Применение тьюторских технологий как фактор формирования интереса школьников к изучению русского языка и литературы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, февраль 2021)

Дата публикации: 20.01.2021

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Сур, А. Е. Применение тьюторских технологий как фактор формирования интереса школьников к изучению русского языка и литературы / А. Е. Сур. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/387/16338/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье автор рассматривает влияние применения тьюторских технологий во время и вне учебных занятий на формирование у школьников интереса к изучаемому предмету (русский язык и литература).

Ключевые слова : тьютор, тьюторское сопровождение, общеобразовательная школа, урок русского языка и литературы, внеурочная деятельность.

Тьюторское сопровождение — это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.

Организация деятельности тьютора в школе определяется соответствующей нормативной базой. Основополагающим документом является квалификационная характеристика тьютора (приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009), согласно которой тьютор имеет следующие должностные обязанности:

− Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;

− Оценивает имеющиеся у тьюторанта ресурсы всех видов для реализации поставленных целей;

− Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения;

− Организует взаимодействие обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана;

− Организует взаимодействие с родителями по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся;

− Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования;

− Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей;

− Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона;

− Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения;

− Способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося;

− Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы, учитывая успешность самоопределения обучающихся.

Таким образом, тьюторское сопровождение — это долгосрочный и непрерывный процесс. Непрерывное тьюторское сопровождение детей позволит осмыслить педагогу свою роль в личностном росте обучающегося и приобрести опыт грамотного подбора форм взаимодействия.

Одним из важнейших, на наш взгляд, аспектом влияния на формирование интереса школьника к изучению предметов является участие во внеурочных мероприятиях. В гимназии 118 (г. Ростов-на-Дону), на базе которой проводилось исследование, осуществляет свою деятельность литературно-театральный Чеховский клуб. Участниками клуба являются как школьники, так и педагоги. Это помогает не только углубить знания детей в определенной предметной области, но и вовлечь их в учебный процесс. Дети, задействованные в деятельности клуба, принимают более активное участие в уроках литературы, развиваются и стимулируют к развитию других одноклассников. Чеховский клуб «Классика» во многом напоминает детям живой организм, который вместе с ними может чувствовать: радоваться и переживать, поддерживать людей, причастных к нему, в моменты необходимости.

История создания клуба такова: в 2010 году группа учеников, интересовавшихся литературой, вместе со своим учителем отправились в небольшую поездку в город Таганрог. После возвращения в школу и обсуждения поездки, ее участники единогласно пришли к мнению, что результат небольшого, но насыщенного и увлекательного путешествия надо закрепить. Так и было принято решение создать клуб. После обсуждений было принято решение клубу название, создать герб, определить день заседаний, их формат, а также правила вступления в клуб. Примечательно, что в обсуждениях принимали участие преимущественно дети. И создание клуба, который функционирует до сих пор, — их идея.

Каждое заседание для членов Клуба приравнивается к маленькому празднику. Среди будних, загруженных уроками, домашними заданиями и подготовкой к экзаменам, иметь возможность в кругу единомышленников поговорить о литературе, поиграть в творческие и развивающие игры, организовать театральную постановку — это то, что учащиеся очень ценят. Такая деятельность не только прививает интерес к предмету, но и интерес к учебе в целом. Заседания строятся в клубе по особой трехчастной структуре: лекция, развлечение, сюрприз. Именно поэтому школьники, члены клуба, каждый раз идут на заседание в предвкушении чего-то нового и интересного, и каждый раз уходят довольными.

Благодаря существованию клуба проводятся образовательные практики в станицу Вешенскую и город Таганрог. Регулярно члены клуба выезжают в эти места и полностью погружаются в ту атмосферу, когда жили и творили писатели. Школьники посещают увлекательнейшие экскурсии, изучают творчество А. П. Чехова и М. А. Шолохова, пишут исследовательские работы по возвращению из поездки. В рамках перехода на дистанционное образование данные поездки можно заменить виртуальными экскурсиями по литературным местам.

Одни из самых ярких событий из деятельности клуба, которые все обучающиеся ждут с нетерпением, — это спектакли, которые члены клуба ставят каждый год под руководством педагогов. Спектакль — это не то, что ставится за пару дней. И даже пары месяцев будет недостаточно. С самого начала учебного года ведутся приготовления к спектаклю, пишется сценарий, подбираются роли и так далее. Постановка спектакля — это очень трудоёмкий процесс, которые нельзя недооценивать. Но члены клуба каждый год справляются с этим на «ура».

Каждый год к клубу присоединяются новые участники. Дети с удовольствием изучают литературу и посещают внеурочные мероприятия.

Даже в рамках дистанционного образования, мы уверены, при поддержке грамотных педагогов и тьюторов школьники с успехом могут посещать внеурочные занятия по литературе и другим предметам. Ведь дистанционное обучение — это множество новых возможностей, которые не перестают нас удивлять.