Изменения в политике японо-американского военно-политического союза с приходом к власти новой администрации США и их влияние на отношения России и Японии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 21. Политология

Опубликовано в

XXI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2021)

Дата публикации: 04.06.2021

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Иванов, А. С. Изменения в политике японо-американского военно-политического союза с приходом к власти новой администрации США и их влияние на отношения России и Японии / А. С. Иванов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/396/16563/ (дата обращения: 06.05.2024).



Традиционно внешняя политика США разделяется на 4 основных направления: Мексика, Европа, Ближний Восток и Восточная Азия. И действия новой администрации США уже успели вызвать некоторые последствия в данных регионах.

США оказались под угрозой крупного миграционного кризиса, из-за отмены Байденом проводимой на границе с Мексикой жесткой политики Дональда Трампа [1]. Также, почти сразу после вступления на пост президента, Байден отдал приказ об авиаударе по позициям проиранских ополченцев в Сирии, чем вызвал недовольство некоторых стран, в том числе и России [2]. Политика Байдена в Европе и вовсе, поставила Россию и Украину на грань вооруженного конфликта. Его провокационные речи в адрес Президента России Владимира Путина, и открытое заявление о поддержке Украины в войне с Россией, накалили обстановку в регионе [3] [4].

Но если в Европе, отношения с Россией весьма напряженные, то что же происходит на Востоке? С течением времени это направление внешней политики РФ становится всё более приоритетным. Китай — главный стратегический партнер РФ на данный момент, и Япония также, не стремится отказываться от связей с Россией, однако развитие этих отношений спотыкается о «Курильский вопрос».

Стоит напомнить, что Япония — главный форпост США в Восточной Азии. Военно-политический союз уже на протяжении 70 лет работает над формированием системы безопасности и порядка в регионе, который будет выгоден обеим странам, однако все понимают прекрасно, что японские интересы учитываются тут в последнюю очередь. Следовательно, вполне логично следующее опасение: какая же обстановка будет в регионе с приходом Байдена? Ведь если взглянуть на вышеперечисленные результаты его внешней политики в других регионах мира, то вполне можно ожидать появление нового очага конфликта в АТР. И если отношения России и Китая так или иначе предсказуемы, то чего можно ожидать от отношений Россия-Япония?

17 апреля Джозеф Байден провел первый саммит в Белом Доме с момента вступления на должность Президента. На саммите присутствовал премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга. В ходе саммита Байден подчеркнул важность Японии как союзника США в АТР, а также подтвердил намерения о развитии в дальнейшем совместной системы безопасности в Восточной Азии. Основными угрозами геополитическим амбициям США и безопасности Японии, Байден считает, как ни странно, КНР и Северную Корею.

Китай обвиняют в давлении на Тайвань, Гонконг и на мусульманских уйгуров в Синьцзяне. Стороны заявили, что если они надеются создать прочную систему безопасности в АТР, необходимо сначала заставить Пекин ответить за подобные нарушения прав человека. В мае планируется саммит «четверки» (США, Япония, Южная Корея, Австралия) посвященный аналогичным вызовам со стороны Китая.

Китайские представители ответили протестом на все заявления о «привлечении Китая к ответственности». Они также отметили, что подобные заявления наносят ущерб миру и стабильности в АТР.

Однако пока что, союз США и Японии не представил никаких серьезных действий в сторону Китая. Итогами саммита стала лишь сделка о старте совместного проекта на 4 миллиарда долларов по развитию инновационных технологий: 5G, искусственный интеллект, квантовые вычисления и т. д. [5]

Помимо саммита «четверки» в мае, Байден планирует продвигать тему борьбы с Китаем и на саммите G7 в июне. Заместитель советника Байдена по национальной безопасности Далип Сингх заявил, что президент на саммите сосредоточит внимание на противостоянии демократических государств авторитарным режимам. Также будет поднят вопрос о применения рабского труда Китаем на своих производствах [6].

Япония хоть и поддерживает заявления своих американских партнеров, но старается не выступать так агрессивно и однозначно. Несмотря на то, что Китай хоть и угроза безопасности Японии, он ещё и основной торговый партнер. 22 % экспорта приходится на Китай, а это значит, что резкие выпады в сторону КНР, непременно скажутся на состоянии бизнеса и экономики Японии [7].

Но и отказаться от поддержки США Япония тоже не может и вынуждена участвовать в программах США против Китая. И если Дональд Трамп выражал сомнения насчет готовности Японии отстаивать общие интересы силой, то Джозеф Байден выражает полную уверенность в своих азиатских союзниках.

В такой обстановке, отношениям России и Японии легко затеряться, ведь они не считаются приоритетом и достойными внимания крупных игроков мировой арены в лице Китая и США. Однако потенциал у этих отношений весьма высок. От торговли ресурсами, до совместных научно-технических разработок. Единственная помеха такой крепкой кооперации — Курильский вопрос. Но он мог бы быть решен, если бы не факт того, что Япония и Россия, находятся по разные стороны крупного геополитического противостояния.

Если учесть, что политика Байдена в регионах отличается особой жесткостью, то стоит учесть вероятность возникновения локального конфликта в АТР. Если Байден планирует и дальше проводить политику давления на КНР, рано или поздно Китай может ответить на провокации путем демонстрации силы в регионе, целью которой станут скорее всего Тайвань или спорные территории в Южно-Китайском море. США, которые так любят играть роль «мирового полицейского» не упустят возможности ответить на вызов Китая, показав свою силу в союзе с Японией. И если подобные выпады из обычных дипломатических и экономических распри трансформируются в вооруженный конфликт, Курильские острова станут не просто спорными территориями, а полем боя союзов государств. В том что в случае конфликта Россия встанет на сторону Китая нет сомнений, союзнические отношения государств не раз подтверждались совместной политикой, решениями и поддержкой на мировой арене.

Однако если отбросить зависимость Японии от США, и взглянуть на её суверенную внешнюю политику, то ситуация обстоит следующим образом: Япония находится в регионе с несколькими крупными политическими игроками, включая Китай и Россию. Растущая мощь Китая не может не настораживать японскую сторону, отсюда и следует логичный вывод о высоком приоритете отношений Россия-Япония.

Стоит также помнить, что в Японии с сентября 2020 года во главе правительства стоит новый премьер-министр Ёсихидэ Суга, сменивший Синдзо Абэ который занимал этот пост 8 лет. Смена Лидера для японского правительства не стало таким громким событием, как это было в США и на то есть причины. Суга, как и его предшественник — члены Либерально-демократической партии, а следовательно, ждать от нового Премьер-министра новой политики не стоит. Тем не менее, это новое лицо, со своими взглядами, характером и амбициями, а потому стоит иметь представление, чего ожидать от правления Суги.

За год его правления коренных смещений ни в внутри Японии, ни в её внешней политике не произошло. Если Абэ планировал окончательно «узаконить» японские вооруженные силы, но не успел, то Суга, похоже, совсем не задумывается над решением этого вопроса. Что касается состояния отношений Россия-Япония, то при Суге их можно описать одним словом — стабильные. Они не выходят в кризисные точки, но и не изменяются в лучшую сторону. «Курильский вопрос» также не двигается с мертвой точки. Но это всё объяснимо если учесть, что у нового премьер-министра нет опыта в политике такого масштаба. С течением времени мы, возможно, увидим изменения, но пока что трудно сказать, как поведет себя в политике новый премьер. Пока что, его действия это — следование политике Абэ и поддержка тесного сотрудничества с США [8].

В качестве вывода стоит лишний раз подчеркнуть зависимость Российско-Японских отношений от соперничества США и КНР в регионе. Если отношения США и Китая в регионе дойдут до кризисной точки, то это аналогично произойдет и с отношениями Россия-Япония. Роль посредника и регулятора отношений — это роль РФ и Японии, в спорах и соперничестве Америки и Китая.

Литература:

  1. Логинова К. Нерадушный прием: в США разгорается миграционный кризис. [Электронный ресурс] / К. Логинова // Известия. — 05.04.21. — URL:https://iz.ru/1144920/kseniia-loginova/neradushnyi-priem-v-ssha-razgoraetsia-migratcionnyi-krizis (дата обращения: 17.04.21);
  2. Чернышева Е. Байден объяснил авиаудар США в Сирии. [Электронный ресурс] /Е.Чернышева // РБК. — 28.02.21. — URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/603abd1f9a7947e88ef434c9 (дата обращения: 17.04.21);
  3. Радченко С. Байден назвал Путина — убийцей. / С. Радченко. — Текст: электронный // Медуза. — 19.03.21. — URL: https://meduza.io/feature/2021/03/18/bayden-zayavil-chto-putin-ubiytsa-eto-voobsche-normalno-dlya-prezidenta-ssha-ranshe-takoe-byvalo-i-chto-eto-znachit-dlya-otnosheniy-mezhdu-dvuh-stran (дата обращения: 17.04.21);
  4. Данилов Ф. Байден пообещал поддержку Украине в случае конфликта с Россией. [Электронный ресурс] / Ф. Данилов // Zнак. — 03.04.21. — URL: https://www.znak.com/2021–04–02/bayden_poobechal_podderzhku_ukraine_v_sluchae_konflikta_s_rossiey (дата обращения: 17.04.21);
  5. Brunnstrom D. Biden and Japan’s Suga project unity against China’s assertiveness. / D. Brunnstrom. — Text: electronical // Reuters. — 17.04.21. — URL: https://www.reuters.com/world/china/biden-welcome-japans-suga-first-guest-key-ally-china-strategy-2021–04–16/ (дата обращения: 17.04.21);
  6. Hunnicutt T. Biden will push allies to act on China forced labor at G7-adviser. / T. Hunnicutt, A. Shalal. — Text: electronical // Reuters. — 24.04.21. — URL: https://www.reuters.com/world/china/exclusive-biden-will-push-allies-act-china-forced-labor-g7-adviser-2021–04–24/ (дата обращения: 25.04.21);
  7. Годовая статистика международной торговли товарами, Япония: сайт. — URL:https://trendeconomy.ru/data/h2/Japan/TOTAL (дата обращения: 25.04.2021);
  8. Tsuruoka M. Japan-Russia reality check: from Abe to Suga. / M. Tsuruoka. — Text: electronical // Carnegie. — 17.03.21. — URL: https://carnegie.ru/commentary/84101 (дата обращения: 25.04.2021)