Формирование читательской грамотности будущего учителя начальных классов (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 декабря, печатный экземпляр отправим 21 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

XXXIV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, июль 2022)

Дата публикации: 13.07.2022

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Прокина, Л. П. Формирование читательской грамотности будущего учителя начальных классов (из опыта работы) / Л. П. Прокина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 15-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/458/17378/ (дата обращения: 05.12.2022).



В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации проведения практической работы студентов при изучении междисциплинарных курсов «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах», «Детская литература с практикумом по выразительному чтению». Рассматривается процесс формирования читательской грамотности, как составного элемента функциональной грамотности студентов педагогического колледжа на примере анализа художественных произведений для начальных классов, а также текстов по русскому языку.

Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, смысловое чтение, виды текстовой информации.

Функциональная грамотность включает следующие компоненты: читательская грамотность, математическая, естественно-научная, финансовая, креативность. Остановимся конкретно на читательской грамотности студента-будущего учителя начальных классов. Читательская грамотность является фундаментом для получения знаний.

Базовым навыком функциональной грамотности считается именно читательская грамотность. Это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни [1].

Студент должен владеть широким спектром поиска информации. Чтение остаётся приоритетной сферой оценки читательской грамотности. Читательская грамотность определяется как способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достичь своих целей, расширить свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность используется для различных целей. Читательская грамотность всегда остаётся в центре внимания. К традиционному чтению в настоящее время добавляются новые формы чтения: это смысловое чтение, формирование выводов о прочитанном, интегрирование между предложениями. Концепцией читательской грамотности стало определение достоверности информации из нескольких источников, использование печатных и цифровых текстов [2].

Достижения студентов оцениваются на уровне мыслительных процессов. Студентов знакомят с классификацией текстов, которые по форме бывают сплошными, не сплошными и смешанными. К сплошным текстам относятся: эссе, рассказ, роман, обзоры, письма. К не сплошным: списки, таблицы, графики, каталоги, расписание. Смешанные тексты включают абзацы с графиками. Сплошные тексты разделяются по типам: тексты-описание, тексты-повествование, тексты-объяснение, тексты-аргументация, тексты-инструкция.

Чтение текстов имеет свои цели. Например, для личных целей студентов — это художественная литература, для общественных целей — это документы, для рабочих целей — это инструкции, чтение для получения педагогического образования [3].

Компетентные читатели могут внимательно прочитать текст, организовать поиск конкретной информации внутри текста, извлечь нужную информацию, определить способ нахождения информации. Например, пролистывание серии абзацев, чтобы найти конкретную информацию, бегло просмотреть информацию, сделать выводы по тексту. Опытные читатели могут локализировать информацию в нескольких фрагментах текста. Трудность в обработке информации определяется длиной текста, объёмом сообщения.

Студента нужно научить искать информацию, понимать прочитанный текст, о чём идёт речь в тексте. Поэтому грамотный читатель свободно демонстрирует читательские процессы: находит и извлекает информацию из текста, интегрирует и интерпретирует сообщение текста, осмысливает и оценивает информацию, определяет основные идеи текста, оценивает качество и достоверность информации, определяет источник информации, размышляет о качестве текста [4].

На уроках детской литературы студенты сопоставляют художественные тексты и оценивают их достоверность и качество. Определяют ценности текста, авторские задачи, отношение писателя к своим героям.

Задания бывают нескольких типов:

  1. Задания с выбором ответов из множества ответов (единственный выбор).
  2. Открытые задания, т. е. вопросы со свободными ответами (краткими или развёрнутыми).

Для анализа художественного произведения для детей младшего школьного возраста студентам предлагаются следующие задания:

  1. Студент получает отрывок из произведения детского писателя для определения авторства (А. Погорельский, Д. Н. Мамин — Сибиряк, В. В. Бианки, К. Г. Паустовский, В. П. Катаев, В. Ю. Драгунский (по желанию преподавателя список может быть расширен).
  2. Сравните юмористическое в поэзии А. Л. Барто и С. Я. Маршака.
  3. Напишите сочинение — миниатюру (эссе) на тему «Дети в изображении Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского».
  4. Найдите и выпишите из известных сказок А. С. Пушкина примеры волшебных превращений.

На уроках русского языка студенты озаглавливают тексты, выделяют данную тему, а также определяют стиль и тип речи, находят тезис, доказательство и вывод. Например, текст М. Дудина.

Учитель и ученик… Помните, что написал на своём портрете, подаренном юному Александру Пушкину, Василий Андреевич Жуковский: «Победителю — ученику от побеждённого учителя». Ученик непременно должен превзойти своего учителя, в этом и есть самая высшая заслуга учителя, его продолжение, его радость, его право, пусть даже призрачное, но бессмертие. И вот что сказал В. В. Бианки своему лучшему ученику Н. И. Сладкову во время одной из последних прогулок: «Известно, что опытные и старые соловьи обучают пению молодых. Как говорят птицеловы, — «ставят их на хорошую песню». Но как ставят! Не тычут носом, не принуждают и не заставляют. Они просто поют. Изо всех своих птичьих сил стараются петь как можно лучше и чище! Чистота свиста ценится у них превыше всего. Старики поют, а молодые слушают и учатся. Учатся петь, а не подпевать!»

По степени сложности читательской грамотности выделяют три уровня сложности:

1.Высокий познавательный уровень сложности.

Студенты этого уровня находят информацию, интегрируют, интерпретируют сообщение текста, делают выводы, критически оценивают тексты.

2.Средний познавательный уровень, базовый уровень.

Студенты этого уровня осуществляют поиск информации, дают критическую оценку ей, определяют главную мысль текста, сравнивают, противопоставляют. Это также высокая степень сложности.

3.Низкий познавательный уровень. Это низкая степень сложности.

Студенты этого уровня находят отрывки из текста, но не всегда правильно определяют главную мысль, не умеют критически мыслить и оценивать сообщение текста.

Чтение — это окошко, через которое дети видят.... Кем бы ни был в будущем ученик, какую бы профессию ни избрал, он всегда должен быть читателем, уметь не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливая и интерпретируя её. Читательская грамотность — способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать её при решении учебных, практических задач и в повседневной жизни.

Литература:

  1. Авдеенко Н. А., Демидова М. Ю., Ковалева Г. С., Логинова О. Б., Михайлова А. М., Яковлева С. Г. Основные подходы к оценке креативного мышления в рамках проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019 Т. 1, № 4 (61). С. 124–145.
  2. Басюк В. С., Ковалева Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019 Т. 1, № 4 (61). С. 13–33.
  3. Гостева Ю. Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т. Ю. Теория и Практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019 Т. 1, № 4 (61). С. 34–57.
  4. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение, 2011. 190 с.