Визуализация в обучении иностранному языку посредством использования интернет-технологий | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XXX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, май 2022)

Дата публикации: 30.05.2022

Статья просмотрена: 263 раза

Библиографическое описание:

Сачек, О. В. Визуализация в обучении иностранному языку посредством использования интернет-технологий / О. В. Сачек, М. В. Татарникова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 20-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/446/17216/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье авторы пытаются определить основные техники и приёмы визуализации для организации учебного материала на уроках иностранного языка посредством использования Интернет-приложений.

Ключевые слова: визуализация, техники и приёмы, познавательная активность, интерактивная доска, изучение иностранного языка.

Сегодня, в условиях коммуникации в мировых масштабах, знание иностранного языка как никогда актуально. Процесс преподавания находится в постоянном изменении, на смену традиционным подходам приходят новые средства и технологии, призванные повысить эффективность обучения и мотивацию к изучению языка, а также способствовать развитию познавательной активности учащихся.

Как же активизировать познавательную активность у учащихся на учебных занятиях? Чтобы заинтересовать ребёнка, увлечь его полезной и увлекательной деятельностью явно недостаточно традиционных методов, направленных на передачу знаний. Необходим комплексный подход, предусматривающий моделирование жизненных ситуаций и позволяющий развить склонность к личностному самоопределению, мотивацию к познавательной деятельности и формирование ключевых компетенций.

Согласимся с мнением Хуторского А. В., что все ключевые компетенции предполагают прежде всего, формирование способностей у учащихся находить и применять нужную информацию, быть готовым к постоянному самосовершенствованию [6].

Перед педагогами открываются широкие возможности, также как и разнообразие приёмов и методов проведения учебных занятий. Довольно часто в процессе обучения иностранным языкам приходится сталкиваться с проблемой выбора инструмента для повышения и поддержания познавательного интереса обучающихся к активной деятельности.

В решении данной проблемы на помощь приходят различные современные средства информационно-коммуникационных технологий, среди которых, техники и приёмы визуализации активно занимают лидирующее место в образовательном процессе.

Родоначальником символических структур визуализации справедливо считается В. Ф. Шаталов, по мнению которого, важнейшим элементом в обучении являются опорные сигналы . Шаталов отмечет их преимущество: облегчать «ребятам процесс запоминания и воспроизведения» информации; определять «рамки ответа каждого ученика во время устного ответа», что имеет большое значение для осмысления учащимися изучаемой информации [5, с. 34].

Визуализация стала определенным вызовом для системы образования, в том числе иноязычного. Применение элементов визуализации открывает в образовательном процессе большие перспективы для личностного роста и развития обучающихся, поскольку они позволяют приобретать такие значимые для них качества, как: креативное мышление, умение плодотворно работать в команде, быстро принимать решения, осуществлять коммуникацию [4, c. 871].

Визуализацию можно использовать на всех этапах обучения иностранному языку: на этапе целеполагания, при объяснении нового материала, при повторении, на операционно-деятельностном этапе учебного занятия, при проведении контроля.

Достаточно интересными и популярными для реализации принципа визуализации являются Интернет-приложения: Wordar t и ресурс Barabook , а также такие приёмы и технологии как кроссенс, облако слов, инфографика, скрайбинг и др.

Хотелось бы отметить эффективность использования интерактивного ресурса Wordwall на уроке иностранного языка. Ресурс предлагает множество разнообразных шаблонов для создания интерактивных заданий: телевикторина, кроссворд, карточная колода, лабиринт, воздушный шар, задания на соотнесение, выбор правильного ответа. Созданные при помощи ресурса интерактивные задания можно распечатать и предъявить в виде раздаточного материала.

Так, на начальном этапе работы с лексикой, когда раскрывается значение слов, эффективны задания на соответствие — сопоставление слова и его значения ( Match up , Open the box ), сортировку — распределение слов по определенному признаку ( Sort out ).

Упражнения более сложного уровня ( Find the match , Random box ) лучше использовать при закреплении и контроле учебного материала. Программа сразу показывает правильность ответа, что дает возможность учащемуся самостоятельно исправить ошибку, тем самым создавая ситуацию успеха.

Также программа предлагает возможность организовать дискуссии, мозговой штурм с применением таких упражнений как, например, колесо фортуны ( Random wheel ).

Эффективным доказало себя применение приложения «Барабук», представляющего собой платформу, при помощи которой, педагог может реализовать процесс обучения иностранному языку, используя созданные карточки. « Барабук» это сервис для заучивания лексики, различных определений, фразовых глаголов, а также повторения текстовой информации. Наборы карточек можно сохранять в “облаке”, а затем воспользоваться в любой момент времени с любого устройства. На рисунке можно увидеть пример использования приложения « Барабук » для тренировки лексических единиц при изучении темы «Одежда» в 4 классе.

Современный мир предполагает постоянное увеличение потоков информации и средств, с помощью которых информация может быть представлена [1]. Одним из наиболее эффективных способов работы с информационными потоками в эпоху цифровизации может служить инфографика.

Рассмотрим одну из разновидностей инфографики — создание красочных презентаций к уроку при помощи шаблонов в приложении С anvas . Работая с данным приложением, педагог, совместно с учащимися, может создать проектную команду, например, проект создания стенгазеты или буклета по определенной теме. Так, работая над темой «Школа», в 6 классе учащиеся создают собственные буклеты о правилах поведения в гимназии.

Приложение Canvas позволяет также приготовить своего рода сценарий-презентацию к уроку, состоящую из отдельных страниц (слайдов, сцен, обстановок), которая, в свою очередь, дает возможность оперировать большим объемом информации на уроке и развивать у учащихся визуальную грамотность.

Кроссенс — означает «пересечение смыслов». Представляет собой ассоциативную цепочку из 9 картинок, замкнутых в стандартное поле, как для игры в крестики-нолики. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько [2, c. 61].

Например, в 8 классе, изучая тему «Книги», можно предложить учащимся кроссенс на слайде интерактивной доски в приложении SMART Notebook 9 отделений (8 из них с определениями, в середине картинка с вопросом). Учащимся предлагается определить тему нового раздела, двигаясь по часовой стрелке. На слайде видно, что при помощи страниц программы SMARTNotebook можно представить различную информацию: текст, графические объекты, анимацию, аудио- и видеоматериалы, интерактивные задания и др.

В арсенале технических средств педагога, при помощи которых мы эффективно используем различные техники визуализации, интерактивная доска как средство интенсификации процесса обучения занимает весомую позицию.

Облако слов — это визуальное представление списка категорий или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами. Ключевые слова чаще всего представляют собой отдельные слова, и важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта и цветом [2, c. 60].

Приведем пример возможности использования данной техники при помощи приложения WordArt для 5 класса по теме «Летний отдых». Так, на этапе целеполагания, можно раздать каждому учащемуся небольшие листочки бумаги в форме лепестка «цветка» с одним из слов из облака. Задача — применяя приём «Mimeit» мимикой и жестами изобразить слово, а после того, как все учащиеся сыграют свои роли, проверить правильность выполнения задания и продемонстрировать облако из слов, тем самым подойти к основным целям урока.

Техника «скрайбинг» — это использование зарисовок для проведения уроков. Значимым в использовании скрайбинга является то, что все зарисовки можно подготовить заранее, а при создании презентации могут использоваться готовые картинки, графики, аудио- и видеоряд.

С помощью скрайбинга можно удачно «экранизировать» сюжет урока, что подойдёт для объяснения нового материала и контроля знаний [3, c. 58]. На рисунке можно увидеть пример использования данной техники в рамках темы «Жанры литературы» в 8 классе. На слайде интерактивной доски размещаются картинки с видами литературных жанров, правильность воспроизведения проверяется при помощи инструмента «Волшебное перо» и «Ластик», в рамках работы в приложении SMARTNotebook.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что, используемая в обучении иностранным языкам система средств визуализации предусматривает в качестве цели реализацию учебного, воспитательного, развивающего и познавательного потенциалов иноязычного образования.

Применение различных техник и средств визуализации в иноязычном образовании позволяет передать в доступной и познавательной форме знания лексики, грамматики, а также активно способствует формированию ключевых компетенций учащихся. Мы считаем, что нужно активно продолжать развитие этого направления в обучении.

Анализируя собственный опыт применения техник и приёмов визуализации, мы можем утверждать, что их включение в процесс изучения иностранного языка имеют огромный потенциал для его усвоения.

Литература:

  1. Ермолаева, Ж.Е., Герасимова, И.Н., Лопухова, О. В. Инфографика как
  2. способ визуализации учебной информации // Концепт. — 2014. — № 11. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14302.htm. — Дата доступа: 12.04.2022.
  3. Закревская, А.М. использование различных техник визуализации на уроках иностранного языка / А. М. Закревская // Замежныя мовы. -2022. -№ 1. — С. 60–64.
  4. Попова, Т. М., Поддубных Е. Н. Инновационные техники визуализации средствами информационно-коммуникационных технологий/ Т. М. Попова, Е. Н. Поддубных. // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». — 2014. –Том 5, № 3. — 57–62 С.
  5. Путистина, О. В. Когнитивная визуализация как способ развития учебной автономии в иноязычном образовании/О. В. Путистина. // Педагогика. Вопросы теории и практики. -2021. -Том 6, № 5. — 871–877 С.
  6. Челнокова, Т. А. Техники визуализации и их применение в организации работы современных учащихся с учебной информацией/Т. А. Челнокова. // Педагогика и Психология образования. — 2019. № 3. — 30–42 С.
  7. Хуторской, А. В. Образовательные компетенции и методология дидактики. К 90-летию со дня рождения В. В. Краевского. [Электронный ресурс] // А. В. Хуторской. Персональный сайт — Хроника бытия. — Режим доступа: https://khutorskoy.ru/be/2016/0922/index.htm — Дата доступа: 21.04.2022 г.