Применение принципов контрактной системы в сфере закупок для повышения эффективности использования бюджетных средств | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

XXI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2021)

Дата публикации: 03.06.2021

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Ткачев, А. В. Применение принципов контрактной системы в сфере закупок для повышения эффективности использования бюджетных средств / А. В. Ткачев. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/396/16598/ (дата обращения: 07.05.2024).



В статье автор рассматривает вопросы совокупной реализации принципов контрактной системы в направлении повышении эффективности использования публичных денежных фондов.

Ключевые слова: государственные и муниципальные закупки, принципы контрактной системы, конкуренция, эффективное использование бюджетных средств.

Принципы права — это основополагающие начала, правила, требования, лежащие в основе правового регулирования общественных отношений. В теории права все принципы подразделяются на общеправовые, отраслевые, специальные. Конечно, система государственных и муниципальных закупок базируется на общеправовых принципах, например, таких как: законность, гласность. Так же в рамках реализации отношений в сфере публичных закупок применяются отраслевые принципы таких отраслей права, как финансовое и гражданское, а также принципы такой подотрасли права, как бюджетное право. Так Верховный суд Российской Федерации отмечает, что в силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 30 апреля 2021 г.) (далее — Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ).

В соответствии со ст. 69 и 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд производятся за счет бюджетных ассигнований (расходы бюджетов), осуществление которых согласно ст. 34 БК РФ должно отвечать принципу эффективности — необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) [1].

Следует отметить, что основными принципами, применяемыми в сфере закупок, выступают специальные принципы контрактной системы. Согласно статьи 6 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 30 апреля 2021 г.) (далее — Закон о контрактной системе) основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Думается, что для достижения одной из целей осуществления закупок — обеспечение эффективности использования публичных финансовых ресурсов необходимо соблюдение всех вышеуказанных принципов.

Так, в частности, прослеживается взаимосвязь между такими принципами контрактной системы как обеспечение конкуренции и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, поскольку нарушение конкуренции в закупках в большинстве случаев связано со злоупотреблениями со стороны заказчика, коррупционными проявлениями и, как следствие, использованием денежных средств в большем объеме или не по целевому назначению.

Так, согласно статье 8 Закона о контрактной системе, данная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, причем конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно статье 12 Закона о контрактной системе заказчики по Закону о контрактной системе при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд и несут персональную ответственность за соблюдение требований, законодательства в данной области. Следует обратить внимание, что указанная статья называется «принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок», однако анализ статей 7–12 Закона о контрактной системе показывает, что отдельной нормы, прописывающей что понимается под принципом эффективности осуществления закупок, не устанавливается, можно предположить, что законодатель к эффективности закупок относит их результативность — обеспечение в должном объеме возникающих потребностей. Однако, видится, что в данной связи следует соотносить указанный принцип с таким принципом бюджетного права, как принцип эффективности использования бюджетных средств, установленный статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 30.04.2021 г.), согласно которому принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Таким образом, можно сделать вывод, что осуществление закупок должно происходить по направлению полного удовлетворения публичных нужд, но с соблюдением должного качества товаров, работ, услуг и экономного расходования финансовых ресурсов, выделяемых заказчикам.

Для того, чтобы обеспечить качественное удовлетворение публичных нужд, но с учетом обеспечения экономности, заказчики должны соблюдать указанные принципы контрактной системы в совокупности, поскольку именно при реализации конкурентных процедур участники закупок имеют возможность предложить свои услуги хоть и на более низких ценовых условиях, но не уступающих по качеству другим участникам.

На это так же обращается внимание Верховным судом Российской Федерации, который указывает, что принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона о контрактной системе, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан — жителей соответствующих публично-правовых образований, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов [1].

Однако имеется и иная позиция Верховного суда РФ, которая, в частности не говорит о том, что необходимо ограничивать конкуренцию, но отмечает, что возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 17.02.2021 г.) (далее — Закон о защите конкуренции) [2].

Таким образом, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в данной сфере и, как следствие, экономное и качественное удовлетворение потребностей государства и муниципальных образований.

Литература:

  1. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020) // СПС «Консультант плюс».
  2. Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) // СПС «Консультант плюс».

Ключевые слова

конкуренция, государственные и муниципальные закупки, принципы контрактной системы, эффективное использование бюджетных средств