Педагогические взгляды Константина Петровича Победоносцева | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Богданов, Д. К. Педагогические взгляды Константина Петровича Победоносцева / Д. К. Богданов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 33-38. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/513/18429/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье проводится анализ педагогических концепций известного русского мыслителя Константина Петровича Победоносцева. Рассматриваются основные идеи автора о важности образования, воспитания и нравственного развития, уделяется внимание и роли религии и церкви в образовании. Исследование позволяет лучше понять вклад Победоносцева в педагогическую мысль и его актуальность для современной педагогической практики.

Ключевые слова: Константин Петрович Победоносцев, образование, воспитание, церковь, педагогика.

Константин Петрович Победоносцев — выдающийся русский консервативный мыслитель, чьи идеи и взгляды оказали огромное влияние на различные сферы общественной жизни. В своем многогранном творчестве он с успехом занимался философией, правоведением и педагогикой, оставив неизгладимый след в истории мысли и культуры России. Особое место в его наследии занимают педагогические концепции, которые глубоко проникли в систему образования и оставили заметный отпечаток на развитии педагогической науки. В данной статье мы погрузимся в мир педагогической мысли К. П. Победоносцева, рассмотрим его ключевые идеи и их актуальность. Представленный исследовательский анализ поможет нам лучше понять ценность его педагогического наследия и значимость его вклада в область образования.

В данном контексте нам будет необходимо рассмотреть аспекты его идей, связанные с формированием нравственных ценностей. Здесь следовало бы сразу отметить, что Победоносцев выступал за тесную связь образования с церковью и религией. Он считал, что церковь имеет важное моральное и воспитательное влияние на образование. Победоносцев, будучи выдающимся консерватором и сторонником православия, придавал церковному началу большое значение в образовательном процессе. Согласно православному учению, подчеркивающему недостижимость абсолютного морального совершенства, Победоносцев придавал значение в воспитании у человека стремления к непрерывному развитию и улучшению. [3, 163] Для него связь между образованием и церковью была неотъемлемой частью формирования духовности и нравственности личности. Однако нужно сделать важное уточнение. В своих трудах, он пишет о том, что «есть какое-то лицемерное обольщение в школьном деле, когда Закон Божий и соединённое с ним внушение начал нравственности составляет лишь один из предметов учебной программы» [2, с. 459]. Победоносцев отмечает, что и вера, и нравственность должна воспитываться в комплексном воздействии со стороны школы, и со стороны семьи, при этом школа не должна разграничивать свою светскую и духовную сущность, а должна строить обучение в гармонии этих двух элементов. Согласно православной вере, где человек никогда не сможет достичь абсолютного морального совершенства, Победоносцев стремился внушить людям желание стремиться к улучшению самого себя независимо от обстоятельств, что является возможным.

Таким образом, он считал, что церковь способна обогатить образовательную систему духовными ценностями и помочь в формировании глубоких моральных убеждений у учащихся.

Почему же он уделял такое особое внимание моральным ценностям? Ответ заключается в том, что он считал, что именно через развитие нравственности можно воздействовать на личностный рост и формирование высших качеств ученика. Победоносцев считал, что без нравственности образование становится пустым и неэффективным, поскольку нравственные принципы являются основой для развития человека как личности, ведь цель обучения — дать человеку определённые навыки, «а эти навыки, нераздельно и умственные, и нравственные, один без другого немыслимы». То есть, Победоносцев говорит о том, что образование должно не только предоставлять знания, но и воспитывать целостную личность, способную принимать сознательные и морально обоснованные решения.

Таким образом, в педагогической мысли К. П. Победоносцева нравственность играет ничуть не меньшее значение, чем получение научных знаний, и выступает в роли основы образования, влияющей на формирование личности, ее мировоззрения и отношения к окружающему миру.

Для того, чтобы процесс учения и формирования нравственных качеств был успешным, Победоносцев развивал в своих работах и идею об индивидуальном подходе в образовании учеников. Так, Победоносцев поддерживал идею адаптации образовательного процесса к индивидуальным особенностям учащихся. Он признавал, что каждый ученик уникален и нуждается в персонализированном подходе к обучению. В своих педагогических заметках он пишет, что надо знать каждого из учеников по имени, и по имени звать его, плохой же и равнодушный учитель безымянно «тыкает» своих учеников. И когда при этом, пишет Победоносцев, необходимо задавать вопросы ученику, не надо быть «рабом методы», потому что, «когда ты его [ученика] знаешь, и глаза твои на него открыты, он сам тебе подскажет, о чём спрашивать. [2, с. 450]. С моей точки зрения, такой подход к работе с учеником будет положительно влиять не только на самого ученика, но и значительно облегчать труд учителя, которому не нужно будет выдёргивать какой-то материал для вопроса из программы. Процесс беседы в таком ключе будет наполнен живостью и искренностью, что сделает этот разговор эффективным с точки зрения и образования, и воспитания. Говоря же наоборот, об обобщительном характере преподавания, Победоносцев пишет, что «никакой метод, никакая система воспитания сама по себе не поможет успеху учения, если учитель прилагает одну и ту же мерку учения ко всем детям, с коими имеет дело» [2, с. 476].

Помимо вышеописанного тезиса о нравственности, огромный интерес представляет его мысль о необразованности, и примечательно здесь именно то, что он делит её на две разные сущности. Одной из них он даёт прогноз благоприятный, потому что эта та необразованность, которая встречается, например, «у деревенских людей, не видящих света и не прошедших школу». Он называет эту необразованность «натуральной» и отводит ей роль «благоприятной почвы», в которую можно сеять знания. Другая же необразованность, по его мнению, берёт своё начало из «полуобразования». Победоносцев пишет, что «такое полуобразование, питаемое чтением газет и летучих произведений ходячей литературы, особенно распространено в наше время и составляет язву общественной жизни». Эти строки он писал применительно к России XIX века, но нельзя не сказать, что это применимо и к сегодняшним реалиям. Основная проблема «полуобразования» состоит в том, что человек начинает развиваться в этом невежестве, и у него появляется «ложная претензия на знание, и он стремится рассуждать о чем угодно, не имея ни знания, ни опыта». Отчасти, увидеть примеры такого явления, можно в молодой русской студенческой интеллигенции XIX века, считавшей себя «светом нации», способной рассуждать о самых серьёзных государственных делах, порой даже не окончив основных курсов обучения. История народных движений тогдашней России ни один раз показывала нам негативные проявления этого феномена.

Способ преодоления этого явления Победоносцев видит в ориентации образования. Так, он высказывал важное мнение о необходимости прикладной направленности обучения и считал, что школьное образование должно быть ориентировано на подготовку учащихся к жизни в обществе. Кроме того, Победоносцев призывал к тому, чтобы содержание учебных программ отражало реальные потребности и задачи, с которыми сталкиваются люди в повседневной жизни: «воспитание должно быть приноровлено к жизни, как она есть в действительности». [1, с. 201] Он придавал важность развитию практических навыков, профессионализма и жизненной мудрости через образование. Отмечая проблемы тогдашнего обучения, Победоносцев пишет, что «нередко на деле выходит, что это именно ученье отдаляет человека от жизни, отвлекает от жизни, приводя его вместо знания о жизни к неведению жизни или к ложному представлению жизни... Наука открывает нам законы человечества, но для жизни надобно еще нам знать живого человека. Только тогда откроется нам, как возможно приложить к данным условиям жизни и дела те начала, которые сообщила нам наука».

В своих же взглядах на роль учителя и в целом школы в общественном развитии он выделял такой ключевой принцип, как представление учителя эталонным личностным авторитетом ученика. Победоносцев считал, что учитель должен быть не просто носителем знаний, но и образцом для своих учеников. Он придавал большое значение моральным и нравственным качествам учителя, поскольку считал, что именно через пример учитель влияет на формирование характера и ценностных ориентаций учеников, кроме того, прежде чем учитель начнёт говорить, ему предстоит самому овладеть своим голосом, ведь, прежде всего, он должен учить учеников своих говорить сознательно [2, с. 447]. Помимо преподавательской речи важно и то, как взаимодействует преподаватель вне урочного времени: «здесь собирается богатый материал для оживления интереса, для возбуждения мысли и воображения, для сообщений понятий и сведений, здесь прямое средство духовного и душевного общения учителя с детьми и залог сердечной и умственной привязанности детей к школе и учителю».

Победоносцев отводил школе и роль не только передатчика знаний, но и учреждения, формирующего личности учащихся. Он признавал школу важным институтом социализации, который должен не только обучать, но и воспитывать детей, помогая им стать гармоничными членами общества, потому что через образование происходит передача ценностей, знаний и культурного наследия, формируются компетенции, необходимые для успешного участия в жизни общества.

Подводя итоги исследования, можно отметить значительный вклад Победоносцева в развитие образования и воспитания. Его идеи о тесной связи образования с нравственными ценностями, важности церковного начала и персонализированном подходе к ученикам подчеркивают важность формирования цельной личности через образовательный процесс. Победоносцев призывал к преодолению неведения и непонимания жизни через обучение, ориентированное на реальные потребности и задачи общества. Его обращение к роли учителя как образца для учеников и к важности морального авторитета учителя подчеркивает влияние педагога на формирование характера и ценностных ориентаций учащихся. Таким образом, идеи Победоносцева продолжают оставаться актуальными и в настоящее время, напоминая о ценности нравственности, индивидуальности и глубокого понимания целей образования.

Литература:

1. Победоносцев К. П. Россия, которую мы теряем. О гибельном влиянии Запада / К. П. Победоносцев. — М.: Родина, 2023. — 272 с.

2. Победоносцев, К. П. Ученье и учитель // Тайный правитель России: К. П. Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки. 1866–1895. Статьи. Очерки. Воспоминания / К. П. Победоносцев. — Москва: Русская книга, 2001. — 469– 495 c. — Текст: непосредственный.

3. Суржик, О. С. Педагогическая концепция К. П. Победоносцева / О. С. Суржик. — Текст: непосредственный // Высшее образование в России. — 2007. — № 11. — С. 161–168.