Изучение графических редакторов в рамках школьного курса информатики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XXX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, май 2022)

Дата публикации: 27.05.2022

Статья просмотрена: 681 раз

Библиографическое описание:

Никулина, Е. В. Изучение графических редакторов в рамках школьного курса информатики / Е. В. Никулина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 15-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/446/17241/ (дата обращения: 04.05.2024).



Графический редактор — программа для создания, редактирования изображений. Этими программами пользуются все, от младшего школьника до академика. Профессионально графические редакторы используют дизайнеры. На рынке программного обеспечения таких программ представлено бесконечное множество. Всех их можно разделить на растровые и векторные графические редакторы.

Растровые графические редакторы являются наилучшим средством обработки цифровых фотографий и отсканированных изображений, поскольку позволяют повышать их качество путем изменения цветовой палитры изображения и даже цвета каждого отдельного пикселя. Можно повысить яркость и контрастность старых и не качественных фотографий, удалить мелкие дефекты изображения (например, царапины), преобразовать черно-белое изображение в цветное.

Кроме того, растровые графические редакторы можно использовать для художественного творчества путем использования различных эффектов преобразования изображения. Обычную фотографию можно превратить в мозаичное панно, рисунок, нарисованный карандашом, или рельефное изображение. К растровым графическим редакторам можно отнести: Paint, AdobePhotoshop, GIMP, CorelPhoto-Paint.

Векторные графические редакторы используются для создания и редактирования рисунков, в которых существуют четкие контуры (эмблемы, иллюстрации к книге, визитки и плакаты, этикетки, схемы, графики и чертежи). Так как векторные рисунки состоят из отдельных графических объектов, то они легко редактируются.

Векторные графические редакторы позволяют рисовать не только плоские, но и объемные объекты: куб, шар, цилиндр и другие. При рисовании трехмерных тел можно устанавливать различные режимы освещенности объекта, материал из которого он изготовлен, качество поверхности и другие параметры. К векторным графическим редакторам можно отнести: CorelDraw, AdobeIllustrator, LibreOfficeDraw, Inkscape.

Впервые школьники знакомятся с растровым графическим редактором Paint на уроках информатики в 5 классе. Это очень простой, бесплатный графический редактор, входящий в состав операционной системы Windows. Школьники получают возможность работать с цветом, графическими примитивами, выполнять и редактировать рисунки. Созданные рисунки учащиеся могут сохранять у себя в папке на компьютере и выводить их на экран. Графический редактор Paint дает первоначальные навыки работы со всеми другими графическими программами. Немного позже, уже в других классах школьники знакомятся с более сложными графическими редакторами GIMP, AdobePhotoshop, CorelDraw.

Изучение графических редакторов развивают познавательные способности учащихся, внимание, память, логическое мышление, пробуждает стремление к творчеству, способствует формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу, повышает интерес к занятиям. Важным условием для формирования человека является его способность воспринимать, обрабатывать и использовать графическую информацию.

В результате изучения графических редакторов учащиеся должны уметь:

– использовать простейший графический редактор для создания и редактирования изображений;

– создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами;

– определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;

– создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;

– создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора.

Среди множества учебников по информатике можно выделить несколько учебных пособий известных авторов: Л. Л. Босова, Н. Д. Угринович, И. Г. Семакин.

В учебнике по информатике за 5 класс Босовой Л. Л. есть тема «Компьютерная графика», где рассматриваются следующие понятия: компьютерная графика, графический редактор, графический фрагмент. Есть практические работы для выполнения в графическом редакторе Paint, направленные на изучение инструментов графического редактора; работа с фрагментами изображения: удаление, перемещение, копирование; преобразование фрагментов. В учебнике по информатике за 7 класс этого же автора рассмотрены следующие темы: «Формирование изображения на экране монитора», «Компьютерная графика», «Создание графических изображений». Учащиеся знакомятся со следующими понятиями: пиксель, пространственное разрешение монитора, цветовая модель RGB, глубина цвета, видеокарта, видеопамять, видеопроцессор, частота обновления экрана, графический объект, компьютерная графика, растровая и векторная графика, форматы графических файлов, графический редактор, растровый и векторный графический редактор, интерфейс графических редакторов, палитра графического редактора, инструменты графического редактора, графические примитивы. В учебнике есть практические задания, направленные на получения навыков работы с графическими примитивами, работа с фрагментами изображений в растровом и векторном графическом редакторе. В учебнике по информатике за 10 класс есть тема «Объекты компьютерной графики». Здесь рассматриваются следующие понятия: растровые и векторные графические изображения, компьютерная анимация, формат графического файла, разрешение, коррекция. Практических работ в учебнике нет, но есть в конце параграфа контрольные вопросы и задания для выполнения в тетради.

По каждому учебнику информатики с 5–9 класс у автора Босовой Л. Л. есть рабочая тетрадь, которая содержит задания базового, повышенного и высокого уровней сложности в виде рисунков, схем, таблиц, блок-схем на воспроизведение и практическое применение изучаемого материала, в том числе заданий исследовательского характера.

У другого автора Угриновича Н. Д. в учебнике по информатике на 7 класс есть тема «Обработка графической информации». В рамках изучения темы рассматриваются следующие понятия: растровая и векторная графика, растровые и векторные графические редакторы, интерфейс графических редакторов, растровая и векторная анимация. В учебнике есть практические работы по этой теме: «Редактирование изображений в растровом редакторе Paint», «Создание рисунков в векторном графическом редакторе», «Анимация». В учебнике за 8 класс есть темы «Кодирование графической информации», «Цифровые фото и видео». В рамках данных тем рассматриваются следующие понятия: пиксель, разрешение, глубина цвета, палитры цветов, цифровая фотография, цифровое видео, потоковое видео. В данном учебном пособии есть практические работы: «Кодирование графической информации», «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу». В учебнике за 10 класс есть тема «Кодирование и обработка графической информации», где рассматриваются следующие понятия: глубина цвета, системы цветопередачи, растровая графика, векторная графика. Представлены практические работы: «Кодирование графической информации», «Работа с растровой графикой», «Работа с трехмерной векторной графикой», «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС».

Каждый учебник Угриновича Н. Д. мультисистемный, так как практические работы компьютерного практикума могут выполняться в различных операционных системах: Windows или Linux.

По каждому учебнику информатики с 7–9 класс у автора Угриновича Н. Д. есть рабочая тетрадь, она выполнена в форме, предусматривающей последовательное выполнение учащимися заданий на компьютере и запись ответов на вопросы, а также оформление отчета. Благодаря такой форме организации занятий педагог может оценить полноту выполнения заданий и сформировать у учащихся культуру оформления практической деятельности проективного и исследовательского характера. Каждая тетрадь состоит из лабораторных работ по темам учебника с опорой на теоретический материал.

У другого автора Семакина И. Г. в учебнике по информатике за 7 класс есть глава IV «Графическая информация и компьютер», она разделена на параграфы: компьютерная графика, технические средства компьютерной графики, как кодируется изображение, растровая и векторная графика, работа с графическим редактором растрового типа, работа с графическим редактором векторного типа. Каждый параграф содержит контрольные вопросы, упражнения или практические задания. По данному учебнику есть рабочая тетрадь с заданиями для выполнения в тетради, так и на компьютере, в том числе задания, предполагающие работу с цифровыми образовательными ресурсами из Единой коллекции. Представлены задания разной степени сложности. К этому же учебнику есть еще задачник практикум в двух частях. Пособие содержит практические материалы разного назначения: задачи для теоретического решения (без компьютера), задачи для решения с помощью компьютера, задания для лабораторного практикума, упражнения на отработку отдельных практических навыков на компьютере, творческие задания и проекты.

Рассмотрев учебный и программно-методический комплекс, можно увидеть, что на изучение графических редакторов отведено недостаточно времени, слишком мало по сравнению с содержанием, которое нужно освоить. Поэтому изучение графических редакторов реализуется только на достойном уровне лишь на элективных и факультативных занятиях, где учащиеся могут проявить самостоятельность, исследовательскую деятельность. Для достижения наилучшего результата следует переходить от простых программных средств к более сложным программам, обладающим расширенными функциональными возможностями. К тому же изучение графических редакторов позволит не только увеличить эффективность изучения информатики, но и других предметов, за счет наглядности.

Литература:

  1. Босова Л. Л. Информатика: учебник для 5 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.
  2. Босова Л. Л. Информатика: учебник для 7 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.
  3. Босова Л. Л. Информатика. 5–6 классы: методическое пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
  4. Босова Л. Л. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
  5. Босова Л. Л. Информатика. 10–11 классы. Базовый уровень: методическое пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
  6. Босова Л. Л. Информатика: учебник для 10 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021.
  7. Семакин И. Г. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.
  8. Семакин И. Г. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: 1 часть. — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
  9. Семакин И. Г. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: 2 часть. — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
  10. Семакин И. Г. Информатика: методическое пособие для 7–9 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
  11. Семакин И. Г. Информатика. 10–11 классы. Базовый уровень: методическое пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
  12. Угринович Н. Д. Информатика: учебник для 7 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
  13. Угринович Н. Д. Информатика: учебник для 10 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021.