Обучение движениям рукоборцев в армрестлинге | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, февраль 2021)

Дата публикации: 13.01.2021

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Рахматов, А. И. Обучение движениям рукоборцев в армрестлинге / А. И. Рахматов. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/387/16254/ (дата обращения: 05.05.2024).



В данной статье автор рассматривает важность и необходимость использования активных методов обучения, выполняющих направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в обучении рукоборцев в высших учебных заведениях, способствующих активному воспитанию студентов физической культуры.

Ключевые слова: биомеханические принципы, технические средства обучения, навыки, физическое воспитание, тренировочный процесс.

Во время обучения спортивным движениям спортсмен-рукоборец приобретает множество навыков. Множество разнообразных двигательных действий в спорте, их различная направленность и специфика условий выполнения ставят перед спортсменом множество проблем разного характера. Безусловно, что для овладения каждым движением требуется определенный педагогический подход, учитывающий его специфику, а также и особенности навыков, необходимых спортсменам для наиболее успешного освоения.

Осваивая биомеханическую структуру движения, спортсмены приобретают множество комплексных навыков, которые включают, наряду с двигательными, сенсорные и перцептивные навыки, навыки концентрации, распределения и переключения внимания, имажинативные, умственные и многие другие. В каждом случае значение того или иного навыка может быть доминирующим или второстепенным. Это прежде всего определяется спецификой данного вида спорта, особенностями двигательных заданий и целевых установок.

Для обеспечения оптимальных условий формирования двигательных и многих других навыков при обучении спортивным движениям в педагогическом процессе применяются разнообразные технические средства. Они позволяют педагогу-тренеру программировать и контролировать двигательные задания различной целевой направленности, а спортсмену — успешно преодолевать трудности, обусловленные естественными диалектическими противоречиями между собственными двигательными возможностями и целевыми установками, на достижение которых направлена его деятельность в процессе тренировки.

Понятие «технические средства обучения» (ТСО) соединяет в себе разнородную группу инструментов, устройств, приспособлений и приборов, которыми пользуются педагоги и спортсмены для повышения эффективности тренировочного процесса. На практике физического воспитания и спорта ТСО классифицируются по различным признакам. В зависимости от места ТСО в педагогическом процессе они подразделяются на тренажеры, АСУ и другие средства технического обеспечения.

Тренажеры — это устройства, с помощью которых моделируются в обучении условия выполнения спортивных движений.

Тренажеры классифицируются: по назначению (устройства, применяемые с целью развития двигательных способностей, технические средства, используемые с целью развития двигательных качеств; устройства, предназначенные для управления процессом формирования специальных двигательных навыков); по направленности (на освоение геометрии движений, биокинематической или биодинамической структуры движений); по области моделирования (спортивных снарядов, других внешних и внутренних по отношению к обучаемому спортсмену явлений и условий среды); по способу моделирования (основанному на использовании механических факторов, информационных факторов, логических схем); по характеру информационного обмена (с дублированием обратной связи, без дублирования обратной связи, с использованием звуковых, слуховых и других каналов связи).

С помощью тренажеров можно моделировать разнообразные факторы и явления внешней среды, взаимодействия различных объектов (включая тело человека) при обучении, конструктивно они могут быть выполнены на базе самых разных элементов или процессов: механических, электрических, логических, информационных и т. д. Самым существенным является не то, из чего или на какой элементной базе сделан тот или иной тренажер, а то, какие биомеханические структуры движений он позволяет моделировать и на сколько заложенный в нем принцип моделирования соответствует объективной реальности двигательной деятельности в данном виде спорта, на сколько вообще его применение отвечает поставленным задачам обучения или двигательного совершенствования.

Внешняя среда, в которой индивиду приходится выполнять движения, отличается большим разнообразием и, как правило, оказывает самое существенное влияние не только на качество, но и на весь характер и направленность двигательной деятельности спортсмена. Из всего многообразия воздействий внешней среды можно выделить несколько факторов, наиболее ощутимо влияющих на процесс обучения движениям и на двигательное совершенствование спортсменов в тренировке. Прежде всего — это механические факторы. Они обусловлены действием сил земной гравитации, наличием массы и энергии у всех взаимодействующих с телом человека материальных тел. Знание биомеханических закономерностей взаимодействия тела спортсмена с окружающей средой позволяет учитывать все основные механические факторы среды и на этой основе создавать тренажеры, искусственно моделирующие естественные условия выполнения спортивных движений.

Другим важным элементом среды является информация. Каждый спортсмен, осуществляющий при выполнении физических упражнений тот или иной вид деятельности, а значит и взаимодействия со средой, ощущает острую потребность в информации. Причем для него ценна только та информация, которая способствует достижению основной цели — высокого спортивного результата. Тренажерные системы, в основе конструкции которых заложены принципы моделирования информационных процессов, позволяют создать для спортсмена такие искусственные условия информационного обеспечения, которые позволят ему наилучшим образом решить двигательную задачу при обучении и техническом совершенствовании.

При конструировании тренажеров необходимо учитывать то, что кроме информационных и механических существует огромное количество других факторов внешней среды, так или иначе влияющих на выполнение спортсменом физических упражнений. Поэтому возможности для моделирования такой внешней среды в спортивной тренировке практически не ограничены, как не ограничены и возможности конструирования на этой основе тренажерных систем.

Есть еще два конкретных аспекта, характеризующих внешнюю среду. Один из них может быть отнесен к механическим факторам среды, которые уже рассматривались. Речь идет о спортивных снарядах, с которыми механически взаимодействует тело спортсмена при движениях. Естественно, что спортивные снаряды также можно моделировать и на основе этого создавать различного типа тренажеры. Другой аспект — особый, он имеет место не во всех видах физических упражнений и характеризуется необычайной сложностью. В единоборствах, спортивных играх, парной акробатике, парном фигурном катании и в некоторых других видах спорта понятие «внешняя среда», кроме обычных факторов, включает так называемое человеческое звено. Другими словами, спортсмен, выполняющий то или иное физическое упражнение, взаимодействует с другим человеком, который иногда помогает в достижении целей (спортивные игры, фигурное катание), а чаще мешает этому (единоборства). Такое взаимодействие определяется сложностью и многообразием не только физических (механических) проявлений, но и широким спектром информационных, психологических и многих других факторов, отражающих не только двигательные возможности, но и свойства человеческой личности. Моделировать абсолютно все особенности таких взаимодействий с помощью тренажеров сегодня еще не представляется возможным. По-видимому, имеет смысл конструировать тренажерные системы, моделирующие отдельные, наиболее важные, для каждого конкретного вида физических упражнений, условия взаимодействия спортсменов. Такие тренажеры, имитирующие некоторые механические условия взаимодействия соперников, широко известны в спортивной борьбе. Это всевозможные манекены, по своему внешнему антропоморфному виду, линейным и массовым соотношениям имитирующие тело соперника, имеющего определенную весовую категорию. Применение таких тренажерных систем позволяет формировать у спортсменов в процессе работы соответствующие координационные взаимоотношения. Существуют также тренажерные системы, моделирующие информационную деятельность одного или нескольких спортсменов, решающих определенные тактические задачи, как в единоборствах (боксе, фехтовании), так и в спортивных играх (баскетбол, футбол, гандбол).

Характер информационного обмена в процессе обучения движениям предусматривает наличие обратной связи между спортсменом и тренером, а также и внутри организма каждого индивида. Очевидно, что без такой внутренней обратной связи не невозможно выполнять какие-либо движения, но и вообще невозможно обеспечивать жизнедеятельность организма человека. Однако при обучении движениям, особенно движениям со сложно- координационной структурой, такая связь оказывается недостаточно надежной, особенно на начальных этапах обучения. Ненадежна обратная связь между тренером и спортсменом, ненадежна и обратная связь в организме спортсмена, выполняющего двигательные задания. И в том, и в другом случае информация часто не доходит до адресата, теряется или искажается. Для того чтобы избежать этого, в тренировочном процессе применяются специальные тренажеры, обеспечивающие дублирование обратной связи. Некоторые такие тренажеры дублируют обратную связь между тренером и спортсменом, другие дублируют обратную связь для самого спортсмена, который в таком случае получает дополнительную информацию о результатах своих двигательных действий при освоении изучаемых им движений.

Все тренажеры, независимо от того, какую область спортивно-педагогической деятельности и каким способом они моделируют, должны иметь четкую целевую направленность. Поскольку каждое осваиваемое в спортивной тренировке движение представляет собой сложную, многокомпонентную и многоструктурную биомеханическую систему, необходимо, чтобы применение тренажерных устройств обеспечивало эффективное освоение каких-либо конкретных элементов этой системы. С биомеханической точки зрения наиболее целесообразно выделить такие важнейшие фрагменты систем осваиваемых спортивных движений, как геометрическая, биокинематическая, биодинамическая, координационная, информационная и некоторые другие структуры. При обучении движениям и совершенствовании техники физических упражнений часто возникает необходимость акцентировать особое внимание на какой-либо из этих структур. В таком случае на помощь приходят тренеры. С их помощью это возможно выполнить наилучшим образом, так как тренажер является педагогическим средством концентрированного, остро направленного воздействия. Наиболее часто тренажерные устройства используются для совершенствования геометрической структуры движений при обучении стартовым действиям в различных видах спорта: биокинематической — в художественной гимнастике, фигурном катании; биодинамической — в тяжелой атлетике; координационной и информационной структур — в спортивных играх и единоборстве и т. д. В последнее время, наряду с тренажерными устройствами, в тренировочный процесс стали внедряться АСУ. В частности, обусловлено широким и повсеместным развитием электронно-вычислительной техники. Достижение высоких спортивных результатов зависит от эффективности тренировочного процесса, который, по существу, может рассматриваться как своеобразный сложный процесс управления. Педагог-тренер должен применять в тренировке такие модели управления, которые наиболее полно отражают специфику спортивной деятельности.

Сегодня большой вклад в качество управления в различных областях человеческой деятельности вносит теория автоматического управления, на базе которой успешно разрабатываются и используются системы автоматического или автоматизированного управления. Данная теория находит широкое применение и в педагогике спорта.

Результаты исследовании показывают, что резервы повышения качества педагогического управления следует искать в информационной структуре процесса обучения спортивным движениям. В современной тренировке условия информационного взаимодействия тренера и спортсменов не отвечают в достаточной мере решаемым педагогическим задачам.

Литература:

  1. Армрестлинг: учебно-методические рекомендации / сост.: М. А. Правдов. — Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010.
  2. Ахтемзянов Ф. Ю., Акишин Б. А. Армспорт в вузе: учебное пособие. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2006.
  3. Бельский И. В. Системы эффективной тренировки / И. В. Бельский.- Минск: Вида-Н, 2003.
  4. Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовки. — М., 1997.
  5. Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса. М., 1985.
  6. Воробьев А. Н. Тяжелая атлетика / А. Н. Воробьев. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — С. 94–117.