Современные формы и методы помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, в условиях дошкольной образовательной организации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чердонова, В. А. Современные формы и методы помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, в условиях дошкольной образовательной организации / В. А. Чердонова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 64-67. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/357/15514/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье описывается опыт реализации проекта по организации группы кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами.

Ключевые слова: дети-инвалиды, группа кратковременного присмотра и ухода, коррекционно-развивающие занятия, инновации.

В Российской Федерации законодательно закреплено право каждого гражданина страны на образование, первым уровнем которого является дошкольное образование. Проблема обеспечения детей дошкольным образованием в Республике Бурятия, как и в других регионах РФ, актуальна.

Для решения этой проблемы открываются новые вариативные формы охвата детей дошкольного возраста. Одной из форм, является открытие на базе ДОО консультативных развивающих центров.

Главная цель работы центров, является оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей.

Консультативные центры дошкольных образовательных организаций осуществляют свою деятельность для разных категорий семей, в том числе:

  1. Семей с детьми, получающими дошкольное образование в форме семейного образования;
  2. Семей с детьми, не получающими дошкольное образование, в том числе и раннего возраста;
  3. Семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, имеющих детей дошкольного возраста; и наконец,
  4. Семей, имеющих детей с ОВЗ и инвалидностью.

В данных условиях, открытие на базе дошкольных учреждений г. Улан-Удэ консультативных центров, локально решает задачу охвата дошкольным образованием детей, а особенно — группу детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Деятельность консультативных центров ДОО пользуется спросом, так, за 2018–2019 год обратились свыше 1500 детей и родителей.

Особым спросом пользуются услуги по оказанию помощи родителям, воспитывающим детей с ОВЗ и инвалидностью. В декабре 2017 года в детском саду № 16 «Родничок» открылся консультативный центр, который специализируется на работе с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами. В КЦ обращаются за помощью родители разных районов г. Улан-Удэ, таким образом, консультативные центры оказывают помощь родителям без привязки к административно-территориальному делению (слайд % обратившихся). В КЦ созданы материально-технические условия, работают высококвалифицированные специалисты сопровождения, педагоги владеют современными методами работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Алгоритм работы КЦ следующий: родителям оказывается консультация, проводится психолого-педагогическая диагностика, подбираются методы работы с конкретным ребенком, разрабатываются индивидуальные маршруты. Далее – родители с детьми по графику посещают КЦ, проводится оценка достижений, разрабатываются новые рекомендации.

В работе применяются игровые методы, методы сенсорной интеграции, элементы ТЕАССН технологии, АВА терапии, интерактивные технологии с использованием современного программного обеспечения и продвинутых технических устройств.

Деятельность всех КЦ осуществляется в следующих основных направлениях:

  1. Методическая помощь, включающая разработку методических рекомендаций по вопросам организации образовательного процесса в ДОУ; применения различных форм, методик и средств воспитания и обучения ребенка; помощь в выборе оптимальной методики обучения, видов деятельности и др.
  2. Диагностическая помощь – очень востребована у родителей и в дальнейшем, на основании диагностики, даются рекомендации законным представителям, выбирается наиболее подходящая методика работы с ребенком.
  3. Консультативная помощь. Наиболее актуальными темами консультаций являются: выбор оптимальных путей развития ребенка; разрешения возникающих конфликтов, выявления трудностей; консультирование по вопросам социализации ребенка в открытом обществе, в социуме сверстников.
  4. Психолого-педагогическая помощь. В процессе проведения коррекционно-развивающей работы с детьми в консультативном центре, наблюдается четкая тенденция повышения уровня социальной адаптации, оценки сформированности навыков по основным сферам жизнедеятельности: коммуникации, повседневных житейских навыков, социализации, моторных и когнитивных навыков. Так, по 5-ти балльной шкале, по многим направлениям обследований, прослеживается положительная динамика.

Неотъемлемая часть работы консультативных центров – это оказание помощи педагогическим работникам других ОО по актуальным вопросам обучения и воспитания детей, в том числе, детей раннего возраста, детей с особыми образовательными потребностями. Лучшие практики транслируются на городских и республиканских мероприятиях педагогических работников.

Таким образом, консультационные центры в дошкольных образовательных организациях г. Улан-Удэ являются успешной моделью вариативной формы организации дошкольного образования; современной формой открытого взаимодействия образовательной организации с родителями, где семья получает точечную, выверенную, персонифицированную методическую и практическую помощь в воспитании, развитии и обучении ребенка.

С апреля 2019 года МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 16 «Родничок» г. Улан-Удэ, приступил к реализации проекта, поддержанного грантом Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Основной идеей проекта является нелинейная модель организации кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами и использование ресурсов семьи и социума, т. е. комплексная, легко моделируемая в зависимости от потребности семьи и ребенка с особенностями в развитии, поддержка родителей, их обучение и привлечение к процессу реабилитации и социализации ребенка; мобилизации собственных ресурсов семьи посредством применения современных методов реабилитации и социализации.

Целевая группа проекта: дети-инвалиды, проживающие и воспитывающиеся в семьях Республики Бурятия:

– дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития – 2 чел.;

– дети с нарушениями психоэмоциональной и волевой сферы –10 чел.

– дети с сенсорными, тяжелыми речевыми нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата – 8 чел.

Родители (законные представители), воспитывающие детей-инвалидов, – 20 чел.

Данная нелинейная модель включает применение разных современных форм и методов помощи детям и семье:

  1. Организация кратковременного пребывания детей (в том числе, с интеграцией в среду детей без особенностей) с комплексной социализацией и реабилитацией. Специалистами проводятся коррекционно-развивающие занятия, в том числе, с использованием современных инновационных методик: АВА-терапии, TEACCH-технологий, технологий игрового обучения, методов арттерапии (мульттерапии).
  2. Социальный психолого-педагогический патронаж семьи «Помогай-ка». Патронаж семьи осуществляется наиболее нуждающимся в помощи семьям, проживающим в районах РБ и г. Улан-Удэ.
  3. Группа семейной реабилитации «Родительская гостиная», основная цель которой- создание условий для решения внутрисемейных проблем и просвещения родителей.
  4. Дистанционный онлайн-ресурс «Неотложная помощь» для оказания помощи родителям из районов РБ и г. Улан-Удэ. Предоставление помощи родителям (законным представителям), с использованием межведомственных ресурсов: в вопросах воспитания, реабилитации и социализации ребенка; детско-родительских и семейных отношений; коррекции психологического состояния в семье, а также по вопросам дальнейшего обучения ребенка с особенностями в развитии в образовательных учреждениях РБ.
  5. Организация досуговой и совместной творческой деятельности целевой группы проекта. В мероприятиях принимают участие, в том числе, ближайшее окружение семьи.

Получены следующие промежуточные результаты от реализации проекта для целевой группы:

  1. Повышение качества жизни семей.
  2. Положительная динамика уровня родительской компетенции в вопросах воспитания и развития, дальнейшего обучения детей, их отдыха и оздоровления.
  3. Повышение творческой активности родителей и детей- как формы их социализации и реабилитации.

Таким образом, актуальность данной работы трудно переоценить. Проект в настоящее время положительно оценен родителями, ближайшим окружением семьи и общественными организациями Республики Бурятия.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, улан-удэ, дошкольное образование, родитель, Бурятия, кратковременный присмотр, оказание помощи, социализация ребенка, детский сад, дошкольный возраст.

Похожие статьи

Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна из...

детский сад, кратковременное пребывание, ребенок, ранний возраст, группа, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья

В качестве еще одного социального института социализации детей раннего возраста выступает дошкольное образовательное учреждение...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста.

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста...

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное учреждение...

Помощь в социализация детей в условиях военного городка...

Участники: дети дошкольного возраста и родители, проживающие на территории военного

Оказание помощи детям -сиротам и детям , оставшимся без попечения родителей является

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в.

Социализация детей младшего дошкольного возраста...

В дошкольном возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают лица, с которыми у ребёнка происходит непосредственное взаимодействие. Ими являются родители или лица, заботящиеся и общающиеся с ребенком и детский сад — в первую очередь...

Дошкольное образование в России | Статья в сборнике...

Дошкольное образование в России — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Задачей дошкольного образования является донесение до ребенка базовых основ культуры и правил поведения в...

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

Проблема психологического сопровождения развития детей дошкольного возраста находится в стадии интенсивной разработки и ее изучение крайне актуально на современном этапе образования. Дошкольный возраст обладает особой ценностью для последующего развития...

Роль детского сада в процессе социализации личности

Первым институтом социализации для дошкольника является детский сад. Здесь ребёнок получает первый опыт общения с чужими взрослыми

Педагоги, воспитатели и родители должны рассматриваться как партнеры в рамках целостного процесса социализации ребенка.

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста...

Социализация детей дошкольного возраста — процесс длительный и многоплановый.

Адаптация особенного ребёнка к детскому саду. детский сад, ребенок, родитель, период адаптации, ранний

Примерный годовой план адаптационной группы кратковременного...

Взаимодействие с родителями как условие успешной...

Поэтому для успешной социализации ребенка необходимо установление партнёрских

Социализация– процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты...

Похожие статьи

Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна из...

детский сад, кратковременное пребывание, ребенок, ранний возраст, группа, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья

В качестве еще одного социального института социализации детей раннего возраста выступает дошкольное образовательное учреждение...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста.

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста...

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное учреждение...

Помощь в социализация детей в условиях военного городка...

Участники: дети дошкольного возраста и родители, проживающие на территории военного

Оказание помощи детям -сиротам и детям , оставшимся без попечения родителей является

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в.

Социализация детей младшего дошкольного возраста...

В дошкольном возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают лица, с которыми у ребёнка происходит непосредственное взаимодействие. Ими являются родители или лица, заботящиеся и общающиеся с ребенком и детский сад — в первую очередь...

Дошкольное образование в России | Статья в сборнике...

Дошкольное образование в России — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Задачей дошкольного образования является донесение до ребенка базовых основ культуры и правил поведения в...

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

Проблема психологического сопровождения развития детей дошкольного возраста находится в стадии интенсивной разработки и ее изучение крайне актуально на современном этапе образования. Дошкольный возраст обладает особой ценностью для последующего развития...

Роль детского сада в процессе социализации личности

Первым институтом социализации для дошкольника является детский сад. Здесь ребёнок получает первый опыт общения с чужими взрослыми

Педагоги, воспитатели и родители должны рассматриваться как партнеры в рамках целостного процесса социализации ребенка.

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста...

Социализация детей дошкольного возраста — процесс длительный и многоплановый.

Адаптация особенного ребёнка к детскому саду. детский сад, ребенок, родитель, период адаптации, ранний

Примерный годовой план адаптационной группы кратковременного...

Взаимодействие с родителями как условие успешной...

Поэтому для успешной социализации ребенка необходимо установление партнёрских

Социализация– процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты...