Сущность и природа понятия «мотивация персонала» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 17. Менеджмент

Опубликовано в

XXI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2021)

Дата публикации: 28.05.2021

Статья просмотрена: 216 раз

Библиографическое описание:

Рослик, К. С. Сущность и природа понятия «мотивация персонала» / К. С. Рослик. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/396/16577/ (дата обращения: 06.05.2024).



Относительно столь серьезного теоретического аспекта, каким является трактовка сущности и установления природы мотивации труда персонала, считаем необходимым подчеркнуть тот факт, что на сегодняшний день в научно-публицистической литературе присутствует множество точек зрения в аспектах данной проблемы. Столь важное обстоятельство обусловлено полиаспектностью и междисциплинарным характером рассматриваемой категории, а также спецификой отношений, которые ею охватываются.

Ключевые слова: дефиниции мотивации, индивид, мотивация, природа мотивации, сущность мотивации.

Анализ деятельности хозяйствующих субъектов, позволяет заметить то, что лишь немногочисленное количество персонала работают «в полную силу», используя при этом весь свой потенциал, в частности, профессиональный, физический, интеллектуальный и психологический. Неоспоримо и то, что одни работники затрачивают на работе больше усилий, чем другие, в связи с этим профессиональные индикаторы зависят от способностей и компетентности, а также от развитой потребности в достижении и мотивации к труду.

Термин «мотивация» впервые был использован немецким философом А. Шопенгауэром в 1813 г. (трактат «О четверояком корне закона достаточного основания»).. Ключевые положения закона мотивации, по мнению автора, представлены в формате: в процессе мотивации индивид познает себя сам и при этом, он может быть познаваемым лишь по своей воле. представляемой как действие, при котором мотив познается изнутри, а не извне; мотивация, по мнению А. Шопенгауэра — это причинность, рассматриваемая изнутри [1, с. 9].

Особое значение основному источнику активности человека — потребности — придавали французские материалисты конца XVIII в. (Э. Кондильяка, П. Гольбах, Н. Г. Чернышевский, П. М. Ершов, Г. Гегель). В XX и XXI вв. проблема мотивации остается чрезвычайно популярной и волнует многих ученых. В этот период возникли и продолжают развиваться многочисленные теории мотивации трудовой деятельности [2, с. 22].

С позиций системного подхода отечественными учеными анализируются ключевые вопросы и аспекты в области системы мотивации, а конкретно [3, с. 184]: формирование системы мотивации и стимулирования; формирование системы трудовой мотивации; национальные аспекты формирования мотивационной системы; совершенствование системы мотивации; совершенствование системы управления и мотивации; управление системой мотивации; теория поколений как методологическая основа формирования системы мотивации; содержание управления системой трудовой мотивации; методика анализа и оценки эффективности системы мотивации; личностно-ориентированный и функциональный аспекты системы; построение системы мотивации; использование сбалансированной системы индикаторов в целях усиления мотивации; направления развития системы мотивации и стимулирования; эффективность внедрения системы менеджмента качества на основе мотивации персонала; методические особенности моделирования системы мотивации; развитие системы мотивации; мотивация персоналом как часть системы менеджмента качества.

В рамках системного подхода в качестве базового концепта-основания выступает понятие «система мотивации» в разных вариациях, в частности: «система мотивации персонала» (Е. А. Митрофанова, Е. В. Ожгибесова, О. В. Павленко, Н. Ф. Прохоренко, О. С. Тырышкина, Р. Д. Усаров и др.); «система трудовой мотивации» (Р. А. Долженко, С. К. Турдыбеков и др.); «мотивационная система» (Е. С. Шишкина и др..) [4, с. 547]:

Что касается факторного подхода, то нужно заметить, что когорта авторов, отстаивающая его позиции, в своих трудах рассматривают весьма существенные концептуальные аспекты мотивации, в частности: факторы мотивации персонала (И. А. Борисов, В. М. Шарапова и др.); оплату труда как фактор мотивации (Е.А Митрофанова и др.); мотивационные факторы трудовой деятельности (В. В. Трифоненкова); комплексную мотивацию персонала как фактор функционирования и развития предприятия (С. К. Турдыбеков и др.); механизм мотивации персонала как фактор конкурентоспособности предприятий (С. Н. Ковтун и др.) [5, с. 365]:

Функциональный подход нашел отражение в трудах А. Ю. Звездилина, С. Н. Ковтун, Д. В. Коврякова, О. Б. Тихоновой, которые трактуют мотивацию в качестве функции управления, делая акцент на функциональных аспектах.

В. Р. Веснин мотивацию персонала трактует как побуждение индивида к трудовой деятельности, основанное на удовлетворении важных его потребностей, для достижения личных целей или целей организации [6, с. 56]

И. А. Мелихова, в свою очередь, определяет мотивацию как внутреннее состояние «человека, вызванное внешним либо внутренним воздействием, связанное с его потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели. Чем активнее будут действия, тем более высоки возможности удовлетворения разных потребностей, потому что из-за нехватки чего-то у индивида возникает состояние дискомфорта» [7, с. 235].

С точки зрения Р. А. Долженко, трудовая мотивация представляет собой «процесс выбора человеком того либо иного типа трудового поведения, обусловленного воздействием потребностей и связанных с их удовлетворением ожиданиями, приводящего к ориентации на достижение определенных целей» [8, с. 22]:

Следует сделать акцент на том факте, что ряд авторов, в той либо иной мере уделяют именно ценностному аспекту данной тематике. Так, Д. В. Шутылев воспринимает мотивацию управления персоналом как долговременное воздействие на работника в целях изменения структуры ценностных ориентаций и интересов, формирования мотивационного ядра и тем самым развития трудового потенциала работников [9, с. 185].

Н. Н. Симоненко утверждает, что «поскольку ценности у людей различны, то и оценка вознаграждения у них значительно различается. Люди обладают побудительными силами, характеризующими их отношение к труду — внутренними мотивами. Это идеалы, потребности и интересы, желания и стремления, ценности и ценностные ориентации» [10, с.184].

Итак, подчеркнем: существует несколько подходов к определению дефиниции мотивации, отличающиеся акцентами и степенью детализации:

– мотивация трактуется как совокупность движущих сил, которые побуждают индивида к осуществлению конкретных действий;

– мотивация трактуется как совокупность движущих сил (внутренних и внешних), которые побуждают индивида к деятельности и задают границы и формы деятельности, придавая направленность, которая ориентирована на достижение конкретных целей;

– мотивация трактуется как процесс побуждения не только себя, но и других к деятельности для достижения личных целей либо целей компании

Автор придерживается мнения А. Ю. Звездилина [11, с. 9] о том, что мотивацию нельзя рассматривать элементарно в качестве совокупности каких-либо побуждающих сил, факторов, определенное состояние работника, поскольку это — процесс формирования мотивационной структуры личности под воздействием комплекса мотивообразующих факторов, побуждающих субъекта к целенаправленному поведению и получению определенного результата

Литература:

  1. Шопенгауэр, А.О четверояком корне достаточного основания / А. Шопенгауэр. — Текст: непосредственный // Афоризмы и максимы: сочинения. — Москва: Эксмо, 2006. — С. 74
  2. Сальникова, Е. С. Эволюция теорий мотивации персонала организации / Е. С. Сальникова // Экономические исследования и разработки: сборник научных статей. — Пенза: Общество с ограниченной ответственностью «Глобус», 2019. — С. 21–25
  3. Ямлиханова, Р. Р. Системный подход к мотивации персонала в современных организациях / Р. Р. Ямлиханова// Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 184
  4. Ступак, А. С. К вопросу о сущности понятия «мотивация труда персонала» // А. С. Ступак, — Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2020. — № 11–3. —С. 540–547
  5. Шкрабалюк, А. А. Мотивация персонала: сущность и значение как функции управления персоналом /А. А. Шкрабалюк // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 299
  6. Веснин, В. Р. Основы менеджмента: 4-е изд.,.// В. Р. Веснин, — М.: Элит-2000, — 2004. — С.56
  7. Мелихова, И. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом/ Экономические науки и прикладные исследования: фундаментальные проблемы модернизации экономики России»/ И. А. Мелихова. — Томск: НИТПУ, — 2014. — С. 235
  8. Долженко, Р. А. Формирование системы трудовой мотивации персонала коммерческого банка://Р. А. Долженко: дис. … канд. экон. наук. Барнаул, — 2007. — с.22
  9. Шутылев, Д. В. Роль мотивации в управлении персоналом зарубежных компаний: дис.... канд. экон. наук. — М., — 2003. — 185 с.
  10. Симоненко. Н. Н. Власть и управление на Востоке России /Н. Н. Симоненко— 2011. — № 4. С.
  11. Звездилин, А. Ю. Мотивация персонала как функция управления инновационно-ориентированной организацией // А. Ю. Звездилин, О. Б. Тихонова.— Экономический вестник Ростовского государственного университета. — 2007. — Т. 5.— № 1–2. — С. 105–108.

Ключевые слова

мотивация, индивид, дефиниции мотивации, природа мотивации, сущность мотивации