Тревожность у детей среднего школьного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ускова, В. В. Тревожность у детей среднего школьного возраста / В. В. Ускова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/503/18239/ (дата обращения: 11.05.2024).



В рамках настоящей статьи изучено понятие школьной тревожности и основные причины, влияющие на ее развитие. Также рассмотрены основные причины проявления повышенной тревожности у детей среднего школьного возраста.

Ключевые слова: школьный возраст, тревожность, эмоциональная нестабильность.

Актуальность темы исследования определяется тем, что в настоящее время появляется все больше учащихся, которые характеризуются повышенным уровнем тревожности, неуверенностью в себе, эмоциональной нестабильностью, а как следствие, повышенной утомляемостью и снижением успеваемости. Как отмечают практические психологи и исследователи в рамках возрастной психологии, именно тревожность — это основа для возникновения психологических трудностей, особенно на этапе подросткового периода. Поэтому ключевым вопросом является профилактика и дальнейшая коррекционная работа проблемы повышенной тревожности детей среднего школьного возраста.

Цель исследования — анализ особенностей проявления тревожности у детей среднего школьного возраста.

Проблема тревожности у детей среднего школьного возраста — это одна из актуальных проблемы в современной психологической науке, так как тревожность постепенно приобретает устойчивую форму и может стать причиной девиантного поведения подростков, формирования у них депрессивных и невротических расстройств [2]. Повышенная тревожность в подростковом возрасте может привести к снижению самооценки, что приводит к возникновению конфликтных взаимодействий с педагогами и сверстниками, снижению общей успеваемости, формирования неуверенности в себе.

Тревожность является индивидуальной психологической особенностью личности, которая характеризует склонность личности переживать тревогу по различным поводам, и связана с такими проявлениями, как: повышенное беспокойство, негативные предчувствия.

Тревожность отличается возрастными особенностями, в частности, у детей среднего школьного возраста тревожность может быть связана с конфликтами в среде сверстников и с учителями, соматическими нарушениями, самооценкой и другими причинами [4].

В подростковом возрасте тревожность является устойчивым личностным образованием, так как опосредована развитием Я-концепции ребенка, которая характеризуется своей противоречивостью. Также тревожность у детей среднего школьного возраста может быть следствием фрустрации потребности самопринятия и уважения в кругу сверстников.

В исследовании Емельяновой Е. А. [3] отмечается, что на этапе дошкольного детства наиболее тревожными являются мальчики, в то вот уже после 12 лет более высокий уровень тревожности отмечается у девочек, так как их начинают беспокоить взаимоотношения со сверстниками. При этом следует отметить, что повышенный уровень школьной тревожности не всегда является негативным проявлением, так как дети и подростки с данными показателями могут достаточно успешно проявлять себя, например, в творческой или спортивной деятельности.

Проявлениями школьной тревожности в подростковом возрасте являются: пассивность на уроках, скованность, неуверенность в себе, конфликтные взаимодействиями со сверстниками и учителями. У подростка отмечается эмоциональная нестабильность, эмоциональные перегрузки, которые приводят к частым заболеваниям ребенка. Во внеурочное время и на переменах подростки с высокой тревожностью малообщительны, избегают тесных эмоциональных контактов со сверстниками.

Таким образом, на основании проведенного анализа проявлений тревожности у детей среднего школьного возраста можно выделить наиболее типичные проявления:

– частые соматические заболевания детей (повышенная температура, частые головные боли);

– повышенная раздражительность, агрессивность, конфликтность;

– страхи, депрессивные состояния, вызывающие эмоциональный дискомфорт; данные состояния могут быть связаны как непосредственно с учебной деятельностью, так и возникать в рамках в сфере взаимоотношений со сверстниками;

– проявления демонстративности и негативизма по отношению к педагогам (например, демонстративный отказ отвечать на уроке), которые связаны с желанием произвести впечатление на своих одноклассников и добиться одобрения с их стороны;

– низкий уровень школьной мотивации, который связан с нежеланием ходить в школу, в следствие чего отмечаются частые прогулы.

Важным направлением работы с тревожностью у детей среднего школьного возраста является психолого-педагогическая коррекция, целью которой является преодоление проблем, складывающихся в сфере образования и воспитания, развитие у детей психических познавательных процессов (произвольного внимания, мышления, пространственных представлений, памяти) [1]. При организации коррекционной работы важно использовать различные формы и методы работы, в частности, психологическое консультирование, арттерапия, и другие. Также ключевым элементом коррекционной работы является организация индивидуальной работы с учащимися с высоким уровнем школьной и личностной тревожности.

Таким образом, по результатам проведенного исследования могут быть сформулированы следующие выводы: школьная тревожность представляет собой один из видов тревожности, который непосредственно связан со школьным обучением ребенка, может проявляться в различных формах и вызван дифференцированными причинами. Повышенная школьная тревожность является одной из причин частой заболеваемости подростков, снижением темпа их успеваемости, а также формирования заниженной самооценки и неуверенности в себе.

Снижения уровня тревожности можно достичь посредством организации психолого-педагогической коррекции, которая будет проводиться систематически и в рамках организации комплексного взаимодействия образовательного учреждения и родителей учащихся.

Литература:

  1. Актуальные психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки в инновационных социокультурных условиях: Сб. научных трудов по материалам XIX Междунар. науч.-практ. конф. 30 марта 2022 г., г. Стерлитамак, Республика Башкортостан. — Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2022. — 131 с.
  2. Ватель Л. В., Климова Н. Е. Соотношение понятий «тревожность» и «школьная тревожность» в отечественной и зарубежной литературе // Результаты современных научных исследований и разработок. 2019. — С. 241–243.
  3. Емельянова Е. А. Проявление тревожности у школьников при переходе в основную школу // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — № 4. — С. 3–13
  4. Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 10 (66). — М.: Изд. «МЦНО», 2022. — 42 с.