Психологическая работа как составная часть морально-психологического обеспечения деятельности государственной службы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 23. Психология

Опубликовано в

LXIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2023)

Дата публикации: 17.11.2023

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Фатеева, В. В. Психологическая работа как составная часть морально-психологического обеспечения деятельности государственной службы / В. В. Фатеева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 60-64. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/503/18240/ (дата обращения: 11.05.2024).



В статье рассматривается роль и значение работы по психологическому просвещению в рамках повышения устойчивости к стрессорам в профессиональной деятельности государственных служащих (военнослужащих).

Ключевые слова: профессиональный стресс , психологическое просвещение, государственный служащий.

Психологическая работа в структуре государственной службы представляет собой комплекс мероприятий, который проводится в рамках поддержания психологической устойчивости личного состава и сохранению психического здоровья военнослужащих, членов их семей, а также гражданского персонала.

Стресс в профессиональной деятельности государственных служащих (военнослужащих) может быть вызван сочетанием ряда условий неблагоприятного характера. Данные условия представляют собой многообразие факторов макросреды и микросреды, которые оказывают влияние на работоспособность и здоровье сотрудника в процессе выполнения служебных задач. Отличительной чертой деятельности является достаточно высокий уровень нервного и психического напряжения, ведь такой вид деятельности, как государственная служба, требует выполнения конкретных требований и соблюдения строгих норм дисциплины труда. Государственная служба накладывает определенную ответственность за принятие решений в минимальные сроки, что не может не отражаться на психологическом состоянии сотрудников.

В структуре государственной службы присутствует развернутая система психологического обеспечения служебной деятельности, организованная тем или иным образом.

На местах в целях обеспечения задач психологической службы и соблюдения функций по реализации морально-психологической поддержки служебной деятельности предусмотрены группы психологической работы, которые представлены штатными психологами.

Практический психолог это, прежде всего человек со своим профессиональным и жизненным опытом, трудовая деятельность которого направлена на выявление и помощь в решении проблемных вопросов других людей. Круг проблемных вопросов ограничивается той сферой, в которой психолог работает. Если это государственная гражданская организация, то проблемные вопросы, которые будет решать практический психолог в своей профессиональной деятельности, будет довольно сильно отличаться от специфики вопросов, которые возникают в процессе его работы в военной структуре. Однако принципы, на которых основывается работа психолога в любой сфере деятельности, будут одинаковы:

– уважение достоинства, прав и свобод личности;

– принцип компетентности;

– принцип ответственности;

– принцип честности.

Среди основных направлений деятельности практического психолога государственной службы можно выделить такие как:

психопрофилактическая работа (своевременное предупреждение возможных нарушений психосоматического и психического здоровья);

психодиагностическая работа (исследование, анализ и оценка индивидуальных психологических особенностей человека);

развивающая и психокоррекционная работа (психическое развитие и личности, реализации возрастных и индивидуальных возможностей);

консультативная работа (психологическое консультирование по различным вопросам);

психологическое просвещение (совокупность методов, средств по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях в той или иной сфере);

– психологическая реабилитация (психологическое сопровождение).

Таким образом, круг задач, которые выполняет психолог в данной структуре, довольно обширен. Среди них особое место занимает психологическое просвещение личного состава, гражданского персонала и членов семей.

Просветительская деятельность представляет собой вариацию неформального образования и включает в себя комплекс мероприятий по пропаганде психологических сведений, формирующих знания и мировоззрение у человека в данной сфере [3].

Просветительская деятельность может выполнять различные функции и задачи.

Так, в целях углубления и расширения познаний государственных служащих в психологической сфере просвещение выполняет образовательную и информационную функцию.

В рамках лучшего восприятия и понимания проблематики психологического здоровья осуществляется разъяснительная функция. Консультативный характер носит информация о распространении функциональных знаний в области психологии, необходимых государственным служащим при борьбе со стрессорами в служебной деятельности и повседневной жизни [1,2].

Своевременное и грамотное психологическое просвещение государственных служащих (военнослужащих) может способствовать предотвращению негативных последствий воздействия регулярных стрессоров в их профессиональной деятельности и тем самым улучшить эффективность и результативность выполнения служебных обязанностей.

Так, важно с учетом имеющихся профессиональных знаний своевременно создать необходимые условия, предотвратить неблагоприятные последствия и сохранить психологическое здоровье личности.

Именно поэтому, достижение целей психологического просвещения осуществляется благодаря умелым и профессиональным действиям практического психолога.

Литература:

  1. Костригин А. А. Актуальные вопросы распространения специальных знаний из области педагогики, психологии, медицины и социологии срединаселения: новые вызовы / А. А. Костригин, Т. М. Хусяинов, Л. Ф. Чупров // Наука. Мысль. — 2015. — No 5. — С. 17–24.
  2. Пахальян В. Э. Психологическое просвещение в контексте проблем отече-ственной практической психологии / В. Э. Пахальян // Вестник практическойпсихологии образования. — 2016. — Т. 13, No 4.- С. 32–42.
  3. Симатова О. Б. Психолого-педагогическое просвещение: актуальные проблемы / О. Б. Симатова. — 2-е изд., испр. — Санкт-Петербург: Лань, 2023. — 120 с. — ISBN 978–5–507–45392–4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/302831 (дата обращения: 16.11.2023).