Применение иммерсивного интерактивного контента в образовании (в том числе историческом): преимущества и недостатки, актуальность и перспективы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

LXIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2023)

Дата публикации: 20.06.2023

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Диянов, И. В. Применение иммерсивного интерактивного контента в образовании (в том числе историческом): преимущества и недостатки, актуальность и перспективы / И. В. Диянов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 12-17. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/496/18092/ (дата обращения: 29.04.2024).



Статья посвящена использованию иммерсивного интерактивного контента в образовании и обучении истории. Рассматриваются основные преимущества, проблемы и перспективы данной технологии, а также приводятся примеры ее реализации в разных сферах. Статья содержит теоретический анализ, практические рекомендации по теме.

Ключевые слова: иммерсивный интерактивный контент, образование и обучение истории, виртуальная реальность, геймификация, мотивационный дизайн, вызов в обучении, наставничество.

The article is devoted to the use of immersive interactive content in education and learning history. The authors examine the main advantages, problems and prospects of this technology, as well as provide examples of its implementation in different spheres. The article contains a theoretical analysis, practical recommendations and on the topic.

Keywords: immersive interactive content, history education and learning, virtual reality, gamification, motivational design, learning challenge, mentoring.

Иммерсивный интерактивный контент — это такой вид контента, который позволяет пользователю погрузиться в виртуальную или дополненную реальность, активно взаимодействовать с ней и получать эмоциональный опыт от проживания исторических событий или эпох. Иммерсивный интерактивный контент может быть представлен в разных форматах, таких как игры, фильмы, арт-проекты, образовательные программы и т. д. [2]

Целью применения иммерсивного интерактивного контента в образовании и обучении истории является повышение мотивации, интереса и вовлеченности учащихся в процесс познания, развитие их творческого потенциала, критического мышления и эмпатии, формирование у них исторической памяти, культурной компетентности и гражданской позиции [4].

Однако применение иммерсивного интерактивного контента в образовании и обучении истории также имеет свои проблемы и сложности, которые требуют анализа и решения. В данной статье мы рассмотрим основные преимущества и недостатки иммерсивного интерактивного контента в образовании и обучении истории, а также актуальность и перспективы его развития.

Преимущества иммерсивного интерактивного контента в образовании и обучении истории.

Иммерсивный интерактивный контент в образовании и обучении истории имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными методами обучения, такими как чтение учебников, просмотр лекций или фильмов, выполнение заданий или тестов. Среди этих преимуществ можно выделить следующие:

Иммерсивный интерактивный контент создает эффект присутствия у пользователя, то есть ощущение того, что он находится в другом месте или времени, а не перед экраном компьютера или смартфона. Это способствует более глубокому погружению в изучаемый материал, а также вызывает более сильные эмоции и впечатления от проживания исторических событий или эпох [7].

Иммерсивный интерактивный контент дает возможность пользователю самостоятельно выбирать траекторию своего обучения, влиять на ход сюжета, принимать решения и нести за них ответственность. Это развивает у пользователя автономию, инициативу, креативность и лидерские качества [5].

Иммерсивный интерактивный контент стимулирует пользователя задавать вопросы, искать ответы, сравнивать разные точки зрения, анализировать причины и последствия, делать выводы и обобщения. Это формирует у пользователя критическое мышление, логику, аргументацию и рефлексию [6].

Иммерсивный интерактивный контент помогает пользователю лучше понять исторический контекст, культуру, ценности и менталитет людей, живших в другие эпохи или регионах. Это способствует развитию у пользователя эмпатии, толерантности, межкультурного диалога и гражданской позиции. Так же это полезно для патриотического воспитания.

Недостатки иммерсивного интерактивного контента в образовании и обучении истории.

Иммерсивный интерактивный контент в образовании и обучении истории также имеет ряд недостатков, которые могут ограничивать его эффективность или вызывать негативные последствия для пользователей. Среди этих недостатков можно выделить следующие:

Иммерсивный интерактивный контент требует высокого уровня технологического оснащения, как со стороны разработчиков, так и со стороны пользователей. Необходимость использования специальных устройств, программного обеспечения, интернет-соединения может создавать технические проблемы, барьеры доступа или дополнительные расходы для образовательных организаций или индивидуальных пользователей [3].

Иммерсивный интерактивный контент может иметь низкое качество содержания, дизайна или интерактивности, если он создан без учета научных, педагогических или этических стандартов. Это может приводить к искажению или упрощению исторической правды, пропаганде определенной, неуместной идеологии или манипуляции сознанием пользователей [1].

Иммерсивный интерактивный контент может вызывать психологические или физические дисфункции у пользователей, если он используется без ограничений по времени или интенсивности. Это может приводить к потере реальности, зависимости, дезориентации, тошноте, головной боли или другим симптомам [4].

Актуальность и перспективы иммерсивного интерактивного контента в образовании и обучении истории.

Иммерсивный интерактивный контент в образовании и обучении истории является актуальным и перспективным направлением развития современных образовательных технологий. Это связано с несколькими факторами:

Рост спроса на инновационные формы обучения, которые отвечают потребностям современного общества

Развитие технологий виртуальной и дополненной реальности, которые предоставляют новые возможности для создания и распространения иммерсивного интерактивного контента

Изменение потребностей и ожиданий обучающихся, которые хотят получать не только знания, но и опыт, эмоции, удовольствие и смысл от обучения

Необходимость повышения качества и эффективности образования и обучения истории, которая является важной составляющей гуманитарного образования, культурного наследия и гражданского общества

В связи с этим, иммерсивный интерактивный контент в образовании и обучении истории имеет большой потенциал для дальнейшего развития и расширения. Однако для этого необходимо решить ряд проблем, таких как:

Обеспечение доступности и качества иммерсивного интерактивного контента для разных категорий и групп обучающихся

Разработка методических рекомендаций и стандартов для создания и использования иммерсивного интерактивного контента в образовании и обучении истории

Подготовка и повышение квалификации педагогов, способных применять иммерсивный интерактивный контент в своей практике

Оценка результатов и эффектов иммерсивного интерактивного контента на образовательные достижения, личностное развитие и социальную адаптацию обучающихся

Интеграция иммерсивного интерактивного контента в образовательные стандарты, программы и планы, а также в систему оценки и аттестации обучающихся

Заключение

Иммерсивный интерактивный контент в образовании и обучении истории — это современная и перспективная технология, которая позволяет повысить мотивацию, интерес и вовлеченность обучающихся в процесс познания, развить у них творческий потенциал, критическое мышление и эмпатию, сформировать у них историческую память, культурную компетентность и гражданскую позицию. Однако применение иммерсивного интерактивного контента в образовании и обучении истории также имеет свои проблемы и сложности, которые требуют анализа и решения. Для этого необходимо учитывать научные, педагогические и этические стандарты, технологические возможности, психологические особенности и потребности обучающихся. Также необходимо решить ряд проблем, таких как: обеспечение доступности и качества иммерсивного интерактивного контента для разных категорий и групп обучающихся; разработка методических рекомендаций и стандартов для создания и использования иммерсивного интерактивного контента в образовании и обучении истории; подготовка и повышение квалификации педагогов, способных применять иммерсивный интерактивный контент в своей практике; оценка результатов и эффектов иммерсивного интерактивного контента на образовательные достижения, личностное развитие и социальную адаптацию обучающихся; интеграция иммерсивного интерактивного контента в образовательные стандарты, программы и планы, а также в систему оценки и аттестации обучающихся. Также мы способны влиять на положительные и негативные стороны подобного подхода, используя определенные вещи во блага. Например, использовать подобный формат для пропагандистской деятельности.

Литература:

  1. Бессилина Н. Н., Гребёнкина Н. А., Евстратова М. В. и др. Создание и использование образовательного контента: уроки для онлайн-обучения // Современная аналитика образования. 2020. № 19 (49). URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/429930279.pdf
  2. Бесчастнова Н. В., Горячева Ж. А., Абрамова О. В. Новые смыслы в образовании: иммерсивная и интерактивная проектная среда как инструмент познания // Сборник трудов II международной научно-практической конференции «Инновации и дизайн». 2022. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-smysly-v-obrazovanii-immersivnaya-i-interaktivnaya-proektnaya-sreda-kak-instrument-poznaniya.
  3. Даггэн С. Искусственный интеллект в образовании: Изменение темпов обучения. Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО. 2020. URL: https://iite.unesco.org/wp-content/uploads/2020/12/Steven_Duggan_AI-in-Education_2020_RUS.pdf.
  4. Корнилов Ю. В. Иммерсивный подход в образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. № 1 (24). С. 87–90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/immersivnyy-podhod-v-obrazovanii
  5. Лукина М. М., Замков А. В., Крашенинникова М. А., Цынарева Н. А. Иммерсивная журналистика: подходы к теории и проблемам образования // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2017. № 4 (20). С. 101–111.
  6. Осиповская Е. А. Технологии виртуальной реальности как новый инструмент журналистики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Журналистика. 2018. № 1 (42). С. 59–71.
  7. Чилингарова Д. Н. Инновационные методы обучения истории // Видеоуроки.net. 2021. URL: https://videouroki.net/razrabotki/innovatsionnyie-mietody-obuchieniia-na-urokakh-istorii-v-7–9-klassakh.html.

Ключевые слова

наставничество, виртуальная реальность, геймификация, иммерсивный интерактивный контент, образование и обучение истории, мотивационный дизайн, вызов в обучении