Организационно-методические условия деятельности команды педагогов ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО инклюзивной практики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Иванова, С. В. Организационно-методические условия деятельности команды педагогов ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО инклюзивной практики / С. В. Иванова, Т. В. Бросова, С. Г. Князева, С. В. Наськина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16063/ (дата обращения: 01.05.2024).



Инклюзия нацелена не на изменение или исправление ребёнка, а на приспособление социальной и образовательной среды к возможностям данного ребёнка.

Ульям Янсон.

Статья посвящена организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении. Рассматриваются направления коррекционной работы с детьми ограниченными возможностями здоровья. А также выявлены условия для эффективной реализации инклюзивной формы образования в общеобразовательном дошкольном учреждении.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья.

The article is devoted to the organization of support of children with disabilities in the context of implementation of inclusive practices in General education preschool. The author considers the directions of correctional work with children with disabilities. As well as the conditions for effective implementation of inclusive education in preschool educational institution.

Key words: inclusive education, disabilities.

С введением ФГОС ДО перед дошкольными образовательными учреждениями возникла задача: осуществить успешный переход педагога к реализации ФОГС ДО в рамках инклюзивной практики.

В последние годы в российском образовании актуализируются ценности инклюзивного образования, которое нацелено не только на традиционные образовательные достижения, но и на обеспечение полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе всех его членов, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья воспитанников.

Актуальность данной работы диктуется слабой разработанностью проблемы инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях.

Основной целью образовательного управления в процессе становления инклюзивной практики является обеспечение условий для успешного внедрения инклюзивного дошкольного образования:

Одним из главных условий организации инклюзивного процесса является командное управление педагогов. Командное управление — это группа специалистов, объединенная пониманием перспективы развития ДОУ и проводящая в коллективе единую политику по достижению поставленных целей. Как правило, в любом дошкольном образовательном учреждении должен быть лидер желательно со специальным образованием, который понимает идеологию инклюзии и может создать особую атмосферу, подобрать правильную команду, обучить ее и попытаться выстроить взаимоотношения с родителями и другими общественными организациями.

Термин «команда» часто отождествляется с понятием «коллектив». Идея коллективизма была разработана в отечественной науке А. С. Макаренко. В понимании Сухомлинского, коллективом является малая группа, цели которой совпадают с общественными целями. Он писал о созданном и воспитанном им педагогическом коллективе Павлышской школы: «Наш педагогический коллектив — творческое содружество единомышленников, каждый вносит свой индивидуальный вклад в коллективное творчество, каждый обогащаясь духовно благодаря творчеству коллектива, в то же время духовно обогащает своих товарищей» [6, с. 90].

Основной целью методической работы дошкольного учреждения в период внедрения ФГОС является создание модели деятельности команды педагогов для их полноценного раскрытия и реализации потенциала личности, в основе которого лежит принцип управления. Это — принцип совместного принятия решения участниками образовательного процесса. На основе данного принципа определяется структура управления инклюзивным процессом:

1) научно-методический совет ДОУ;

2) психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ;

3) педагогический коллектив инклюзивной группы;

Формой командного управления ДОУ является научно-методический совет, который решает стратегические и оперативные задачи. В научно-методический совет входят заведующий, координатор по инклюзии, руководители различных служб ДОУ (консультативный пункт, ранняя помощь, лекотека, центр психологической работы («Центр Поддержка Детства», Центр «Семья»), старший воспитатель, дефектолог, логопед, воспитатели групп.

Научно-методический совет разрабатывает концепцию развития инклюзивной практики в ДОУ, программу развития и годовой план; определяет направления разработки и план внедрения новых технологий дошкольного образования; обобщает имеющийся опыт в области инклюзивной практики; определяет перечень необходимых научно-практических материалов.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) создается для проведения психолого-педагогической оценки динамики развития ребенка и определения механизмов и конкретных способов реализации индивидуального образовательного маршрута (на основании результатов диагностики и рекомендаций, полученных от ПМПК), а также для разработки индивидуальной образовательной программы и оценки результативности выбранных методов и технологий помощи ребенку и его адаптации в ДОУ.

Педагогический коллектив инклюзивной группы дошкольного учреждения включает в себя: воспитателей, логопеда, дефектолога, педагога-психолога, старшего воспитателя, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. Цель работы этого коллектива — организация детско-взрослой общности как социальной модели, в которой каждый человек является ресурсом для другого человека.

На сегодняшний день практика показывает, что развитие инклюзивного образования в общеразвивающих детских садах — процесс сложный, многогранный. Педагоги и администрация образовательных учреждений, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

Организуемая работа в дошкольном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья должна постоянно совершенствоваться. Безусловно, что каждый из нас (педагогов) по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ, но если мы объединимся в команду, то сможем сделать для таких детей гораздо больше и лучше.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Общие вопросы дефектологии — М.: Просвещение, 1995г.
  2. Иванова С. В. Организационно-методические условия деятельности команды педагогов ДОУ в условиях инклюзивной практики // Актуальные вопросы психологии и специального образования. Материалы студенческой научно-практической конференции факультета психологии и специального образования, СГСПУ, Самара, 12 апреля 2017, С.94–98.
  3. Модель методической работы в ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО. Краснодар, 2019г.
  4. Пометун А. В., Организация командной деятельности в педагогическом коллективе /А. Пометун, Л. Середняк, И. Сущенко, А. Янушкевич //Директор шк. — 2005. — № 6–7. — С. 59–73.
  5. Профессионализм воспитателя как необходимое условие внедрение ФГОС. Московский городской психолого-педагогический университет. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, М. 2014г.
  6. Сабельникова C. И., Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения. — 2009. — С. 25–28.
  7. Сухомлинский А. В., Методика воспитания коллектива / А. В. Сухомлинский- М.: Просвещение, 1981. — 192с.