Проблемы строительной отрасли России и пути выхода из кризиса в условиях переориентации на азиатские рынки экспорта топливно-энергетических ресурсов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Цибульский, А. В. Проблемы строительной отрасли России и пути выхода из кризиса в условиях переориентации на азиатские рынки экспорта топливно-энергетических ресурсов / А. В. Цибульский. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 21-28. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/498/18104/ (дата обращения: 11.05.2024).



Проблемы, с которыми сталкивается российская строительная отрасль, требуют незамедлительного решения. Одним из путей выхода из кризиса является переориентация на азиатские рынки экспорта топливно-энергетических ресурсов. Это позволит диверсифицировать экономику и обеспечить стабильность в данной отрасли.

Ключевые слова: экспорт, топливо-энергетические ресурсы, строительная отрасль экономики, азиатско-тихоокеанский рынок.

В современной российской экономике одной из ключевых отраслей производства, которая приносит наибольшую долю в экспортной прибыли, является экспорт углеводородных ресурсов. По результатам 2021 года это направление экспорта составляло 49 % (в сравнении с 45 % годом ранее) [7]. На мировом рынке Россия занимает 8 % мирового производства топливно-энергетических ресурсов и 12 % его экспорта [1, с.338]. За последние 12 лет, с 2010 по 2022 год, наблюдается активное расширение как добычи и транспортировки углеводородов на экспорт, так и их переработки на крупных нефтеперерабатывающих и газохимических предприятиях.

Для успешного развития промышленности в Российской Федерации необходима серьезная научно-исследовательская база, современные наукоемкие предприятия и производственные заводы. К сожалению, все это отсутствует в нашей стране. Поэтому для создания производственных мощностей ведётся привлечение иностранных инвесторов, которые сами привлекают к работе лицензированные организации. Инвесторы, в свою очередь, обычно требуют от заказчиков привлечения их аффилированных поставщиков и подрядчиков для строительства промышленных объектов.

Сложная эпидемиологическая обстановка, вызвавшая снижение деловой активности во всем мире в 2020–2021 гг., сменилась кризисом санкционной войны против РФ, усилившейся в 2022 году. В данных условиях российские строительные организации вынуждены приспосабливаться и не терять набранных темпов предпринимательской активности. Неудовлетворительное текущее финансовое положение предприятий строительной отрасли во многом обусловлено внешними факторами. [3, с. 61]

В таблице 1 приведены 4 крупнейших инвестиционных строительных проекта в Российской Федерации. [4].

Таблица 1

Крупнейшие инвестиционные строительные проекты в Российской Федерации

Наименование объекта строительства

Владелец/

Заказчик

Характеристика объекта

Инвестиции

Застройщик/

Базовые подрядчики

Геохимический комплекс в Усть-Луге

ПАО «Газпром».

Комплекс будет один из крупнейших в мире комплексов по переработке углеводородов. Включает в себя три объекта: завод СПГ, ГХК ГПЗ.

Проект оценивают в $25 млрд.

Застройщик: «Русгаздобыча»

Базовые подрядчики:

—Китайская

Национальная Химико-Инженерная

Строительная

Компания 7

— Ренейссанс Хэви Индастрис

Амурский ГПЗ

ПАО «Газпром»

Завод должен стать одним из крупнейших в мире предприятий по переработке природного газа и одним из главных мировых производителей гелия

Бюджет проекта: €19 млрд.

30 % ПАО «Газпром».

70 % — российские и иностранные (китайские и европейские кредиторы — Bank of China, China Construction Bank Corporation и China Development B

Застройщик: АО «НИПИГАЗ»

Базовые подрядчики:

— China Petroleum Engineering & Construction Corporation

— Ренейссанс Хэви Индастрис

— Yamata

— China Gezhouba — Group Corporation

— Maire Tecnimont (MT Russia)

— Велесстрой

— The Linde Group

Амурский ГХК

«Сибур-холдинг» и China Petroleum & Chemical Corporation (Sinopec).

Предприятие должно стать

одним из крупнейших в мире по производству базовых полимеров: полиэтилена и полипропилена

Бюджет проекта — $11 млрд. 40 % финансирования обеспечивает

компания Sinopec.

Застройщик: Сибур-холдинг

Базовые подрядчики:

— Sinopec Engineering

— АО «НИПИГАЗ»

— Esta construction

— The Linde Group

— China State Construction Engineering Corporation Ltd.

—Казстройсервис (KSS)

«Арктик СПГ 2» в ЯНАО

«НОВАТЭК» — 60 %,

Total — 10 %,

CNPC — 10 %,

CNOOC — 10 %,

Japan Arctic LNG (консорциум Mitsui & Co.и JOGMEC) 10 %.

Проект должен вывести России к 2035 году на долю на рынке сжиженного газа до 20 % и войти в топ-3 экспортёров СПГ.

Проект оценивают в $20 млрд.

Проектирование АО «НИПИГАЗ»

Базовые подрядчики:

— TechnipFMC.

— Saipem

— Renaissance Construction.

— Halliburton

Из таблицы 1 следует, что большинство значимых строительных объектов выполняют иностранные компании, в то время как российские юридические лица выступают в качестве заказчиков, застройщиков или генеральных подрядчиков.

С марта 2022 года Российскую Федерацию накрыла волна санкций, принятых примерно 50 недружественными странами. В результате, некоторые ведущие компании в области строительных работ, инжиниринга и поставок оборудования были вынуждены прекратить свою деятельность или уже фактически ее прекратили. Между прочим, такие компании, как Maire Tecnimont Group, TechnipFMC, The Linde group, Mammoet и Halliburton — поставщики уникального оборудования, техники и лицензий. Кроме того, персонал этих компаний, включая руководителей филиалов, инженеров, проектировщиков, наладчиков и настройщиков оборудования, также покинул территорию РФ. [5]

Уход компаний TechnipFMC и Linde Group с проектов Арктик СПГ-2 и Амурских ГХК оставляет эти проекты без необходимого оборудования, лицензирования, гарантий и проведения пуско-наладочных операций. Эти проекты, которые являются будущими флагманами по производству сниженных углеводородов и газохимической отрасли России, теперь остаются без поддержки и опыта этих компаний.

Резкое сокращение и экспорт российского газа происходят не только из-за снижения потребления газа в Евросоюзе и замораживания проекта «Северный поток — 2", но и из-за одностороннего сокращения поставок газа «Газпромом» через имеющиеся трубопроводы в Центральную и Северную Европу. При этом сохраняются только регулярные поставки через Турцию, которые тоже сократились на 25 %. Прогнозы Минэкономразвития указывают на снижение общей выручки от продажи топливно-энергетических ресурсов в России примерно на 1/3 в ближайшие 2022–2023 годы. Многие эксперты считают, что это снижение может быть еще больше — до 40 и даже 50 процентов. Поэтому перспективы роста экспорта от продажи топливно-энергетических ресурсов весьма неопределенны. [1, с 338–339]

В то же время происходит значительное увеличить поставки сжиженного газа в Китай (по итогам 2022 г. на 43,9 % до 6,5 млн т.), выход проекта Сила Сибири на полную мощность к 2027 году обеспечит прокачку в 38 млрд куб. м газа, притом с окончательным строительством Амурского ГПЗ это будет газ, полностью удовлетворяющий покупателя по требуемым параметрам. Для этого необходимо с помощью Китая нарастить темпы по строительству крупнейших мощностей в России для создания комплексов газохимического производства. К тому же, Крупнейшая танкерная компания России «Совкомфлот», имеющая в своем флоте 108 танкеров разного тоннажа, перевела большую часть бизнеса в Дубай, чтобы продолжить работу в условиях санкций. В Дубай также переехали часть сотрудников компании. Такие данные приводит газета The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на бывших и нынешних сотрудников «Совкомфлота». [6]

АСЕАН МГИМО МИД России отмечают динамику противостояния США и Китая, указывая на американо-китайскую торговую войну, финансовые и технологические ограничения, а также давление, оказываемое Соединенными Штатами на Россию. Важным достижением 2020 года стало подписание в АТР соглашения о Всестороннем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП). [2,с. 72]

На данный момент российская экономика начинает переключаться на Азиатско-тихоокеанский регион, который играет все более значительную роль в мировой экономике. Согласно современным прогнозам, в ближайшие десять лет экономики таких стран, как Китай, Япония, Индия, Вьетнам, Республика Корея, Индонезия, будут динамично развиваться. Российская Восточная Сибирь и Дальний Восток обладают огромным природно-ресурсным потенциалом, который может удовлетворить растущий спрос стран Азии и способствовать модернизации экономик региона на выгодных условиях для России. [2,с. 75]

Очевидно, что сотрудничество между Россией и Китаем в сфере топливно-энергетического комплекса может привести к формированию их энергетического альянса. Россия стремится достичь объема внешнеторгового оборота с Китаем до 200 миллиардов долларов в год, и для этого активно увеличивает поставки энергоресурсов в КНР. Согласно статистике, поставки энергоресурсов составляют уже 63 % общего товарооборота между Россией и Китаем, а поставки нефти из России постоянно растут и достигли уровня 1,83 миллиона баррелей в день. [2, с. 73]

На российском рынке продолжает активную деятельность ряд китайских строительных, сервисных и торговых компаний, а также предприятия из других дружественных стран. Взаимовыгодное сотрудничество между ними и российскими компаниями полностью сохраняется. Гипотеза 2022 года о том, что предприятия из «дружественных» и нейтральных стран могут заменить компании, которые покинули российский строительный рынок вполне осуществима и в современных реалиях это является важным фактором развития промышленности в РФ. Однако требуется пересмотр контрактов, системы товарообмена и платежей, а также нормативно-правовое обеспечение деятельности, чтобы обеспечить эффективное сотрудничество.

Литература:

  1. Аганбегян А. Г. Россия: от стагнации к устойчивому социально — экономическому росту / А. Г. Аганбегян // Научные труды вольного экономического общества России. — 2022. — т.237. — № 5. — с. 310–362.
  2. Горецкая Е. О. Международные экономические отношения, Евразийский Экономический Союз, Россия, Азиатско-тихоокеанский регион, внешнеторговая политика/ Е. О. Горецкая // Сфера услуг: инновации и качество. — 2022. — № 58. — с. 66–76.
  3. Каплина М. С. Анализ влияния внутренних факторов на инвестиционную активность в строительной отрасли России / М. С. Каплина // Финансовые исследования. — 2022. — № 4(77). — с. 60–66.
  4. Мегастройки XXI века. 8 строящихся предприятий-гигантов в России Газ, медь и мирный атом // Секрет фирмы. Интернет журнал о бизнесе в России. –2023. — URL: https://secretmag.ru/stories/megastroiki-xxi-veka-8-stroyashikhsya-predpriyatii-gigantov-v-rossii.htm (дата обращения: 27.06.2023).
  5. Нефтесервисные компании прекращают инвестиции в России: что будет с добычей нефти // Forbes.ru –2023. — URL: https://www.forbes.ru/biznes/459711-nefteservisnye-kompanii-prekrasaut-investicii-v-rossii-cto-budet-s-dobycej-nefti (дата обращения: 27.06.2023).
  6. «Совкомфлот» перевел часть операций и сотрудников в Дубай // Комерсантъ. — 2023. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/5391137 (дата обращения: 26.06.2023).
  7. Экспорт Российской Федерации основных энергетических товаров // Центральный банк Российской Федерации: официальный сайт. –2000- 2023. — URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/export_energy/ (дата обращения: 27.06.2023).

Ключевые слова

экспорт, топливо-энергетические ресурсы, строительная отрасль экономики, азиатско-тихоокеанский рынок