Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста с моторной алалией в процессе психолого-педагогического сопровождения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2020)

Дата публикации: 15.12.2019

Статья просмотрена: 1381 раз

Библиографическое описание:

Гутник, Е. П. Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста с моторной алалией в процессе психолого-педагогического сопровождения / Е. П. Гутник. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 56-61. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/357/15518/ (дата обращения: 26.04.2024).



В работе определены основные направления коррекционного процесса, организующегося в дошкольном образовательном учреждении по формированию коммуникативной компетенции воспитанников, рассмотрены понятия «коммуникативная компетенция», современное понимание сущности психолого-педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста с алалией. Рассмотрены особенности психолого-педагогического сопровождения детей с данным видом речевой патологии, описаны цели и задачи психолого-педагогического сопровождения, рассмотрена его структура. Подобраны дидактические игры для педагогов по формированию коммуникативных компетенций. В общем виде разработанная нами методическая разработка может быть представлена как система психолого-педагогических, психокоррекционных и логопедических мероприятий, предполагающих специальную группировку наиболее приемлемых инновационных приемов и методов, нацеленных на формирование коммуникативных компетенций у младших дошкольников с алалией.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, алалия, коррекционная работа, моторная алалия, ребенок.

Цель: Создание системы психолого-педагогического сопровождения младших дошкольников с моторной алалией, их адаптации в среде дошкольного учреждения.

Задачи:

  1. Проанализировать степень изученности в научной литературе проблемы коммуникативных компетенций младших дошкольников с моторной алалией.
  2. Разработать коррекционное мероприятия по формированию коммуникативных компетенций детей с моторной алалией в процессе психолого-педагогического сопровождения.

Ожидаемый результат:

Комплексная психолого-педагогическая работа способствует организации учебно-воспитательного процесса как вида личностно-ориентированного обучения, который позволяет раскрыть каждого ребёнка, страдающего алалией.

Коррекционная работа предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребенка, что способствует активизации речевой деятельности детей с моторной алалией. Младшему дошкольнику, страдающему алалией, очень важно участвовать в специальной индивидуальной программе, которая предусматривает формы организации и методы коррекционной работы.

Психолого-педагогическое сопровождение предусматривает реализацию индивидуальных программ, направленных на преодоление трудностей, имеющихся у ребёнка с алалией. Работа, построенная таким образом, наиболее эффективна. Она ведется с дошкольниками с проблемами речевого развития, в частности, страдающими алалией, так как позволяет реализовать работу с учётом специфических особенностей таких детей. Такая работа позволяет организовать учебно-воспитательный процесс как вид личностно-ориентированного обучения, позволяющего раскрыть и реализовать потенциальные возможности ребенка с тяжелым речевым нарушением.

Введение

Общение рассматривается как важнейшее условие развития личности ребенка, как ведущий вид деятельности человека, которая направлена на познание себя через других. Такой точки зрения придерживались Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова и многие другие. Очевидным является тот факт, что развитие личности ребенка происходит посредством освоения культурно-исторического опыта человечества, который ребенку передает воспитывающий его взрослый. И личность взрослого здесь играет решающую роль. Вместе с тем младшие дошкольники в большинстве своем являются членами детских коллективов, и поэтому общение со сверстниками для них является не менее значимым.

Специфику процесса общения ребенка с алалией составляют его коммуникативные компетенции. Коммуникативная компетенция представляет собой степень успешности, с которой коммуникант использует средства общения, как вербальные, так и невербальные, так как эти каналы передают разную информацию — словесный канал передает чистую информацию, а невербальный — отношение коммуниканта к партнеру по общению [24, с. 774]. Развитие коммуникативной компетентности происходит во времени и пространстве, оно обусловлено многими факторами: социальными, педагогическими, политическими, экономическими, а также возрастными, половыми, психологическими, индивидуальными особенностями, спецификой общения и взаимодействия с людьми.

У младших дошкольников с алалией недоразвитию подвержены не только все психические функции, связанные с речью, но и двигательные функции. Это проявляется в недостаточно сформированной координации, неловкости в моторике и тому подобных нарушениях. Вместе с тем в поведении детей с алалией наблюдаются нарушения и в эмоционально-волевой сфере. Коррекция указанных личностных особенностей младших дошкольников с алалией может происходить при специально созданных условиях. Одним из таких условий является специальным образом организованное психолого-педагогическое сопровождение, в процессе которого могут быть сформированы коммуникативные компетенции, обусловливающие успешность протекания процесса общения у детей.

Организация процесса психолого-педагогического сопровождения младших дошкольников с алалией позволяет решить ряд задач: создавать благоприятный эмоциональный микроклимат в группе; использовать индивидуальные личностные особенности детей в единстве проявления интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер проявления; создавать адаптивную среду для ребенка, расширять его коммуникативные способности.

Комплексная психолого-педагогическая работа способствует организации учебно-воспитательного процесса как вида личностно-ориентированного обучения, который позволяет раскрыть особенности личности каждого ребенка, страдающего алалией.

Экспериментальное изучение процесса формирования коммуникативных компетенций у младших дошкольников с моторной алалией в процессе психолого-педагогического сопровождения было нами проведено на базе ДОУ.

Первый этап включал непосредственное исследование коммуникативных компетенций выборки испытуемых из числа младших дошкольников с моторной алалией, анализ данных, полученных в исследовании, и выделение качественных особенностей коммуникативных компетенций детей с алалией, на основе которых и была разработана коррекционная работа.

Второй этап — систематизация коррекционной работы по формированию коммуникативных компетенций у детей с моторной алалией (методические разработки, использование инновационных технологий).

Содержание коррекционной работы

Цели:

  1. Создание системы психолого-педагогического сопровождения младших дошкольников с алалией, их адаптации в среде дошкольного учреждения и подготовка к обучению в школе.
  2. Развитие всех индивидуальных сфер личности ребенка (когнитивной, эмоциональной, волевой, мотивационной, сферы саморегуляции, экзистенциальной, действенно-практической).
  3. Достижение ребенком оптимальных для него образовательных результатов.
  4. Отражение в педагогических средствах актуальных потребностей ребенка. На основании этих потребностей ребенок может успешно решать задачи обучения и воспитания.

Задачи:

– формировать готовность детей к обучению в школе;

– направлять в среду с доступным уровнем обучения;

– способствовать социализации ребенка, включающей усвоение им норм поведения, принятых в данном обществе;

– формировать навыки общения с окружающими;

– активизировать речевую деятельность ребенка;

– обучать целеполаганию, подбирая социально приемлемые средства для реализации этих целей;

– воспитывать умение рационально организовывать трудовую деятельность.

Решая поставленные задачи, важно иметь подробную информацию развития каждого ребёнка, соотнести ее с семейной ситуацией, с особенностями личности и характера. Это в свою очередь возможно при условии осуществления совместных усилий в деятельности психолога, логопеда, воспитателей и родителей.

Основные принципы психолого-педагогического сопровождения

  1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
  2. Единство диагностики и коррекции.
  3. Принцип индивидуализации.
  4. Опора на разные модальности (зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую) — полимодальный подход, с целью формирования большего количества межанализаторных, ассоциативных связей в головном мозге.

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы по психолого-педагогическому сопровождению младших дошкольников с патологией речи в коррекционном учреждении.

Дети, имеющие речевые нарушения, в частности, дети с алалией, имеют своеобразные особенности в психологическом развитии. У дошкольников с алалией, в первую очередь, нарушается формирование высших психических функций, которые тесно связаны с речью: внимание, память, мышление. У данной категории детей объем произвольного внимания значительно снижен, концентрация внимания неустойчива, а его распределение ограничено. Дети с алалией не могут запомнить последовательность заданий и сложные инструкции к ним. У них страдает слухоречевая память. Словесно-логическое мышление дошкольников, страдающих алалией, отстает в развитии, анализом и синтезом они овладевают очень тяжело.

Таким образом, у дошкольников с алалией наблюдаются нарушения во многих сферах: познавательной, эмоционально-волевой, личностной.

Выделять имеющиеся психологические особенности дошкольников с алалией обязательно для педагога-психолога с целью определить основные направления коррекционно-развивающего обучения в процессе психолого-педагогического сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение детей с алалией организуется с целью организации таких психологических условий. которые бы способствовали нормализации развития и обучения ребенка.

При построении коррекционных мероприятий учитывалась необходимость:

1) установления максимально приемлемых условий для появления истинной мотивации коммуникативного взаимодействия;

2) обеспечение адресованности речи;

3) стимулирования и поддержки возникновения различных средств коммуникативного взаимодействия;

4) осуществления целенаправленного отбора средств коммуникации, в основе которого лежит эмоциональный, познавательный, межличностный, игровой и бытовой опыт ребенка;

5) широкого использования различных коммуникативных средств.

Работа с родителями предполагала расширение набора инструментов психолого-педагогического воздействия на ребенка в процессе семейного воспитания, выработку воспитательных навыков у родителей, формирование новых форм взаимодействия с детьми, развитие коммуникации. Реализация перечисленных направлений работы с родителями осуществлялась на родительских собраниях, в индивидуальной работе с родителями.

Для работы с воспитателями и специалистами детского сада были предусмотрены консультации, круглые столы, беседы.

Выявленные особенности коммуникативных компетенций исследуемой группы детей помогли нам увериться в том, что в процессе обучения и воспитания одновременно с формированием у детей произносительных навыков, расширением лексического запаса требуется проводить специально организованную психолого-педагогическую работу, направленную на формирование коммуникативных компетенций личности.

Коррекция коммуникативных компетенций предполагала организацию работы по трем этапам:

1) формирование у ребенка потребности в общении;

2) формирование у ребенка предкоммуникативных умений;

3) формирование собственно коммуникативных умений.

Коррекционное воздействие различных специалистов детского сада (психолога, логопеда, воспитателей) имело общие направления, но по-разному расставлялись акценты, дифференцированно определялось содержание и приемы психолого-педагогического воздействия.

Тесное взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения стало возможным благодаря обоюдному определению основных задач психолого-педагогической работы (см.схему).

Для сотрудников детского сада нами был разработан тематический план лектория, содержание которого раскрывало теоретические аспекты вопроса формирования коммуникативных компетенций младших дошкольников. В содержание программы лектория были включены вопросы, интересующие сотрудников детского сада, такие как: требования, предъявляемые современным обществом (и, прежде всего, родителями) к коммуникативным компетенциям младших дошкольников, особенности коммуникативных компетенций младших дошкольников с алалией, пути коррекции основных коммуникативных проблем, развитие коммуникативного поведения.

Таким образом, осуществлялась взаимосвязь коррекционных мероприятий проводимых психологом, логопедом с самостоятельной деятельностью детей в свободной игре, что содействовало осознанию необходимости осваиваемых коммуникативных умений и навыков в жизненной практике. В работе использовались инновационные методы коррекции: психогимнастика, фонетическая ритмика, арт-терапия, технологии сенсорного воспитания, здоровьесберегающие техники.

В соответствии с этапами формирования коммуникативных компетенций младших дошкольников с алалией игры и упражнения были организованы по следующим блокам:

1) игровые упражнения, и этюды на восприятие, переживание, и выражение эмоциональных состояний в мимике, пантомимике, развитие поведенческой активности, самостоятельности, чувства принадлежности группе;

2) игры и упражнения, направленные на активизацию компонентов речевой деятельности;

3) игры и упражнения, призванные активизировать потребность в общении.

Игры проводились со всей группой и были адаптированы для условий развития коммуникативных компетенций. Возможность детей принять участие в инсценировке, в кого-либо перевоплотиться с помощью грима и костюмов, а также применение элементов декорации, сюрпризное возникновение игрушек, персонажей и т. д. активизировали потребность детей в общении.

В процессе реализации разработанной нами коррекционной работы был организован семейный клуб, где каждый пришедший на заседание мог высказать свое мнение, обсудить интересующие его вопросы, поделиться опытом воспитания детей, а самое главное — приобрести новый опыт для своей семьи. Основные цели семейного клуба:

1) создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей;

2) профилактика и просвещение родителей по вопросам особенностей возрастного развития детей;

3) психокоррекция детско-родительских отношений;

4) формирование положительных психологических установок в сознании родителей.

Разработанная нами коррекционная работа коммуникативных компетенций у младших дошкольников с алалией в процессе психолого-педагогического сопровождения представлена как система психолого-педагогических, психокоррекционных и логопедических мероприятий, предполагающих специальную группировку наиболее приемлемых форм, приемов и методов, нацеленных на формирование и развитие коммуникативных компетенций у детей с алалией младшего дошкольного возраста в детских садах для детей с нарушениями речи.

Заключение

Психолого-педагогическое сопровождение детей с алалией позволяет повышать компетентность воспитателей и родителей по вопросам развития и воспитания ребёнка. Комплексная психолого-педагогическая работа способствует организации учебно-воспитательного процесса как вида личностно-ориентированного обучения, который позволяет раскрыть каждого ребёнка, страдающего алалией. При определений основных направлений коррекционной работы по формированию коммуникативных компетенций у детей с алалией, мы учитывали как общедидактические, так и специальные принципы. Дифференцированный и индивидуальный подход осуществлялся в связи с неоднородностью структуры нарушений дошкольников. Данный подход реализовался в дополнительно к непосредственно-образовательной деятельности и давал возможность варьировать содержание, выбирать адекватные приемы работы с каждым ребенком. Создавались условия для ориентировки ребенка в коммуникативных ситуациях, использования для данного возраста игровой деятельности в коррекционной работе,понимая речь как деятельность общения.

Для полноценного и эффективного оказания помощи детям с алалией в образовательном процессе необходимо изучить их индивидуальные личностные особенности, состояние интеллектуальной, поведенческой и эмоционально-волевой сфер. Коррекционная работа проводилась с учетом преемственности и комплексности в работе логопеда, воспитателя, психолога, родителей, позволяющей реализовать воздействие на детей с алалией в течении всего времени пребывания в детском саду-в различных видах деятельности, режимных моментах, на прогулке, в свободное от занятий время и в семье.

Младшему дошкольнику, страдающему алалией, очень важно участвовать в специальной индивидуальной программе, которая предусматривает формы организации и методы коррекционной работы.

Психолого-педагогическое сопровождение предусматривает реализацию индивидуальных программ, направленных на преодоление трудностей, имеющихся у ребёнка с алалией. Работа, построенная таким образом, наиболее эффективна. Она ведется с дошкольниками с проблемами речевого развития, в частности, страдающими алалией, так как позволяет реализовать работу с учётом специфических особенностей таких детей.

Литература:

  1. Абрамова, С. И. Сборник игр по формированию невербальных форм общения старших дошкольников [Текст]/ С. И. Абрамова. — Новосибирск, 2011. — 12 с.
  2. Авагян, М. С. Формы, методы и средства формирования коммуникативной компетенции дошкольников в процессе сотрудничества [Текст] / М. С. Авагян // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LIX междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК. — 2015. — № 12(57). — 196 с.
  3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алксеева, В. И. Яшина М.: Академия, 2000. — 400 с.
  4. Алифанова Е. М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр [Текст]: Дис. канд. пед. наук. — Волгоград, 2001.
  5. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев — СПб.: Питер, 2002. — 288 с.
  6. Андреева, Г. М. Социальная психология. Социология в России / под ред. В. А. Ядова [Текст] / Г. М. Андреева. — М.,1996.
  7. Балакина, С.А., Шереметьева, Е. В. Методика диагностики импрессивного уровня грамматики детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью [Электронный ресурс] / С. А. Балакина, Е. В. Шереметьева // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» // URL: www.
  8. scienceforum.ru/2015/1346/12545 (дата обращения: 16.05.2017).
  9. Бастрикова, Е. М. Коммуникативная компетенция как лингводидактический феномен [Текст] / Е. М. Бастрикова // Русская и сопоставительная филология: лингвокультурологический аспект. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2004. — С. 43–48.
  10. Безрукова, О. А. Коммуникативная компетенция как основа социокультурной адаптации ребенка дошкольного возраста: лингводидактический аспект [Электронный ресурс] / О. А. Безрукова // Детский сад: теория и практика, 2013. № 3 // http://www.fonema.ru/library.php (дата обращения: 17.05.2016 г.)
  11. Бекназарова, М. Ю., Булгакова, В. В. Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / М. Ю. Бекназарова, В. В. Булгакова // Альманах института коррекционной педагогики. — Выпук № 14, 2010 г. — 214 с.
  12. Белкин, А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство [Текст] — А. С. Белкин. — Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во, 2004.
  13. Белякова Л. И. «Недоразвитие и утрата речи» [Текст] / Л. И. Белякова // журнал «Дефектология». — № 4, 1988 г. — С. 18–22.
  14. Битова, А.Л., Сафронова, Е. Н. Сенсорная алалия. Пути преодоления [Текст] / А. Л. Битова, Е. Н. Сафронова // Конгресс по детской психиатрии. Материалы конгресса. 25–28 сентября 2001 г. — М.: РОСИНЭКС, 2001. — С. 307–308.
  15. Божович, Е. Д. Учителю о языковой компетенции школьников: психолого-педагогические аспекты языкового образования [Текст] / Е. Д. Божович. — М.: МПСИ, 2002. — 288 с.
  16. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов [Текст] / Т. Г. Визель. — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. — 384 с.
  17. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. проблемы общей психологии [Текст] / Под ред. В. В. Давыдова, — М: Педагогика, 1982–504 с.
  18. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст]/ Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997. — 224 с.
  19. Вятютнев, М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах [Текст] / М. Н. Вятютнев // Русский язык за рубежом, 1977. — № 6. — С. 38–45.
  20. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до.семи лет [Текст] / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. — М.: Просвещение, 1992. — 142 с.
Основные термины (генерируются автоматически): психолого-педагогическое сопровождение, коррекционная работа, алалия, моторная алалия, дошкольник, ребенок, компетенция, формирование, психолого-педагогическое сопровождение детей, учебно-воспитательный процесс.

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежат возрастные особенности детей на разных периодах развития и психолого-педагогические направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто...

Алалия. Основные направления и содержание...

Алалия наблюдается у детей с сохранными периферическим (физиологическим) слухом и

В речи детей с моторной алалией изобилуют литеральные парафазии (замена звука в слове на другой)

Моторная алалия — это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального...

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей...

Данная статья рассматривает клинико-психолого-педагогическую характеристику детей с алалией.

Алалия среди прочих форм речевого недоразвития занимает значительное место: среди детей младшего дошкольного возраста она встречается примерно у 1 % детей, у...

Основные направления коррекционно-педагогической работы со...

В статье освещается проблема коррекционно-логопедической работы у старших дошкольников с моторной алалией. Ключевые слова: моторная алалия, коррекционно-логопедическая работа, дети дошкольного возраста, речевое развитие.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с общим...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания

По результатам Психолого-медико-педагогической комиссии с 2010 по 2012 учебный год было выявлено: 43 % детей с низким уровнем...

Понятие педагогического сопровождения детей дошкольного...

Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс) в детском саду. Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослые...

Взаимодействие специалистов в специальных (коррекционных)...

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с алалией. ребенок, сенсорная

Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с общим...

Адаптация и психолого-педагогическое сопровождение детей...

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ТНР с СДВГ в ДОУ заключается в организации непрерывной образовательной деятельности, в которую включены такие специалисты как: воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог.

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего...

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной

В работах исследователей подчеркивается, что в системе коррекционной логопедической работы с детьми с ОНР формирование...

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежат возрастные особенности детей на разных периодах развития и психолого-педагогические направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто...

Алалия. Основные направления и содержание...

Алалия наблюдается у детей с сохранными периферическим (физиологическим) слухом и

В речи детей с моторной алалией изобилуют литеральные парафазии (замена звука в слове на другой)

Моторная алалия — это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального...

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей...

Данная статья рассматривает клинико-психолого-педагогическую характеристику детей с алалией.

Алалия среди прочих форм речевого недоразвития занимает значительное место: среди детей младшего дошкольного возраста она встречается примерно у 1 % детей, у...

Основные направления коррекционно-педагогической работы со...

В статье освещается проблема коррекционно-логопедической работы у старших дошкольников с моторной алалией. Ключевые слова: моторная алалия, коррекционно-логопедическая работа, дети дошкольного возраста, речевое развитие.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с общим...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания

По результатам Психолого-медико-педагогической комиссии с 2010 по 2012 учебный год было выявлено: 43 % детей с низким уровнем...

Понятие педагогического сопровождения детей дошкольного...

Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс) в детском саду. Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослые...

Взаимодействие специалистов в специальных (коррекционных)...

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с алалией. ребенок, сенсорная

Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с общим...

Адаптация и психолого-педагогическое сопровождение детей...

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ТНР с СДВГ в ДОУ заключается в организации непрерывной образовательной деятельности, в которую включены такие специалисты как: воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог.

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего...

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной

В работах исследователей подчеркивается, что в системе коррекционной логопедической работы с детьми с ОНР формирование...