К вопросу о запретах, установленных для лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

XLVIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2022)

Дата публикации: 17.11.2022

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Порублева, А. Э. К вопросу о запретах, установленных для лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих / А. Э. Порублева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 42-46. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/466/17572/ (дата обращения: 30.04.2024).



Статья посвящена правовой природе запретов, установленных законодательством России и субъектов Российской Федерации для муниципальных служащих при исполнении ими своих должностных обязанностей, а также их сравнительно-правовой характеристике.

Ключевые слова: муниципальная служба, должностное положение, служащий, лица, замещающие муниципальные должности, муниципальные служащие, местное самоуправление, предотвращение конфликтов интересов, близкое родство.

Правовое положение муниципальных служащих в Российской Федерации установлен федеральными, региональными, муниципальными правовыми актами. Его определяют цели, задачи и функции органов местного самоуправления, а также особенности различения вопросов местного значения, установленные Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2].

Правовое положение муниципальных служащих в Российской Федерации базируется на следующих составляющих: права, обязанности, ограничения и запреты, гарантии реализации прав, юридическая ответственность.

Под запретами, установленных для муниципальных служащих, понимается воспрещение совершения определенной деятельности. Посредством запрещений ограничиваются конституционные права муниципальных служащих (право заниматься предпринимательской деятельностью, допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, и т. д.). Однако запреты принимаются муниципальными служащими добровольно при поступлении на муниципальную службу. Данные запреты установлены статьей 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [3]. Стоит отметить, что устанавливаемый ст.14 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [3] перечень запретов закрытый.

Необходимо заметить, что на сегодняшний день проектом федерального закона № 175928–8 (внесен в ГД 03.08.2022) предлагается государственным и муниципальным служащим, судьям, депутатам Госдумы, лицам, занимающим отдельные должности в органах прокуратуры, МВД России, Банке России, а также Президенту запретить иметь недвижимое имущество на территории стран — членов НАТО и кандидатов на вступление в указанную организацию. Соответствующий запрет планируется распространить на супругов и несовершеннолетних детей таких лиц [8].

Считаем, что принятие законопроекта позволит устранить возможные рычаги давления на высокопоставленных должностных лиц в России и на их членов семьи, а также снизит коррупционные риски, которые могут использоваться для подрыва безопасности страны.

Наиболее дискуссионным и двойственным ограничением является запрет замещать должности муниципальной службы в случае наличия близкого родства или свойства с вышестоящим руководителем.

Понятие конфликта интересов закреплено в ч.1 ст.10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [4].

В настоящее время важным вопросом для муниципальных служащих обнаруживается конфликт интересов на муниципальной службе. В доктрине выделяются несколько причин возникновения конфликта интересов на муниципальной службе: нарушение сополагающих принципов муниципальной службы, невыполнение муниципальными служащими основных служебных обязанностей, неисполнение или ненадлежащее исполнение ими законодательства о муниципальной службе, должностных инструкций [5]. Для решения данной проблемы в некоторых регионах России предусмотрены специальные Комиссии по соблюдению требований и предотвращению конфликтов интересов на муниципальной службе. Комиссия рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и требований об урегулировании конфликта интересов, в отношении муниципальных служащих. Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принимавшие участие в ее заседании и в зависимости от рассматриваемого вопроса носят рекомендательный или обязательный характер [6].

Однако на федеральном уровне отсутствует правовое регулирование создания и деятельности Комиссий по соблюдению требований и предотвращению конфликтов интересов на муниципальной службе, в отличие от подобных Комиссий, созданных для урегулирования конфликта интересов государственных служащих. Считаем, что в целях унификации законодательства Российской Федерации необходимо создание Типового Положения о Комиссиях по соблюдению требований и предотвращению конфликтов интересов на муниципальной службе, утвержденного Правительством Российской Федерации.

Кроме того, законодательством субъектов Российской Федерации положение о запрете на замещение должности муниципальной службы в случае наличия близкого родства или свойства с вышестоящим руководителем часто регулируется иначе, чем установлено Федеральным законом.

Так, Верховный Суд Российской Федерации своим определением подтвердил незаконность положений закона Амурской области «О муниципальной службе в Амурской области», которым устанавливалось, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу в Амурской области и находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства с муниципальными служащими, если их муниципальная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому [7].

Появление таких противоречий стало следствием урегулированности трудовых правоотношений в сфере муниципальной службы комплексом нормативно-правовых актов, бланкетных и отсылочных норм.

Более того, соответствии с ч. 2 ст. 3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника [1].

В целях устранения данной коллизии права, необходимо внести изменения в ч. 2 ст.3 ТК РФ: «за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ для муниципальных и государственных служащих».

Таким образом, под запретами, установленными для муниципальных служащих, понимается воспрещение совершения определенной деятельности лицам, которые являются муниципальными служащими. Их наличие необходимо в целях обеспечения самостоятельности служащих, а также для предупреждения злоупотреблений последними своим должностным положением. При этом в целях унификации и гармонизации российского законодательства важно внести изменения в ч. 2 ст.3 ТК РФ и изложить ее в следующей редакции: «никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах …, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ для муниципальных и государственных служащих», а также создать Типовое Положение о Комиссиях по соблюдению требований и предотвращению конфликтов интересов на муниципальной службе, которое будет утверждено Правительством Российской Федерации.

Литература:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Российская газета. 2001. 31 дек.; 2022. 22 июля.
  2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 14.07.2022) // Российская газета. 2003. 10 окт.; 2022. 20 июля.
  3. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ред. от 26.05.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2007. — № 10. — Ст. 1152; 2021. — № 22. — Ст. 3687.
  4. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 07.10.2022) // Российская газета. 2008. 30 дек.; 2022. 11 окт.
  5. Шугрина Е. С., Петухов Р. В. Мониторинг судебной практики в сфере предотвращения и у урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе // Правоприменение. 2018. № 1. С.141–153.
  6. Решение Саратовской городской Думы от 24 ноября 2011 г. № 9–103 «Об утверждении Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих муниципального образования «Город Саратов» и урегулированию конфликта интересов» (с изменениями и дополнениями). Справов. прав. система «Гарант».
  7. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20.07. 2005 г. № 59-Г05–14 «О признании недействующим пп. 5 п. 3 ст. 23 Закона Амурской области от 7 апреля 1998 г. № 64–03 «О муниципальной службе в Амурской области». Справов. прав. система «Гарант».
  8. Проект федерального закона N 175928–8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (внесен 03.08.2022 депутатами Государственной Думы С. П. Обуховым, О. Н. Алимовой, Д. А. Парфеновым). Справов. прав. система «Гарант».

Ключевые слова

местное самоуправление, муниципальная служба, лица, служащий, муниципальные служащие, должностное положение, замещающие муниципальные должности, предотвращение конфликтов интересов, близкое родство