Направления развития мусульманского меценатства в сфере науки и образования в условиях цифровой экономики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 26. Культурология

Опубликовано в

LXI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2023)

Дата публикации: 19.05.2023

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Коврижных, Л. И. Направления развития мусульманского меценатства в сфере науки и образования в условиях цифровой экономики / Л. И. Коврижных. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 105-109. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/492/18024/ (дата обращения: 03.05.2024).



Меценатство в исламе имеет глубокие религиозные основы. История знает множество примеров влияния мусульманских меценатов на развитие науки и образования. В современном мире, когда информационные и цифровые технологии охватили многие процессы, открываются новые возможности для улучшения организационных форм меценатства и продвижения его идей.

Ключевые слова: мусульманское меценатство, продвижение, цифровая экономика, онлайн платформы, краудфандинг, наука, образование, социальная ответственность.

На протяжении многих веков наиболее значимым институтом мусульманской благотворительности и филантропии было добровольное пожертвование имущества в форме благотворительного фонда.

Безусловно, что исторические традиции меценатства в сфере науки и образования должны не только сохраняться, но и развиваться, используя все новые возможности, открывающие в современное время.

Следует отметить, что на текущий момент развития общества более половины населения планеты использует Интернет и информационные технологии в повседневной жизни для обучения и ведения бизнеса. С развитием информационного общества сформировался и новый этап в развитии экономики — цифровая экономика, в которой на первое место выходят информационные технологии, охватившие на текущий момент все сферы экономики и все ее важные процессы [2].

Эти преобразования также создали условия, способствующие активному продвижению бизнеса через социальные сети, об этом свидетельствует и общемировая, и российская статистика роста количества пользователей социальных сетей и времени, которое они в них проводят [1].

Рассмотрим, как эти изменения, происходящие в экономике и обществе, могут способствовать продвижению традиций мусульманского меценатства в сфере науки и образования.

Первый важный момент, который необходимо решить каждому благотворителю, независимо от сферы вложения средств, это освещение проекта и организация сбора средств.

В условиях цифровой экономики одним из новых перспективных инструментов организации сбора средств на благотворительные цели является социальный краудфандинг.

Краудфандинг в общем смысле — это технология коллективного финансирования, в рамках которой происходит сбор средств для реализации того или иного проекта за счет привлечения широкого круга добровольных вкладчиков [3].

Отличие социального краудфандинга от благотворительности в том, что проект спонсируются не из жалости, а на основе искренней заинтересованности и убежденности в социальной ценности идеи. Помимо этого, человек, внесший вклад, может получить что-то взамен, например, экземпляр книги.

Такие социальные краудфандинговые платформы, на наш взгляд, наиболее подходят для проектов меценатства, связанных с развитие образования и науки. Исламские меценаты могут не просто внести свои деньги, но и почувствовать свою сопричастность в таких проектах, как открытие мусульманских школ, написание книг об истории и культуре мусульманского мира, развитие научных проектов по экологии, улучшению качества жизни, в научные исследования в различных сферах, непротиворечащих религиозным убеждениям и ценностям мусульман.

Следующим важным моментом, с которыми сталкиваются благотворительные организации во всем мире, это отсутствие доверия благотворителей, это может быть вызвано как действиями мошенников, так и проблемами в организации предоставления оперативной информации о движении денежных средств, отсутствии видимых результатов, связанных с наличием временного лага между получением средств и результатами, а также наличием некоторых ограничений на методы внесения средств.

В этом случае блокчейн обладает способностью и потенциалом революционизировать веру, безопасность и конфиденциальность личных данных в онлайн-мире. Применение технологии блокчейна для поддержки благотворительных пожертвований предоставило альтернативное решение с децентрализованными и прямыми транзакциями, которое может помочь организациям получать пожертвования и эффективно привлекать средства [4].

Система умных контрактов позволяет проследить весь путь средств меценатов, и делает этот процесс максимально прозрачным и понятным, что наиболее актуально для меценатских проектов в сфере образования, где нет явных видимых результатов в коротком периоде времени. Ведь суть подобных проектов — это формирование мировоззрения на основе знаний, и это все можно достигнуть только в течение нескольких лет, тоже самое можно сказать и о научных исследованиях, которые могут идти не один десяток лет.

Кроме этого, технология блокчейна позволяет значительно ускорять процессы транзакций, сокращать расходы на их проведение. Важным моментом является соответствие всех транзакций законодательству.

Блокчейн также расширяет формы получения средств, так как можно использовать, такие цифровые деньги, как токены и криптовалюты.

Но исламское меценатство в сфере науки и образования не огранивается только финансовой поддержкой. Меценаты могут делиться своими знаниями, опытом, проводить мастер-классы, мероприятия для распространения культурного наследия, религиозных традиций, освещения научных исследований, обогащения знаниями и передаче передового опыта.

Для решения этой задачи необходимо принимать во внимание, что в условиях информационного общества, люди стали больше времени проводит в социальных сетях. Поэтому важно для освещения и продвижения подобных проектов уделять внимание SMM (Social Media Marketing).

Грамотно выстроенная стратегия и качественный контент сообществ благотворительных проектов и организаций в популярных социальных сетях могут эффективно привлекать внимание общества к меценатству, а меценаты могут делиться своим опытом друг с другом.

Таким образом, в цифровой экономике открываются новые перспективы для развития мусульманского меценатства в сфере образования и науки, среди них можно выделить следующие:

– краудфандинговые платформы, которые позволяют меценатам почувствовать свою сопричастность к проектам создания образовательных книг, порталов, школ, научным исследованиям.

– технологии блокчейна, которые будут способствовать повышению доверия и прозрачности транзакций, что также крайне важно именно для проектов в сфере науки и образования, так как результаты этих проектов нельзя увидеть и ощутить сразу.

– инструменты SMM, в такой области меценатства, как наука и образование, не всегда важны только финансовые вложения меценатов, зачастую важно их личное участие в проведении образовательных, просветительских, научных мероприятий, обмене знаниями и опытом, в цифровой экономике для этих целей важно использовать инструменты SMM, создавать сообщества в социальных сетях, обогащать их качественным контентом, использовать различные стратегии продвижения для того, чтобы информация доходила до большего круга людей.

Следует отметить, что все формы работы меценатов обязательно должны быть построены на соблюдении принципов социальной ответственности и справедливости, прозрачности, инвестирования исключительно в проекты, соответствующие религиозным нормам и законам.

Литература:

  1. Коврижных О. Е., Коврижных Л. И.. Геймификация контента как инструмент продвижения бизнеса в социальных сетях // Вестник академии знаний. — № 47(6). — 2021. — С.197–199
  2. Коврижных О. Е., Мингалеева О. В. Основные аспекты организационного механизма крауфандинга стартап-проектов в условиях цифровой экономики / Путеводитель предпринимателя. Научно-практическое издание: Сб. науч. трудов. Вып. XLIII. — М.: Российская академия предпринимательства; Агентство печати «Наука и образование», 2019. — С. 103–108
  3. Новые инструменты привлечения финансирования для развития технологических компаний: практика использования и перспективы развития в России: Аналитический доклад, г. Москва, апрель 2018. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share//direct/219492205 (дата обращения: 08.05.2023).
  4. Хоанг Данг Хань, Бондаренко И. Б. Блокчейн в сфере благотворительности //Международный научный журнал «Синергия Наук», Санкт-Петербург, 2020. № 44 URL: Блокчейн в сфере благотворительности (synergy-journal.ru) (дата обращения: 14.05.2023).

Ключевые слова

образование, наука, социальная ответственность, продвижение, краудфандинг, цифровая экономика, мусульманское меценатство, онлайн платформы