нормально. Непривычная форма контроля сначала обескураживает, зато потом активизирует мыслительный процесс.

Что же делать для выхода из этого тупика:

  1. Проведите мозговой штурм с самим собой. Выпишите на листок все свои соображения по заданной проблеме. Не бойтесь противоречить общепризнанным позициям (разве что не стоит оскорблять чувства верующих, дискредитировать власть и вооруженные силы или откровенно кого-то оскорблять – эти деяния уголовно наказуемы).
  2. Кратко ознакомьтесь с литературой по теме. Хрестоматийных источников пока достаточно, ведь задача – понять, кто придерживается той же точки зрения, что и Вы.
  3. Подберите список источников. Здесь уже понадобятся монографии и научные статьи Ваших единомышленников.
  4. Сформулируйте тезис. Это высказывание должно быть емким, понятным и явно отражать ваш взгляд на предмет.
  5. Разбейте тезис на части. Имеется в виду не синтаксически (хотя и такое возможно), а семантически. Выделите несколько простых идей, которые легко аргументировать.
  6. Структурируйте источники. Для каждой идеи выбирайте подходящие аргументы.
  7. Найдите примеры. Теория здесь уже не поможет: это могут быть широко известные события, материалы судебной практики, результаты опросов.

Остается лишь связать все это в логически связанный, объединенный общей мыслью текст. Как именно это делать – зависит от Вас: это Ваши личные рассуждения, и только Вам решать, как их вести.

Обсуждение

Задать вопрос