Ценность методики проектов в процессе формирования самостоятельной деятельности учащихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Манжосова, И. В. Ценность методики проектов в процессе формирования самостоятельной деятельности учащихся / И. В. Манжосова, Н. Ю. Сирота, Е. С. Панская. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 62-63. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/396/16541/ (дата обращения: 06.05.2024).



Современный ученик зачастую не приспособлен работать самостоятельно, а настоящее время требует от учеников уметь находить информацию самостоятельно и на ее основе создавать что-то новое. Ученик должен быть инициативен, мобилен, изобретателен и предприимчив, должен уметь мыслить креативно, должен быть способен увлекаться самостоятельной добычей знаний и применением их в практической деятельности.

В связи с этим сегодняшнее образование ставить переде собой задачу внедрения и обучения школьников методике самостоятельной работы посредством проектной деятельности. Метод проектирования поможет современному учителю правильно построить и организовать самостоятельную деятельность ученика, поможет заинтересовать его в самостоятельном получении знаний и, конечно же, повысит качество знаний. Особым условием является практическая значимость добытых знаний, поэтому учителю необходимо создать более комфортные условия для полноценной самостоятельной деятельности учеников.

Главным ориентиром самостоятельной работы является метод проектов, который направляет учеников на индивидуальную, парную, групповую деятельность в заданный промежуток времени. Конечно, данный метод не самый новый в образовании, но сегодня он занимает главенствующее место в процессе организации проектной деятельности в школе.

Методика проектирования была разработана американским педагогом Джоном Дьюи, который обращал внимание на то, что замысел проекта часто возникает импульсивно и не получает дальнейшего развития из-за сложности, недостатка знаний у учащихся. Только если учитель убеждает учеников в необходимости пройти полный цикл «думания» — от выявления противоречий, проблем, через разработку плана действий для решения проблем, они могут обогатить собственный опыт и получить нужные знания. По мнению Дж. Дьюи, все методы обучения базируются на научном знании и педагогическом опыте [2, с. 22].

Но, многие учение утверждают, что метод проектов, как метод деятельностного подхода в обучении возник ещё в XVI веке в архитектурных мастерских Италии. Долгую и достаточно продуктивную историю развития метода проектов и его распространения в мировой практике можно разделить на пять этапов:

– 1590–1765 г.г.: начало проектной деятельности в архитектурных школах (мастерских) Европы;

– 1765–1880 г.г.: использование проекта в качестве метода обучения в систематической педагогической практике и его «переселение» на американский континент;

– 1880–1915 г.г.: использование метода проектов в производственном обучении и в общеобразовательных школах;

– 1915–1965г.г.: переосмысление метода проектов и его «переселение» с американского континента обратно в Европу;

– 1965 г. — по настоящее время: новое «открытие» метода проектов, третья волна его международного распространения [4, с. 16].

В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г. г. Основоположником отечественной школы метода проектов следует считать П. П. Блонского. Теоретические идеи, высказанные П. П. Блонским, попытался реализовать на практике другой русский ученый-педагог С. Т. Шацкий. Он исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте. С. Т. Шацкий считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности [4, с. 20].

Педагог организовал небольшую группу сотрудников, которые попытались активно применить методику проектирования на практике, поэтому первые проекты советской школы были реализованы в 20-е годы ХХ века, но имели в основном политическую направленность. Но, к сожалению, с 1931г. по 1980г. методика проектирования стала чуждой в советской школе и не применялась.

В современной школе XXI века данный метод становится самым эффективным в обучении и в воспитании самостоятельной деятельности учеников. Его внедрение изменило роль учителя в образовании, так как главной задачей методы выступает мотивация учащегося на проявление самостоятельности в обучении. Сама же организация образовательного процесса ставит перед собой цель — создать благоприятные условия для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения познавательных, организационных, развивающих задач. Основным показателем успешной проектной деятельности выступают полученные самостоятельно учебные достижения учеников.

Современный школьник должен обладать творческими способностями, любознательностью, критическим и системным мышлением, умением работать с информацией, умением сотрудничать и взаимодействовать с учителем, умением ставить и решать проблемные задачи. Современное образование направляет на саморазвитие и самостоятельность, воспитывает социальную ответственность и все это достигается в процессе проектной деятельности при правильно выстроенной работе современного педагога.

Ученики в процессе работы над проектами вырабатывают способность верно действовать в принятии нестандартных решений, формируют отношение к своему поведению, организуют свою деятельность, направленную поиск новых знаний, их осмысление, закрепление и систематизацию под руководством учителя. Важным продуктом проектной деятельности выступает новый готовый результат, полученный благодаря самостоятельному поиску решения поставленных задач.

Использование метода проектирования в школе сегодня подтверждает успешность и результативность образования. Достоинствами данной технологии можно считать:

– повышение мотивации учащихся в учебе;

– получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой

– информации;

– повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной

– работы;

– предоставление каждому возможностей самореализации;

– развитие самостоятельности;

– развитие творческих способностей;

– развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;

– воспитание чувства ответственности за проделанную работу.

– воспитание чувства самооценки [1, с.1–2].

Ученики начинают работать с проектами в начальной школе, уже развивая проблемное видение и поисковое мышление. Развитие самостоятельности должно осуществляться планомерно, поэтапно, доспутно, последовательно и систематично. С раннего обучения у детей формируются умения организовать свою деятельность, умения работать в группе, умения собрать и обработать найденную информацию и представить готовый продукт своего проекта.

В среднем и старшем звене дети уже готовы к работе над серьезными исследовательскими проектами, которые носят медпредметный характер, являются творческо-практическими и готовят детей к работе над курсовыми проектами в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Методика применения проектов сегодня выступает самым эффективным способом развития творческой самостоятельности обучающегося, выстраивания всего процесса обучения, которое ориентировано на развитие воображения, мышления и самостоятельности.

Ученик становится главным творцом, исследователем и организатором своей учебной деятельности, которую помогает осуществить учитель с учетом возрастных и физиологических способностей ученика и его жизненных интересов.

Таким образом, ценностью методики проектирования выступает выбор учеников деятельности по интересам, по возможностям, который зарождает интерес к решению проблемных задач и побуждает к поиску новых знаний и использованию полученных результатов на практике. Практическая значимость готового продукта проекта вырабатывает в обучающихся осознание важности приобретенных знаний в их жизни.

Литература:

  1. Галактионова Э. В. Метод проектов как способ организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы учителя // muhino-school.ru/vse_zagruzki/seminar/file_58803cebb8374.pdf
  2. Иванова, Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Начальная школа. — 2004. — № 2. — С. 21–25.
  3. Сиденко, А. С. Метод проектов: история и практика применения / А. С. Сиденко // Завуч. — 2003. — № 6. — С. 15–23.