Анализ процесса формирования мотивации к самообразованию у курсантов военных учебных заведений | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гроздовская, О. О. Анализ процесса формирования мотивации к самообразованию у курсантов военных учебных заведений / О. О. Гроздовская. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 81-92. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/503/18229/ (дата обращения: 11.05.2024).



В статье анализируются особенности формирования мотивации курсантов к самообразованию. Проанализирована актуальность феномена самообразования в условиях непрерывного образования и в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Подведены итоги прикладного социологического исследования, так же было изучено отношение курсантов к учебной деятельности и самообразованию. Выделены и рассмотрены основные элементы эффективного самообразования курсантов 183 учебного центра.

Ключевые слова: самообразование, саморазвитие, мотивация, непрерывное образование, учебный процесс, учебная мотивация.

The article analyzes the features of the formation of motivation of cadets to self-education. The relevance of the phenomenon of self-education in the conditions of continuous education and in the conditions of frequently changing technologies in professional activity is analyzed. The results of applied sociological research were summed up, as wall as the attitude of cadets to educational activities and self-education was studied. The main elements of effective self-education of cadets of the 183 training center are highlighted and considered.

Keywords: self-education, self-development, motivation, continuing education, educational process, educational motivation.

Самообразование занимает ключевую роль в процессе непрерывного обучения. Непрерывное образование — это постоянный процесс совершенствования общекультурных и профессиональных компетенций человека [1]. Данный процесс невозможен без самостоятельной работы над собой, которая диктуется личной заинтересованностью и мотивацией специалиста. Под самообразованием понимается процесс получения знаний, умений и навыков самостоятельно, без помощи обучающих субъектов [2].

В современном обществе специалист в любой области нуждается в постоянном повышении своей квалификации. Это связано с особенностями информационного общества и ускорением темпов научно-технического прогресса. Как никогда стала актуальной проблема устаревания знаний, информации и навыков, которые приобретает человек в процессе получения образования. Особенно остро эта проблема затрагивает технические специальности, которые в образовательной среде должны напрямую взаимодействовать с самыми современными научными разработками в своей сфере деятельности. Однако в условиях современного общества обучающиеся не всегда имеют возможность изучать самые современные технические разработки. Одна из таких специальностей — это специалисты по военной авиационной технике. Ведь зачастую, передовые разработки в этой области не находятся в открытом доступе или вовсе засекречены.

Следовательно, военное учебное заведение не всегда может предоставить курсантам доступ к самым передовым разработкам. После распределения в воинские части выпускники продолжают учится, ведь зачастую на практике они сталкиваются с техникой к которой у них не было доступа в процессе учёбы. И здесь начинает играть роль не столько имеющийся багаж знаний, сколько способности человека к обучению и потребность в самообразовании и саморазвитии. Таким образом, для того чтобы быть успешным специалистом, военнослужащий должен уметь учиться самостоятельно и получать положительные эмоции от этого процесса. Только при таких условиях можно рассчитывать на то, что самообразованием человек будет систематически заниматься и всю жизнь.

Мотивация и способности к самообразованию продолжают формироваться у человека в течении всего процесса обучения, начиная с детского сада, школы, среднего профессионального образования и т. д.

Формирование необходимых для самообразования компетенций и формирование мотивации это длительный, систематический процесс. Данной работой в военных учебных заведениях занимаются преподаватели, офицеры и штатные психологи. Вместе они организуют образовательную и воспитательную работу с курсантами, которая с 2019 года была переименована в военно-политическую работу [3].

Прежде чем начинать работу по формированию навыков и мотивации к самообразованию необходимо провести анализ мотивационных характеристик к самообразованию курсантов. Исследование актуально проводить на всех курсах обучения, что позволит сравнить полученные результаты в самом начале прохождения обучения и на завершающем этапе обучения.

Для реализации поставленной задачи в 183 учебном центре Министерства обороны Российской Федерации было проведено прикладное социологическое исследование в форме анкетирования. В нём принимали участие курсанты с первого по третий курс. Всего было опрошено 130 обучающихся.

Цель исследования: изучить отношение курсантов к учебной деятельности и самообразованию.

Задачи исследования:

  1. Определить отношение курсантов к учёбе и характер процесса самообразования.
  2. Оценить эмоциональное состояние курсантов в процессе самообразования.
  3. Проанализировать планы курсантов на самообразование после окончания учебного заведения.

Таким образом, результаты проведённого исследования показали особенности мотивации курсантов к самообразованию.

Таблица 1

Распределение ответов групп респондентов на вопрос «Нравиться ли Вам учиться?»

Варианты ответов

1 курс

2 курс

3 курс

Да

70,2 %

80,8 %

78,7 %

Нет

10,5 %

3,8 %

10,6 %

Затрудняюсь ответить

19,3 %

15,4 %

10,6 %

Из ответов на данный вопрос можно заключить, что подавляющее количество респондентов положительно относится к учебному процессу. По таблице № 1 заметна положительная динамика. Ко второму и третьему курсу количество курсантов, положительно относящихся к учебному процессу, возрастает. Отдельно стоит обратить внимание на то, что на первом курсе примерно одна пятая курсантов (19,3 %) не может определиться с ответом на вопрос о заинтересованности в учёбе. К третьему курсу процент неопределившихся курсантов сокращается до одной десятой. На этом этапе обучения большинство респондентов окончательно адаптируются в военной среде. У обучающихся формируется определённое понимание будущей профессии. В то время как на первом курсе значительная часть обучающихся в силу нехватки опыта и знаний не может определится в своих целях, задачах и соответственно не может сформировать чёткую учебную мотивацию. Это в свою очередь может негативно сказаться на дальнейшем процессе обучения. Следовательно, работа с неопределившимися курсантами, помощь им в формировании учебной мотивации является одной из основных целей педагогического коллектива на ранних этапах обучения.

Таблица 2

Распределение ответов групп респондентов на вопрос: «Занимаетесь ли Вы самообразованием?»

Варианты ответов

1 курс

2 курс

3 курс

Да

52,6 %

57,7 %

83,0 %

Нет

10,5 %

11,5 %

2,1 %

Раньше занимался

21,1 %

15,4 %

4,3 %

Не занимаюсь, но в будущем хотел бы заниматься самообразованием

5,3 %

7,7 %

8,5 %

Затрудняюсь ответить

10,5 %

7,7 %

2,1 %

Мотивацию на дальнейшее самообразование и саморазвитие в большей степени продемонстрировали курсанты третьего курса (83 %). Это также подтверждает гипотезу о том, что с опытом в процессе получения образования обучающиеся в большей степени осознают необходимость дальнейшего саморазвития и самообразования.

Таблица 3

Распределение ответов групп респондентов на вопрос «Какие эмоции Вы чаще всего испытываете в процессе самообразования?»

Варианты ответов

1 курс

2 курс

3 курс

Крайне положительные, позитивные (эйфория, счастье и т. п.);

24,6 %

23,1 %

34,0 %

Положительные (радость, удовлетворенность, умиление, и т. п.);

35,1 %

38,5 %

36,2 %

Нейтральные (спокойствие, умиротворение, созерцание и т. п.);

24,6 %

30,8 %

25,5 %

Отрицательные (грусть, печаль, гнев, раздражение, страх, тревога и т. п.);

1,8 %

0 %

0 %

Крайне отрицательные, негативные (ужас, паника, депрессия и т. п.);

0 %

0 %

0 %

Затрудняюсь ответить

14 %

7,7 %

4,3 %

Подавляющее количество курсантов отмечает превалирование положительных эмоций в процессе самообразования (70 %). Из положительных эмоций респонденты выделяют: радость (71,4 %), интерес (77,7 %), воодушевление (66,2 %), наслаждение (62,3 %).

Таблица 4

Распределение ответов групп респондентов на вопрос: « Скажите, пожалуйста, что стало причиной Вашего поступления в 183 учебный центр?»

Мотивы поведения

Совершенно не важно

Не очень важно

Безразлично

Важно

Очень важно

Любовь к Родине

4,6 %

6,9 %

6,2 %

43,1 %

39,2 %

Квартира от государства

8,5 %

9,2 %

21,5 %

40 %

20,8 %

Желание защитить своих близких, семью

1,5 %

1,5 %

5,4 %

25,4 %

66,2 %

Высокий социальный статус

5,4 %

8,5 %

17,7 %

38,5 %

30 %

Карьерный рост

6,2 %

6,2 %

12,3 %

34,6 %

40,8 %

Отсутствие других возможностей

33,1 %

16,9 %

20,8 %

16,2 %

13,1 %

Желание изучить авиационную технику, новые знания и навыки

8,5 %

6,9 %

13,8 %

43,8 %

26,9 %

Интерес к знаниям, любознательность, потребность в активной и новой информации

6,2 %

5,4 %

14,6 %

51,5 %

22,3 %

Расширение кругозора, развитие и интеллектуальной сферы

8,5 %

3,8 %

11,5 %

53,1 %

23,1 %

Получение прочных профессиональных знаний и практических умений, освоение профессии на высоком уровне

7,7 %

3,8 %

6,9 %

45,4 %

36,2 %

Повышение культурного уровня, развитие личностного потенциала

9,2 %

4,6 %

23,8 %

45,4 %

16,9 %

Хорошая успеваемость, участие в научно-исследовательской и творческой деятельности, удовлетворенность результатами учебной деятельности

9,2 %

6,9 %

30 %

40 %

13,8 %

Уважение педагогов, авторитет в студенческом коллективе, лидерство в группе, одобрение со стороны социума

9,2 %

7,7 %

22,3 %

41,5 %

19,2 %

Возможность получения материального вознаграждения

6,9 %

3,1 %

19,2 %

38,5 %

32,3 %

Принуждающее давление со стороны родителей или других лиц

62,3 %

13,1 %

16,2 %

4,6 %

3,8 %

Стремление избежать неприятностей во взаимоотношении с педагогами и родителями

46,9 %

9,2 %

18,5 %

14,6 %

10,8 %

Стремление избежать осуждения, неодобрения со стороны социума

55,4 %

12,3 %

21,5 %

4,6 %

6,2 %

Анализ мотивирующих факторов курсантов продемонстрировал превалирование духовных и материальных потребностей. Самыми значимыми мотивами для респондентов являются: патриотизм (82,3 %), получение материального вознаграждения (70,8 %), квартира от государства (60,8 %), карьерный рост (75,4 %), получение прочных профессиональных знаний и практических умений, освоение профессии на высоком уровне (81,6 %). В категории наиболее важных мотивов для поступления в учебный центр на первое место около половины респондентов поставили карьерный рост (40,8 %).

При этом лишь одна десятая часть (10,8 %) от всех респондентов причиной своего поступления считает стремление избежать осуждения и неодобрения со стороны социума. Незначительное количество обучающихся отметило принуждающее давление со стороны родителей или других лиц (8,4 %). Исходя из полученных данных можно сделать вывод о том что в среде опрошенных респондентов преобладает внутренняя мотивация, а не внешняя. Большинство респондентов отрицает внешнее давление и воздействие окружения. Формирование учебной мотивации происходит из внутренних потребностей самих курсантов. Помимо этого, как отмечает большинство курсантов, процесс обучения и самообучения сопровождается положительными эмоциями. Это так же является доказательством того, что процесс самообразования обусловлен внутренней мотивацией.

Помимо учебной мотивации для эффективного самообразования обучающиеся нуждаются в определённых компетенциях. Без определённой базы знаний, навыков и умений курсантам будет проблематично заниматься самообразованием. К этим умениям относятся: способность организовывать собственную деятельность, выбирать способы выполнения профессиональных задач, способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, критическое мышление, способность осуществлять поиск и использование необходимой информации, ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности и т. д. Все эти навыки и умения помогают человеку выстраивать траекторию своего самообучения на протяжении всей жизни. Благодаря этим компетенциям будущие военнослужащие имеют больше возможностей адаптироваться в постоянно изменяющейся среде.

Таблица 5

Распределение ответов групп респондентов на вопрос « Оцените свои навыки самостоятельной работы».

Навыки самостоятельной работы

Не владею навыком

Посредственно владею навыком

Неплохо владею навыком

Владею навыком на высоком уровне

Навыки рациональной организации рабочего и свободного времени;

6,2 %

21,5 %

51,5 %

20,8 %

Навыки самоорганизации (планирование своей деятельности, самостоятельность, быстрое принятия решений и ответственности за них);

4,6 %

23,1 %

43,8 %

28,5 %

Навыки самоконтроля;

5,4 %

36,9 %

36,9 %

40,8 %

Коммуникативные умения;

6,2 %

21,5 %

47,7 %

24,6 %

Навыки работы с книгой;

4,6 %

22,3 %

39,2 %

33,8 %

Навыки работы со справочной и специализированной литературой;

4,6 %

28,5 %

37,7 %

29,2 %

Навыки быстрого поиска информации в библиотеках, компьютерных базах данных и других источниках информации;

6,2 %

20 %

44,6 %

29,2 %

Навыки переработки информации на основе логических операций;

6,9 %

18,5 %

43,8 %

30,8 %

Навыки приема и передачи вербальной, документальной, числовой и другой информации;

12,3 %

23,8 %

44,6 %

19,2 %

Навыки работы с информационными технологиями

10,8 %

11,5 %

50 %

27,7 %

В ходе ответа на данный вопрос курсанты отметили навыки, которыми, по их мнению, они владеют в большей и в меньшей степени. Анализируя ответы на данную группу вопросов, можно условно выделить две категории обучающихся: первая (в среднем 72,5 %)– это те курсанты которые хорошо владеют большинством из представленных навыков; вторая (27,5 %)– это группа курсантов которые невысоко оценивают свои навыки. Из этого можно сделать вывод о том, что треть курсантов сталкивается с трудностями в процессе самообразования, так как они не обладают необходимыми для этого навыками.

Таблица 6

Распределение ответов групп респондентов на вопрос: «Насколько эффективно проходит Ваша самостоятельная подготовка к занятиям?»

Варианты ответов

1 курс

2 курс

3 курс

Эффективно, я успеваю подготовиться по всем предметам;

26,3 %

50,0 %

57,4 %

Скорее эффективно, но я не всё успеваю, поэтому акцентирую внимание на самых важных предметах;

52,6 %

46,2 %

38,3 %

Затрудняюсь ответить. Я делаю минимум работы, мне достаточно и тройки;

5,3 %

3,8 %

0 %

Нет, не эффективно, я ничего не успеваю, у меня не получается организовать свою учебную работу;

7,0 %

0 %

2,1 %

Нет, не эффективно, я и не пытаюсь успеть подготовиться к занятиям, меня учёба не интересует

8,8 %

0 %

2,1 %

Из ответов на данный вопрос можно сделать вывод, что в процессе учёбы в 183 учебном центре, вместе с приобретением опыта, процент курсантов, эффективно занимающихся самообразованием в часы самостоятельной подготовки, возрастает. К началу второго курса завершается процесс адаптации курсантов к военной и учебной среде, что выражается в повышения качества самостоятельной подготовки к занятиям.

Таблица 7

Распределение ответов групп респондентов на вопрос «Что Вам нравится и не нравится в процессе учебной деятельности?»

Что Вам не нравится в процессе учебной деятельности?

Что Вам нравится в процессе учёбы?

Не получаю необходимых знаний

14,1 %

Получение знаний

49,3 %

Большая загруженность, мало свободного времени;

58,5 %

Процесс общения с сокурсниками

23,5 %

Отношения с преподавателями, коллегами по учёбе;

8,9 %

Внеучебная деятельность (конференции, викторины и т. д.)

22,2 %

Затрудняюсь ответить

18,5 %

Расширение кругозора

5,0 %

Анализируя ответы обучающихся, можно заключить, что все аспекты учебной деятельности вызывают положительные эмоции у респондентов. При этом более половины (58,5 %) опрошенных не довольны нехваткой свободного от работы и учёбы времени. Данная проблема является характерной для всех военных учебных заведений, так как распорядок дня курсантов строго регламентирован. Но не смотря на указанную проблему, опрошенные курсанты находят время на изучение специальной литературы по авиационной технике. Увлечение авиационной техникой становится более выраженным у курсантов старших курсов. Помимо этого, курсанты развиваются и по другим направлениям.

Таблица 8

Распределение ответов групп респондентов на вопрос « По каким дополнительным направлениям проходит процесс вашего самообразования?»

Варианты ответов

Все опрошенные

Я дополнительно занимаюсь спортом

56,0 %

Я дополнительно изучаю литературу, смотрю учебные видеоролики по гуманитарным наукам (психология, философия, история)

31,3 %

Я дополнительно изучаю иностранные языки (английский и др.)

6,0 %

Я не занимаюсь самообразованием

6,7 %

Более половины опрошенных курсантов (56 %) реализует дополнительные возможности для самообразования в области физической культуры. Помимо этого, треть опрошенных (31,3 %) дополнительно изучают литературу по гуманитарным наукам.

Таблица 9

Распределение ответов групп респондентов на вопрос « Какие методы самообразования Вы применяете?»

Варианты ответов

Все опрошенные

Самостоятельно выполняю практические задания;

24,2 %

Самостоятельно работаю с аудиовизуальными средствами;

11,3 %

Использую метод самоупражнения и самотренировки;

25,8 %

Самостоятельно работаю на тренажёрах;

23,1 %

Самостоятельно работаю с литературой;

11,3 %

Затрудняюсь ответить

4,3 %

Анализ ответов респондентов на данный вопрос позволяет сделать заключение о том, что курсанты в процессе самообразования предпочитают практические методы подготовки: выполнение практических заданий, работа на тренажерах и другие.

Подводя итоги проведённого исследования, можно сделать следующие выводы:

  1. Анкетирование показывает, что опрошенные курсанты в целом положительно относятся к учебной деятельности, а также к процессу самообразования. Самообразование занимает важное место в учебной деятельности курсантов. При этом учащиеся уделяют внимание не только специальным техническим дисциплинам, но и гуманитарным предметам, а также физический культуре и спорту, что позволяет формировать разносторонне образованную личность.
  2. Большинство курсантов отмечают, что самостоятельная работа по подготовке к учебным занятиям, а также работа в военно-научных кружках и другие внеклассные мероприятия способствуют качественному психоэмоциональному подъёму и являются источником положительных эмоций.
  3. Проведённое исследование показывает, не менее половины курсантов-выпускников планирует продолжать учебу в военных или гражданских ВУЗах. Формируемые в процессе учёбы навыки самостоятельного обучения способствуют повышению уверенности курсанта в собственных силах и закладывают основу для получения образования более высоких ступеней.

Литература:

  1. Колесникова, И. А. Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования // Непрерывное образование: XXI век. — 2013 г. — Вып. 1.
  2. Кондаков. И. М. Психология. Иллюстрированный словарь». СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003 г.
  3. Приказ МО РФ № 404 от 22 июля 2019 г. Об организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Москва 2019 г.