Использование искусственного интеллекта в системе электронного документооборота (на примере Министерства здравоохранения Российской Федерации) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Информатика

Опубликовано в

XLI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2022)

Дата публикации: 07.06.2022

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Миронов, К. В. Использование искусственного интеллекта в системе электронного документооборота (на примере Министерства здравоохранения Российской Федерации) / К. В. Миронов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 1-6. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/451/17277/ (дата обращения: 27.04.2024).



На сегодняшний день к вопросу развития технологий на основе искусственного интеллекта (ИИ) приковано много внимания. При этом его использование в системе электронного документооборота также довольно активно изучается.

В статье проанализированы последние тенденции применения искусственного интеллекта в системе электронного документооборота на примере Министерства здравоохранения Российской Федерации. Также рассмотрены перспективы данного процесса в области здравоохранения в целом.

Ключевые слова: внедрение инноваций, искусственный интеллект, система здравоохранения, электронный документооборот.

Цифровизация сегодня проникла во все сферы жизни человека. И система здравоохранения здесь не выступает исключением. В июле 2021 года на платформе профессионального сообщества «Врачи РФ» был проведен опрос среди 508 медиков государства из более, чем 70 его регионов. Тема опроса — «Помогает ли вам информатизация в работе?». При этом более 90 % опрошенных были работниками государственных медицинских учреждений, т. е. обычных поликлиник и больниц, что оказывают специализированную и амбулаторную помощь населению [2].

В результате мнения врачей разделились практически поровну. А отношения как искусственному интеллекту в целом, так и его использованию в современном электронном документообороте вызвало довольно противоречивые мнения у участников исследования. Но обо всем по порядку.

Искусственный интеллект (ИИ) — это интеллект, что демонстрируется машинами через процессы выявления связей, обучения на основе таких связей, принятия решений и, наконец, выполнения когнитивных функций.

Следует сказать, что «искусственный интеллект» — это термин, который охватывает очень широкую область исследований, и, зачастую, служит сборной метафорой, что включает в себя тысячу смыслов. Но в целом — это умение машин исполнять творческие функции, какие традиционно считают именно человеческой деятельностью.

В то же время системы электронного документооборота (СЭД) начинают быть неотъемлемой частью инфраструктуры любых информационных технологий. Именно благодаря их внедрению оптимизируется и повышается эффективность деятельность множества организаций и бизнесов, а также достигаются поставленные цели управления внутри государства, между ведомствами, а также в процессах взаимодействия между людьми и между людьми и учреждениями [3, с. 43].

Система электронного документооборота — это организационно-техническая система, которой обеспечивается процесс создания, управления доступом и распространения электронных документов в компьютерных сетях, а также обеспечивается контроль над потоками документов в организации.

В последнее время сфера СЭД — это одна из самых активных и изменяющихся в отечественной ИТ-индустрии. Но при этом экспертами и участниками отечественного рынка СЭД подчёркивается, что рынок далёк от насыщения.

При этом, если раньше рынок СЭД ограничивали классические задачи делопроизводства, то сейчас это огромная площадка для развития и расширения контуров автоматизации. И здесь на первый план выходят современные процессы роботизации типовых операций, применение искусственного интеллекта и многое другое [5, с. 33].

Системы электронного документооборота давно известны своей возможностью хранить терабайты информации, как структурированной, так и неструктурированной. Данные, которые хранятся в ECM-системе, могут иметь значительную ценность для любой организации, если научиться правильно их извлекать. Структурированные данные давно используются для поиска и построения отчетов, а вот область неструктурированного контента все еще не освоена.

Но вернемся к опросу, упомянутому в начале нашей статьи. По его результатам, около половины респондентов считают, что внедрение высоких технологий (искусственного интеллекта) в работу врачей скорее вредит, чем помогает. Одной из главных проблем была названа необходимость дублирования всей информации, вносимой в систему электронного документооборота и медицинскую информационную систему (МИС), еще и на разные бумажные носители.

Также более 80 % опрошенных считали уровень цифровизации конкретно своего медучреждения довольно низким — по 10-балльной системе было дано оценку в 5 баллов. Еще одна проблема, по их мнению, это низкая техническая оснащенность их медицинских учреждений.

В целом подавляющее большинство опрошенных считают цифровизацию необходимой, в теории она и должна помочь врачам сократить время на обработку документации, упростить обмен данными в СЭД с ведомствами и другими медицинскими организациями, ускорить обработку медицинских данных по каждому пациенту и упростить постановку диагноза. Однако, половина респондентов указали на то, что сейчас внедрение цифровых технологий не может обеспечить все ожидания [1].

Так, цифровизация здравоохранения в учреждениях Министерства здравоохранения РФ призвана облегчить собой работу врача, ускорить постановку диагноза и качественно привязать его к одной системе. Это позволяет сегодня существенно ускорять документооборот, предоставлять удаленный доступ любому врачу клиники к медицинским данным пациента и облегчить ведение отчетности. Но самое главное — это избавляет от бумажной «волокиты» и переводит важные документы в электронный вид.

Так, платформа Compreno, которую разработала российская компания ABBYY, предоставляет в распоряжение сотрудников данного медицинского учреждения механизмы, которые позволяют не только переводить различные бумажные документы в машиночитаемый вид (которых и сегодня много в учреждении), но и извлекать из плоского текста, который не представлен в виде структурированной формы, отдельных слов и связанных выражений с определенной семантикой. Так, в тексте медицинской карты врач может выделить атрибуты и словосочетания, которые характеризуют, например, историю конкретной болезни, этиологию и другие структурированные данные. Для этого он использует специальные технологии высокоуровневого семантического анализа текста на основе так называемых онтологий (специальных словарей, которые описывают те или другие предметные области) [4, с. 69].

Тема применения высоких технологий в медицине (и частности искусственного интеллекта) обсуждается уже очень давно. Но применение искусственного интеллекта в здравоохранении обсуждается с особым вниманием, так как речь идет не только о персональных данных, но и о здоровье людей.

Облегчение работы врачей и ускорение постановки диагноза — это лишь малая часть того, на что способна цифровизация и система искусственного интеллекта. Какие же возможности предоставляют высокие технологии в области здравоохранения?

  1. Диагностика заболеваний.

Отметим, что многие врачебные ошибки основаны на неправильно поставленном диагнозе. Причиной может служить недостаток опыта врача или неполные исходные данные пациента. Применением искусственного интеллекта врачи данного медицинского учреждения существенно минимизируют вероятность человеческой ошибки, так как анализируется огромное количество данных и опыт других врачей, чего часто не могут позволить себе люди (эти данные обмениваются именно посредством системы электронного документооборота).

  1. Автоматизация рутинной работы медперсонала больницы.

Известно, что элементарное заполнение анкеты пациента отнимает драгоценное время, которое может быть потрачено на лечение и обследование. А ведь многие процессы можно автоматизировать. Так, например, система ИИ помогает специалистам в данном учреждении оцифровывать бумажные документы (анкеты пациентов, направления, рецепты) с помощью распознавания языка. Кроме того, современная медицинская информационная система без труда составит расписание приема врачей, выставит счет за лечение пациенту или страховой компании, проконтролирует расходы и оптимизирует бюджет Министерства здравоохранения РФ.

В целом, перспективы использования искусственного интеллекта в медицине практически безграничны: это портативные устройства контроля показателей здоровья, средства оптимизации процесса диагностики, программы для автоматизации документооборота, повышения эффективности лечения и т. д. Но следует признать, что в вопросе врачебных решений и общения с пациентом машина никогда не сможет заменить человека [4].

Более того, с ростом уровня автоматизации отрасли будет пропорционально возрастать важность коммуникации между доктором и больным. При этом искусственный интеллект как в системе документооборота, так и в медицине целом сможет повысить эффективность оказания медицинских услуг.

Литература:

  1. Андреев, В. Перспективы использования технологий искусственного интеллекта в системах автоматизации документооборота / В. Андреев. — Текст: электронный // URL: https://www.itweek.ru/ecm/article/detail.php?ID=199260 (дата обращения: 04.06.2022).
  2. Искусственный интеллект в здравоохранении: мнения врачей, особенности и трудности внедрения. — Текст: электронный // URL: https://oblteh.ru/330-iskusstvennyy-intellekt-v-zdravoohranenii-mneniya-vrachey-osobennosti-i-trudnosti-vnedreniya.html (дата обращения: 04.06.2022).
  3. Косоруков, А. А. Технологии искусственного интеллекта в современном государственном управлении / А. А. Косоруков. — Текст: непосредственный // Социодинамика. — 2019. — № 5. — С. 43–58.
  4. Прохорова, И. А. Искусственный интеллект в медицине: настоящее и будущее / Сборник материалов XXXI Межрегиональной ежегодной весенней студенческой научно-практической конференции «Медицина: прошлое, настоящее, будущее» (Свердловск, 14–16 сентября 2020 года). — Свердловск, 2020 / И. А. Прохорова. — Текст: электронный // URL: http://med-obr.info/med-organisation/thesis/iskusstvennyy_intellekt_v_meditsine_nastoyashchee_i_budushchee.php?clear_cache=Y (дата обращения: 04.06.2022).
  5. Шаркова, К. С. Использование искусственного интеллекта как тренд рынка СЭД // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» / К. С. Шаркова. — Текст: электронный // URL: href=«https://scienceforum.ru/2021/article/2018026248">https://scienceforum.ru/2021/article/2018026248 (дата обращения: 04.06.2022).