Робототехника в начальной школе: педагогика, практика и перспективы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

LXIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2023)

Дата публикации: 16.11.2023

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Тихонова, П. А. Робототехника в начальной школе: педагогика, практика и перспективы / П. А. Тихонова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 98-102. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/503/18234/ (дата обращения: 28.04.2024).



Вэтой статье исследуется, как робототехника влияет на обучение в начальной школе, какие методы и подходы наиболее эффективны при её внедрении и какие перспективы она открывает для будущего образования. Также рассмотрены реальные примеры и опыт школ, успешно интегрирующих робототехнику в учебный процесс, а также вызовы, с которыми сталкиваются образовательные учреждения при реализации таких программ.

Ключевые слова: робототехника, STEM, школа, дети, обучение, роботы.

В эпоху бурного технологического прогресса робототехника становится неотъемлемой частью нашего повседневного мира. От производства до домашнего хозяйства, от медицины до развлечений — роботы проникают во все сферы жизни. С этими изменениями возникает необходимость в обновлении образовательной системы, чтобы подготовить молодое поколение к жизни и работе в высокотехнологичном обществе.

Важность робототехники в современном образовании трудно переоценить. Она не только открывает двери в мир инноваций и технического творчества, но и служит мощным инструментом для развития критического мышления, решения сложных задач и вдохновения на изучение научно-технических дисциплин. В начальной школе, где формируются основы мышления и отношения к учебе, введение робототехники может играть ключевую роль в стимулировании интереса к обучению, развитии творческих и аналитических способностей учащихся.

Робототехника в начальной школе: педагогические аспекты

Введение робототехники в классы начальной школы — больше чем просто обучение детей программированию или механике. Открывается мир, где наука встречается с творчеством, каждая задача становится приключением, а учеба превращается в игру. Рассмотрим, как робототехника влияет на педагогический процесс в начальной школе.

Возьмем, к примеру, обычный класс по робототехнике. Дети собирают робота из конструктора. На первый взгляд, это всего лишь игра. Но на самом деле, каждый этап сборки требует логического мышления и планирования. Ученики учатся анализировать задачи, искать решения и делать выводы. Это не просто строительство робота, это тренировка ума, развитие умения видеть задачу в целом и находить пути её решения.

STEM (наука, техника, инженерия и математика) иногда кажется детям далеким и сложным. Но когда наука и техника воплощаются в роботе, который они сами собрали и программировали, всё меняется. Роботы делают науку видимой, осязаемой и, что самое важное, увлекательной. Это помогает детям увидеть, что математика и наука — это не просто страницы учебника, но и вещи, которые могут оживать в их руках.

Работа в группах на уроках робототехники — это не только вопрос совместного решения технических задач. Это уроки общения, распределения ролей и ответственности. Дети учатся слушать друг друга, договариваться и вместе искать решения. Командная работа на этих занятиях формирует навыки, которые пригодятся ученикам в будущем, независимо от выбранной профессии.

Практическое применение и кейс-стади

Перенесемся из теории в мир реальных школьных классов, где робототехника уже вовсю внедрена в учебный процесс. Здесь у каждого уголка класса своя история успеха, а каждый робот — это не просто машина, а инструмент обучения и исследования.

В одной из школ ученики использовали роботов для изучения экологии. Они программировали роботов для сбора образцов почвы и воды, а затем анализировали данные, чтобы узнать о состоянии окружающей среды. Это не только дало детям практические знания о робототехнике, но и глубоко погрузило их в изучение экологии. В другой школе, ученики создали робота-помощника для библиотеки. Этот робот помогал сортировать книги и возвращать их на полки. Этот проект научил детей основам механики и программирования, а также важности порядка и организации [1].

Выбор оборудования для школьных проектов по робототехнике — это всегда компромисс между функциональностью и доступностью. Конструкторы типа LEGO Mindstorms или VEX Robotics предлагают гибкость и множество возможностей для творчества. Такие наборы позволяют детям создавать собственные конструкции, вдохновляя их на эксперименты и изобретения.

Интеграция робототехники в учебный процесс

Робототехника преобразует классические методы обучения, делая их более интерактивными и практичными. Рассмотрим, как именно учителя включают роботов в уроки.

Во-первых, учителя интегрируют робототехнику в существующие учебные программы. Например, на уроках математики роботы используются для наглядной демонстрации геометрических фигур и изучения пропорций. На уроках естествознания роботы помогают проводить эксперименты и наблюдения [2].

На одном из уроков учитель предложил ученикам создать робота, который мог бы передвигаться по лабиринту. Задача не только развила навыки программирования и механики, но и потребовала от учащихся стратегического мышления и планирования. Решая эту задачу, дети учились через игру и практику, что сделало процесс обучения захватывающим и эффективным [3].

В другой школе ученики работали над проектом «Робот-пчела», который имитировал поведение настоящих пчел при опылении цветов. Этот проект не только дал ученикам возможность углубиться в программирование и робототехнику [4].

По мере приближения к концу путешествия по миру робототехники в начальной школе, становится очевидным, что наступает новая эра образования. Робототехника — это не просто учебный предмет; это мост, соединяющий учащихся с будущим, где технологии и инновации играют ключевую роль.

Можно наблюдать, как робототехника пробуждает любознательность и креативность у детей, как она помогает им развивать важнейшие навыки — от логического мышления до работы в команде. Но самое захватывающее в этом — потенциал для дальнейшего роста и развития. В будущем можно ожидать еще более тесную интеграцию робототехники в учебные программы, где она станет не просто инструментом обучения, но и ключом к разгадке сложных научных и технологических задач.

Образовательные системы по всему миру должны адаптироваться к этим изменениям. Важно не только обеспечить школы необходимым оборудованием, но и подготовить учителей, дав им возможность учиться и развиваться вместе со своими учениками. Педагоги играют ключевую роль в этом процессе, ведь именно они вдохновляют молодежь исследовать, изобретать и мечтать.

Робототехника в начальной школе — это не просто обучение; это путь к открытию новых горизонтов и возможностей. Она привносит в образование элемент волшебства, делая учебу увлекательной и значимой. Использование роботов в классах не только готовит детей к будущим карьерам в STEM, но и воспитывает поколение креативных, аналитически мыслящих и готовых к вызовам будущего лидеров. Можно только представить, к каким новым вершинам приведет нас это путешествие в области образовательной робототехники. Одно можно сказать наверняка: будущее обещает быть удивительным, и наши дети будут готовы его встретить.

Литература:

  1. Journal of Robotics and Automation [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://scholars.direct/Articles/robotics/jra-4–021.php?jid=robotics (14.11.2023)
  2. Мердан М. Robotics in Education. Research and practices for robotics in STEM education [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.overdrive.com/media/3550550/robotics-in-education (14.11.2023)
  3. Шоланов К. С. Основы мехатроники и робототехники. Учебник для студентов технических специальностей вузов Казахстана. Алматы: издательство «ЭВЕРО». — 2015. — 126с.
  4. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. — Спб: Наука. –2011. — 263с.