Использование иерархических моделей организации информации при конструировании коммуникативного сообщения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общие вопросы психологии

Опубликовано в

II международная научная конференция «Психология в России и за рубежом» (Санкт-Петербург, ноябрь 2013)

Дата публикации: 22.10.2013

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Склейнис, В. А. Использование иерархических моделей организации информации при конструировании коммуникативного сообщения / В. А. Склейнис. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 1-6. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/109/4356/ (дата обращения: 06.05.2024).

Данная работа посвящена сопоставительному анализу моделей внутриличностной организации информации, предложенных Д. А. Леонтьевым и Р. Дилтсом Автор производит сопоставительный анализ выделяемых в данных моделях структур и указывает на перспективы их совместного использования.

Ключевые слова:смысловая сфера личности, нейрологические уровни, организация коммуникативного процесса, направленная трансляция смыслов.

Реализация эффективного коммуникативного воздействия в ряде случаев предполагает осуществление комплексного подхода, в рамках которого осуществляется приведение в единый информационно-коммуникативный комплекс различных коммуникативных средств [8]. Вместе с тем, возможность комплексного использования разнородных методик зачастую бывает затруднена различиями в методологических принципах, в рамках которых данные методики были изначально разработаны. В качестве одного из путей преодоления данного противоречия на концептуальном уровне может выступать, на наш взгляд, сопоставительный анализ элементов различных концепций, результатом которого будет являться целостная система, обеспечивающая их органичное сочетание.

Целью данной работы является проведение сопоставительного анализа таких моделей внутриличностной организации информации, как модель нейрологических уровней Р. Дилтса, описывающая процессы организации информации в рамках НЛП с одной стороны и концепция смысловой сферы личности, предложенная Д. А. Леоньтевым, с другой. К сферам применения НЛП относятся такие области практической деятельности, как психотерапия, бизнес-консультирование, маркетинговая сфера, а также сфера связей с общественностью. [2]. Модель смысловой динамики Д. Леонтьева также используется для объяснения и моделирования процессов направленной трансляции смыслов. Комбинирование данных подходов может, на наш взгляд, обеспечить эффект синергии [9], позволяя осуществлять коммуникативное воздействие с большей эффективностью, чем при применении данных подходов в отдельности.

Теоретическая значимость: Многообразие теоретических и практических подходов к конструированию коммуникативного сообщения делает актуальной задачу сопоставления различных концепций, проведения параллелей между отдельными их компонентами с целью создания интегративных комплексов, объединяющих существующие модели в целостную структуру.

Практическая значимость: сопоставление различных подходов, описывающих внутриличностную организацию информации, позволит решить задачу создания интегрированных коммуникативных технологий, органично сочетающих подходы, изначально базирующиеся на различных методологических основаниях.

Рассматривая внутриличностную организацию информации, Дилтс выделяет следующие её уровни:

1.                  Окружение — уровень, включающий в себя совокупность факторов окружающей среды, включая социальное окружение.

2.                  Поведение — совокупность поведенческих реакций человека, детерминированных ситуативными установками.

3.                  Способности (стратегия). Данный уровень включает в себя внеситуативные установки, повторяющиеся последовательности действий, а также когнитивные стратегии, определяющие процессы принятия решений.

4.                  Уровень убеждений и ценностей. Содержание данного уровня представлено набором принципов, управляющих действиями человека и обладающих смыслообразующим влиянием на содержание структур нижележащих уровней.

5.                  Уровень идентичности определяет восприятие человеком себя, включающее совокупность ценностей и убеждений, определяющих в глазах человека его миссию.

6.                  Уровень миссии включает в себя отождествление с определенной системой, включающей личность в качестве элемента и определяющей характер идентичности. В поздних версиях [12] модели нейрологических уровней данных уровень рассматривается как «поле отношений», формирующее отношения с такими надсистемами, как семья, профессиональное сообщество, общество в целом [5]

Концепция Дилтса получила распространение в различных сферах: в психотерапевтической практике [6,3], практике конструировании имиджа [4], многоуровневом рассмотрении корпоративной культуры [6], при реализации задач брендинга [3] и проведения информационных кампаний [1].

Другой моделью иерархии смысловых образований является созданная в рамках деятельностного подхода модель смысловой сферы личности, предложенная Д. А. Леонтьевым [10].Согласно Леонтьеву, смысловая сфера личности представляет собой систему, образованную находящимися на различных уровнях смысловыми структурами. Высший уровень данной системы образуют ценности субъекта, оказывающие смыслообразующее воздействие на уровни нижележащие. Система ценностей субъекта представляет собой эталон, на основании которого формируются смысловые структуры среднего уровня — смысловые конструкты, диспозиции и мотивы. Смысловые конструкты представляют собой категориальные шкалы, осуществляющие категоризацию объектов по определенному параметру; диспозиции осуществляют отражение внеситуативного отношения субъекта к объектам и явлениям; мотивы выполняют функцию побуждения и направления деятельности субъекта. Структуры среднего уровня, в свою очередь, также осуществляют смыслообразующее влияние на нижележащие образования — личностные смыслы и смысловые установки. Личностный смысл представляет собой составляющую образов восприятия и представления, проявляющуюся в феноменах эмоциональной окраски и трансформации образов; смысловая установка, будучи составляющей исполнительных механизмов деятельности, выражается в особенностях протекания деятельности, оказывая на нее стабилизирующее, или же, напротив, отклоняющее и дезорганизующее действие.

Среди динамических процессов, порождающих и трансформирующих смысловые образования в ходе движения деятельности, Д. А. Леонтьев выделяет смыслостроительство — соизмерение, соподчинение и упорядочивание отношений субъекта с миром. Смыслостроительство коренным образом отличается от смыслообразования — процесса распределения смысла от ведущих смысловых структур к производным. Если при смыслообразовании происходит «перераспределение» смысла, то при акте смылостроительства имеет место порождение новых смысловых структур.

Рассматривая смысловую сферу личности как превращенную форму смысловых отношений субъекта с миром, Д. А. Леонтьев выделяет следующие механизмы порождения смыслов. Замыкание жизненных отношений представляет собой результат встречи субъекта с объектом, вследствие которой объект обретает жизненный смысл. Индукция смысла выражается в придании смысла деятельности, которая изначально была смысла лишена. Идентификация выступает в качестве механизма смыслостротельства в ситуации, когда человек, отождествляясь с социальной группой, присваивает ценности данной группы. Инсайт представляет собой внезапное усмотрение смысла там, где ранее его не было. Столкновение смыслов возникает тогда, когда смысловая сфера личности вступает во взаимодействие с другой смысловой реальностью, воплощённой в художественном произведении или смысловой сфере другого человека. Наконец, смыслополагание представляет собой экзистенциальный акт, в котором субъект определяет смысл объекта, устанавливая его значимость в своей жизни.

Сопоставляя концепции Д. А. Леонтьева и Р. Дилтса, можно проследить ряд сходных моментов в описании иерархии смысловых образований. В концепции Д. А. Леонтьева ценности выступают в качестве детерминирующего фактора по отношению к внеситуативным установкам (диспозиции) и координатам семантической категоризации (смысловые конструкты), соответствующим уровню способностей по Дилтсу. В свою очередь, последние детерминируют образование ситуативных смысловых установок, соответствующим уровню поведения, описанному Р. Дилтсом.

Сопоставляя предложенное Р. Дилтсом описание уровня идентичности с концепцией Д. А. Леонтьева, мы можем поставить данному уровню в соответствие такой механизм порождения смыслов, как идентификация. Основываясь на трудах А. М. Лобка [11], Д. А. Леонтьев описывает данный механизм как «принятие мифа», происходящее при идентификации человека с социальной группой и выражающееся в присвоении присущих данной группе ценностей.

Применение модели Дилтса в сфере информационных кампаний осуществляется посредством методики смешения логических уровней. Суть данной методики заключается в подстройке под один из уровней (как правило, вышележаший) с последующим индуцированием смысла на другой, как правило, нижележащий уровень.

Рассматривая данный механизм в рамках модели смысловой сферы Д. А. Леонтьева, мы можем поставить ему в соответствие феномен направленной трансляции смыслов. Реализация данного феномена проявляется в подключении к определенному объекту смысловых образований (диспозиций, мотивов, ценностей, конструктов) с целью его ассоциирования с данными образованиями.

Таким образом, подводя итоги сопоставления двух моделей внутриличностной организации смысловых структур, мы можем отметить, что концепция смысловой сферы личности включает в себя более широкий спектр смысловых образований и механизмов их порождения по сравнению с моделью нейрологических уровней. Вместе с тем, модель Дилтса является более операционализированной, выступая в качестве основы для ряда детально разработанных алгоритмов создания сообщений. Соответственно, в качестве путей построения модели, сочетающей в себе достоинства описанных выше подходов, можно рассматривать, на наш взгляд, моделирование в рамках НЛП области, затрагиваемой в модели Д. А. Леонтьева и не рассматриваемой в рамках модели Дилтса, а также операционализацию данной области за счёт расширения арсенала используемых методик.

Литература:

1.         Ачкасова В. А., Володина Л. В. Связи с общественностью как социальная инженерия. СПб.: Речь, 2005. — 336 с.

2.         Булыгин, Егор. Что такое НЛП и какие его технологии эффективно используются в рекламе. Электронный ресурс. http://www.mcnlp.ru/library/nlp_articles/nlp_v_biznese/58.htm

3.         Глинфельд, М. Нейрологические уровни и брендинг. Электронный ресурс. http://hr-portal.ru/article/mihail-grinfeld-neyrologicheskie-urovni-i-brending

4.         Горчакова В. Г. Имидж: искусство и реальность. М.: Юнити Дата, 2010. — 279 с.

5.         Дилтс P., Коучинг с помощью НЛП. — Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 256 с.

6.         Дилтс, Р. Моделирование с помощью НЛП. СПб, Питер, 2011.-288 с.

7.         Дилтс, Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. СПб, Питер, 2002. — 320 с.

8.         Емельянов, С. М. Теория и практика связей с общественностью. — СПб.: Питер, 2006.– 240 с.

9.         Лапыгин Ю. Н. Теория организации. М.: Инфра-М, 2007. — 311 с

10.     Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — 3-е изд., доп. — М.: Смысл, 2007. — 511 с

11.     Лобок А. М. Психология мифа. автореф. дисс. … д-ра психол. наук. М.: 1998. — 55 с.

12.     Танасиенко, А. НЛП: Надежда на перемены. Что нового в области НЛП сейчас и, возможно, может появиться в будущем//Вестник НЛП № 38. Электронный ресурс. http://www.vestniknlp.ru/index.php≤sid=250&did=972

Основные термины (генерируются автоматически): смысловая сфера личности, уровень, модель, организация информации, концепция, направленная трансляция смыслов, образование, смысловая сфера, сопоставительный анализ, социальная группа.

Ключевые слова

смысловая сфера личности, нейрологические уровни, организация коммуникативного процесса, направленная трансляция смыслов., направленная трансляция смыслов

Похожие статьи

К вопросу о формировании ценностно-смысловых ориентаций...

Ценностно-смысловая сфера представляет собой системообразующий фактор единицы психологического анализа. Процесс регуляции индивидом своей жизни заключен в рамки неких ограничений и проходит путь формирования мотивов, смыслов и ценностей...

Социально-психологические аспекты развития...

Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте.

Ценность — любой объект (в т. ч. и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса).

Психосемантические корреляты жизненного сценария личности

В наших работах [8, 9] осуществляется сопоставительный анализ концепции смысловой сферы личности Д. А. Леонтьева [5], моделей структуры образа мира как системы значений [11, 12] и проявления сценарных структур [1, 2, 15 и др.].

Осмысленность жизни как фактор субъективного благополучия

Таким образом, согласно семантическому анализу под субъективным благополучием

Условно выделенные группы были проанализированы с точки зрения осмысленности жизни (таблица 1).

Особенности ценностно-смысловой сферы мужчин и женщин...

Познание как способ создания новой действительности

Это свойственно не только здравому смыслу и житейскому опыту, но и существенно важно для науки и других сфер профессионального

Основные термины (генерируются автоматически): социальное значение, личностный смысл, знание, действительность, смысловая структура...

Изучение особенностей ценностно-смысловой сферы личности...

Полезная информация. Спецвыпуски.

Ценностно-смысловые ориентации изучались с помощью методик: опросник «Измерение мотива длительности жизни», методика исследования системы жизненных смыслов В. С. Котлякова, методика изучения ценностных ориентаций М...

Языковая личность в Интернете | Статья в журнале...

В сети, являющейся активно развивающейся сферой коммуникации, отмечается гораздо большее

Языковая игра строится по принципу плюрализма смыслов. [3].

В работе М.А. Щербакова «Модель уровней самоидентификации личности» самоидентификация...

Изучение особенностей ценностно-смысловой сферы личности...

Объектом исследования является ценностно-смысловая сфера личности.

Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте.

Влияние средств массовой коммуникации на формирование...

Конкуренция социальных институтов ведет в лучшем случае нивелированию смысла

Тоже изучили проблему влияния медиакультуры на формирование личности.

Коммуникация пронизывает все сферы жизни общества и поэтому оказывает колоссальное воздействие на...

Похожие статьи

К вопросу о формировании ценностно-смысловых ориентаций...

Ценностно-смысловая сфера представляет собой системообразующий фактор единицы психологического анализа. Процесс регуляции индивидом своей жизни заключен в рамки неких ограничений и проходит путь формирования мотивов, смыслов и ценностей...

Социально-психологические аспекты развития...

Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте.

Ценность — любой объект (в т. ч. и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса).

Психосемантические корреляты жизненного сценария личности

В наших работах [8, 9] осуществляется сопоставительный анализ концепции смысловой сферы личности Д. А. Леонтьева [5], моделей структуры образа мира как системы значений [11, 12] и проявления сценарных структур [1, 2, 15 и др.].

Осмысленность жизни как фактор субъективного благополучия

Таким образом, согласно семантическому анализу под субъективным благополучием

Условно выделенные группы были проанализированы с точки зрения осмысленности жизни (таблица 1).

Особенности ценностно-смысловой сферы мужчин и женщин...

Познание как способ создания новой действительности

Это свойственно не только здравому смыслу и житейскому опыту, но и существенно важно для науки и других сфер профессионального

Основные термины (генерируются автоматически): социальное значение, личностный смысл, знание, действительность, смысловая структура...

Изучение особенностей ценностно-смысловой сферы личности...

Полезная информация. Спецвыпуски.

Ценностно-смысловые ориентации изучались с помощью методик: опросник «Измерение мотива длительности жизни», методика исследования системы жизненных смыслов В. С. Котлякова, методика изучения ценностных ориентаций М...

Языковая личность в Интернете | Статья в журнале...

В сети, являющейся активно развивающейся сферой коммуникации, отмечается гораздо большее

Языковая игра строится по принципу плюрализма смыслов. [3].

В работе М.А. Щербакова «Модель уровней самоидентификации личности» самоидентификация...

Изучение особенностей ценностно-смысловой сферы личности...

Объектом исследования является ценностно-смысловая сфера личности.

Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте.

Влияние средств массовой коммуникации на формирование...

Конкуренция социальных институтов ведет в лучшем случае нивелированию смысла

Тоже изучили проблему влияния медиакультуры на формирование личности.

Коммуникация пронизывает все сферы жизни общества и поэтому оказывает колоссальное воздействие на...