Правовое просвещение младших школьников на уроках физической культуры | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

XLI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2022)

Дата публикации: 17.06.2022

Статья просмотрена: 86 раз

Библиографическое описание:

Филимонова, Ю. Ю. Правовое просвещение младших школьников на уроках физической культуры / Ю. Ю. Филимонова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 66-71. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/451/17299/ (дата обращения: 02.05.2024).



Проблема правового воспитания подрастающего поколения актуальна для современной России, в связи с чем возникает необходимость выявления условий эффективности ее решения. В статье определены научные и социально-педагогические основы правовой социализации и правового воспитания школьников. На основе теоретического анализа делаются предположения о специфике правового воспитания подрастающего поколения. Внимание автора сосредоточено на рассмотрении теоретико-методологических основ реализации технологии правового воспитания при формировании правопослушной личности в образовательной организации. Выявлены и проанализированы проблемы правового образования и воспитания в образовательных организациях.

Ключевые слова: правовая социализация, правовая культура, правовое сознание, правовое воспитание, правовое просвещение, личность.

Введение. Изменения в различных сферах общества, переоценка ценностей, изменение сознания граждан, обновление законодательства, построение правового государства в соответствии со сложившимися в стране условиями диктуют необходимость пересмотра отношения к правовому воспитанию и воспитанию и обновлять их в учебном процессе. Правовое государство предполагает формирование социально развитой личности, понимающей свои реальные интересы, знающей свои права и обязанности, умеющей защищать свои права законными средствами, уважающей права и законные интересы других людей. Правильное воспитание каждой личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. Данная проблема многогранна и затрагивает как общие вопросы правового воспитания и социально-педагогического обеспечения правовой социализации, так и отдельные аспекты, связанные с теорией и методикой формирования их важных компонентов: правовой культуры, правосознания, правовой грамотности и др.

Цель и задачи статьи. Проанализировать роль правового воспитания школьников в современных условиях.

Изложение основного материала статьи. Правовое просвещение представляет собой сложный многогранный процесс, направленный на формирование у подрастающего поколения системы правовых знаний, то есть правовой грамотности. В основе системы правового воспитания лежат такие формы деятельности, как правовое просвещение, пропаганда правовых знаний, наглядно-демонстрационные формы (стенды, видеоматериалы и др.). Ответственность за этот процесс разделяется между обществом, семьей и школой. В то же время именно школа является основным институтом общества, позволяющим целенаправленно и системно организовать процесс правового воспитания с целью повышения эффективности юридического образования в целом. Традиционно правовое воспитание реализуется в организациях образования и учреждениях культуры как процесс информирования детей, подростков, молодежи и взрослых, направленный на повышение их правовой грамотности.

В процессе исследования я провела анкетирование 15 педагогов — учителей начальных классов средней школы.

В анкете были вопросы правового просвещения при проведении уроков физической культуры.

Важность проведения правового просвещения на уроках физкультуры считают лишь 55 % респондентов. 45 % респондентов посчитали, что тема правового просвещения должна быть рассмотрена на других учебных предметах, таких как: право или история.

Темы правового просвещения на уроках физической культуры касаются 60 % опрошенных учителей.

Изучению правил при проведении игр на уроках физической культуры уделяют внимание 60 % преподавателей, число преподавателей, касающихся темы изучения техник безопасности при проведении уроков — 30 %, затрагивают темы олимпийских соревнований, например, антидопинговых мероприятий — 10 %.

Темы уроков физической культуры

Рис. 1. Темы уроков физической культуры

Основания часть преподавателей — 50 % говорят с детьми на тему правового просвещения около 15 минут на каждом уроке (как вводная часть). Проводят полноценный классный час по данной тематике — 10 % тематические классные часы («Мои права», «Я и закон» и пр.), встречи с представителями правопорядка (сотрудниками полиции, прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних и пр.), акции, деловые игры и другие активные формы работы, семинары по проблемам правового воспитания для педагогов, выступления на родительских собраниях. 40 % оформляют информацию, в виде информационных стендов и памяток для родителей и детей («Ответственность несовершеннолетних за правонарушения», «Права ребенка» и пр.)

Организация работы

Рис. 2. Организация работы

Заключение. В ходе исследования было установлено, что сведение юридического образования к изучению норм права и права способствует развитию системы правовых знаний, но не гарантирует формирования правосознания и ознакомления с правовая культура общества. Правовое просвещение, как важное направление правового воспитания, должно строиться как процесс вхождения подрастающего поколения в правовую культуру общества, основанный на выработке нравственных ориентиров.

В ходе эксперимента доказано, что в современной школе как образовательной организации, направленной на выполнение социального заказа общества на образование и воспитание, цели, задачи, содержание и формы правового воспитания в деятельности специалистов (классного руководителя, социального педагог и психолог) подчиняются единой задаче психологического и социально-педагогического сопровождения развития личности ребенка и представляют собой комплексную технологию решения задач обучения, воспитания и социализации учащихся.

В школьной практике основные формы юридического образования носят информационный характер. Данный вид деятельности реализуется посредством использования таких форм работы, как информационные стенды и памятки для родителей и детей («Ответственность несовершеннолетних за правонарушения», «Права ребенка» и др.), тематические классные часы («Мои права», «Я и закон» и др.), встречи с представителями правоохранительных органов (полицейские, прокуратура, комиссии по делам несовершеннолетних и др.), акции, деловые игры и другие активные формы работы, семинары по правовому просвещению педагогов, выступления на родительских собраниях [8].

Заключение. Таким образом, считаем необходимым отметить, что удовлетворение социального заказа на правовое воспитание и правовую социализацию личности представляет собой сложную задачу: невозможно осуществить только правовую социализацию личности без ее духовно-нравственной, религиозной, идеологическая составляющая. Наилучшим способом гармонизации жизни в обществе является предупреждение негативных социальных явлений с прицелом на будущее, целенаправленная системная деятельность институтов общества и государства по правовому воспитанию подрастающего поколения.

Литература:

  1. Бессарабов Р. А. Правовая социализация и правовое воспитание // Философия права. — 2010. — № 4. — С. 118–122.
  2. Быстрова Н. В., Уханов А. Ф. Управление воспитательной системой общеобразовательной организации // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. — 2017. — С. 177–180.
  3. Быстрова Н. В., Уханов А. Ф., Гриценко Н. Е., Румянцева Н. А. Сущностные характеристики девиантного поведения школьников // Проблемы современного педагогического образования. — 2016. — № 53–9. С. 130–136.
  4. Каландаришвили З. Н. Влияние правовой социализации на процесс конструирования правовой культуры личности в современном российском обществе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2010. — № 137. — С. 116–123.
  5. Крутиков М. Ю. Правовое воспитание в системе правовой социализации в условиях современной // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2013. — № 3–1. — С. 200–209.
  6. Попова Т. В. Социально-педагогические проблемы правовой социализации несовершеннолетних // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — № 4. — С. 100.
  7. Попова Т. В. Специфика психолого-педагогической поддержки жизненного самоопределения современного подростка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2007. — № 5 (49). — С. 89–91.
  8. Резников Е. В. Особенности правовой социализации // Общество и право. -2014. — № 1 (47). — С.24–26.